УДК 378(477): 7.012:711

Педагогика и психология

Бондаренко В.В.

Харьковская государственная академия дизайна и искусств

К вопросу о подготовке дизайнеров  для решения
вопросов городского строительства

Рассматриваются вопросы подготовки дизайнеров различных специализаций в Харьковской государственной академии дизайна и искусств. Подготовка специалистов направлена на получение профессионального мастерства, дающего возможность в процессе учебы выполнять реальные дизайнерские работы.

The questions of designer’s training of different specialities are considered at the Kharkiv State academy of design and art. The training of specialists is directed for getting professional training, giving the opportunity to fulfill the real designers in the process of study.

Введение.

Последнее десятилетие характеризуется большими объемами городского строительства. Наиболее активно осуществляется строительство жилых зданий, предприятий торговли и общественного питания, офисных и культурно-развлекательных центров. В центральной части больших городов используется каждый квадратный метр земли. Благодаря современным технологиям строительства здания возникают даже на маленьких площадях внутри существующей городской застройки.

Второе направление в современном строительстве — реконструкция старых зданий или первых этажей жилых зданий и использование их под новые функции. Чаще всего сегодня на первых этажах располагаются магазины различного назначения и предприятия общественного питания. Иногда также «осваиваются» под эти функции полуподвальные и подвальные помещения.

Особое место занимает вопрос о реконструкции недостроенных или старых промышленных зданий и их территорий под новые функции.

Третьим направлением городского строительства является ландшафтный дизайн, который помогает урбанистические центры больших городов соединить в общую систему. Именно с помощью этого направления дизайна удается решать не только территории, прилегающие к зданиям, но и создавать в системе больших городов рекреационные зоны для отдыха проживающих там людей.

Очень активно в последние годы начал также развиваться световой дизайн. Это отдельная область дизайна, которая дает возможность в вечернее время «оживать» фасадам зданий, скульптурным памятникам, парковым зонам. Сегодня светотехники совместно с дизайнерами разработали новые системы искусственного освещения, которые позволяют получать не только цветное освещение, но и делать его динамичным во времени. Игра света и цвета иногда дополняется музыкальным сопровождением, особенно при освещении городских фонтанов. Система подачи воды в фонтанах, высота струи и характер ее «разбрызгивания» во взаимосвязи с тремя компонентами: свет, цвет, музыка — дают возможность создавать интересные театральные действия.

Специалисты-дизайнеры сегодня востребованы также, как архитекторы и строители. В связи с этим исключительно актуальным является вопрос о подготовке дизайнеров различного направления.

Ведущим ВУЗом Украины, который готовит дизайнеров в течение 45 лет, является Харьковская государственная академия дизайна и искусств. Поиск путей развития дизайнерских специальностей начался с 1963 года.

Сегодня академия представляет собой учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов станковых и дизайнерских специальностей. Именно на станковых специализациях, в первую очередь, создаются те академические традиции художественного образования, которые являются базовыми для развития дизайнерского образования.

В настоящее время подготовка дизайнеров является важной государственной задачей, ибо именно сейчас с каждым годом увеличивается объем строительных работ, вводятся в действие много малых промышленных предприятий, закладываются основы «реанимации» производств, которые долгие годы практически не функционировали.

В последние годы проводится много форумов, симпозиумов, конференций, выставок, где обсуждаются вопросы подготовки специалистов-дизайнеров. Это: Международный форум «Дизайн-образование», который проходит на базе Харьковской государственной академии дизайна и искусств, Международный смотр-конкурс дипломных работ выпускников архитектурных и художественных вузов, который проводится ежегодно в разных городах Украины. Участвует академия также в международных акциях, которые проходят в зарубежных странах.

Анализ последних работ различных авторов [2, 3, 4, 5] показывает, что сегодня актуальность подготовки специалистов-дизайнеров очень велика. Их готовят как в художественных вузах, так и в технических, как в государственных учебных заведениях, так и в частных.

Цель статьи.

Целью данной статьи является анализ подготовки специалистов-дизайнеров и поиск новых путей их готовности к профессиональной дизайнерской деятельности в системе городского строительства.

Результаты работы.

Харьковская государственная академия дизайна и искусств осуществляет подготовку по специальности «Дизайн» по разным специализациям: промышленный дизайн, графический дизайн, компьютерный дизайн, дизайн среды, ландшафтный дизайн, дизайн мебели, дизайн текстиля и дизайн костюма. Самой молодой является специализация «Дизайн мебели».

Наиболее востребованными сегодня в системе городского строительства и хозяйства являются выпускники специализаций: дизайн среды, ландшафтный дизайн и дизайн мебели.

Подготовка дизайнеров по проектированию интерьеров построена таким образом, чтобы постепенно, в процессе обучения студент изучал и проектировал интерьеры жилых, общественных и промышленных зданий. В отдельный блок выделены задачи по проектированию ярмарок и выставок.  Свою специфику имеют также и задания по ландшафтному дизайну [3]. Все эти направления связаны с городским строительством.

Наши педагогические принципы и технологии обучения обоснованы всемирно известными принципами по художественному и дизайнерскому образованию о так называемом трехкомпонентном этапе познания основных средств решения композиции: материальном, пластическом и художественном. Учитываются также принципы: от простого – к сложному, от незнакомого – к знакомому, от непознанного – к познанному, от чувственного – к рациональному, от реального – к абстрактному, от подсознательного – к сознательному, от энтропии – к порядку и другие. Применение этих принципов в условиях высших учебных заведений осуществляется с целью придания особого импульса эффективного роста творческого мышления студентов. Мы уверены, что через синтез художественного чувства и творческого мышления можно подготовить мировоззрение студентов, их концептуальное отношение к окружающей среде, увиденному предметному миру на более высоком уровне. Благодаря этим принципам можно развить у студента образное мышление.

Новая парадигма воспитания дизайнера должна исходить из того, что в жизни человека большое значение имеют не только люди, общество, но и окружающая среда, с которой он так или иначе вступает в контакт. Проектирование целостной и гармоничной среды обитания человека, а именно, осознание того факта, что человек не утрачивает потребность в сенситивном  познании окружающего пространства, создает необходимость формирования удобных, функционально и технически грамотно обустроенных интерьеров и оборудования, находящегося в нем.

Одним из основных направлений методики подготовки дизайнеров является система реального курсового и дипломного проектирования. Начиная с третьего курса, студентам выдаются реальные архитектурные объекты, что, безусловно, способствует более серьезному отношению студентов к поставленным задачам. В отдельных случаях заказчики объявляют конкурсы на разработку проектов. Это дало возможность студентам в процессе курсового проектирования участвовать в различных конкурсах, например:

- на разработку интерьеров станций метрополитена в г.Харькове;

- на разработку интерьеров музея-квартиры Гризодубовых в г.Харькове;

- на разработку архитектурно-художественного решения интерьеров и экспозиции музея «Харьковщина в Великой отечественной войне 1941-1945 годов» в системе объектов мемориального комплекса «Высота маршала Конева» в с. Солоницевка Харьковской области.

Положителен тот факт, что студенческие проекты рассматриваются наравне с проектами профессионалов. В ряде случаев студенты привлекаются к выполнению декоративных и художественных работ на конкретных архитектурных объектах, как это происходило на мемориальном комплексе маршала Конева. Чаще всего это проводится в период проведения летних практик. Недавно, в период дипломного проектирования, студент Кугай И. выполнил декоративную роспись в Харьковском институте эндокринной патологии им. В.Я.Данилевского.

Следующей составляющей концепции подготовки специалистов является стремление направлять студенческие проекты для участия в различных выставках и конкурсах. Так, ежегодно на Украине проводятся смотры-конкурсы дипломных проектов архитектурных и художественных школ Украины. Здесь лучшие дипломный проекты обычно награждаются дипломами I и II степени. На базе ХГАДИ один раз в два года проводится Международный форум «Дизайн-образование». В рамках этого форума проходят следующие мероприятия: смотр-конкурс дипломных проектов дизайнерских школ, студенческая олимпиада по дизайну, конкурс студенческих научных работ и т.д. Активное участие принимает академия в различных конкурсах и выставках, которые проводятся в Москве, Орле, Белгороде, Курске. Нас связывают с вузами этих городов давние творческие связи.

В ноябре месяце 2007 года группа студентов принимала участие в Международном конкурсе молодых дизайнеров “Design-press” в г.Галле (Германия). Разработка конкурсных проектов проводилась по теме «Электричество». Студентка Мовенко Е. была награждена специальной премией.

В феврале 2008 года проходил Международный конкурс «Интерьер будущего», организованный немецкой фирмой KNAUF, которая изготавливает гипсовые строительные материалы. На конкурс было представлено студентами разных вузов 64 проекта. Дипломом I степени награждена студентка нашей академии Скулакова А. Поощрительный диплом «За новации в строительстве» получила Мерещук И.

Одним из векторов городского строительства и хозяйства является ландшафтное строительство или ландшафтный дизайн. Для удовлетворения эстетических и духовных потребностей каждое произведение ландшафтного искусства должно быть обращено, в первую очередь, к человеку и рассчитывать на активное положительное воздействие на него. Однако, только тогда созданный ландшафтный проект оказывает сильное эмоциональное воздействие, когда его идейное содержание находит четко обозначенное образное выражение [2].

Очень важно найти обновленную трактовку компонентов природы, их новое и непривычное звучание, а также придать им символическое, аллегорическое и семантическое содержание.

Особым направлением деятельности студентов-дизайнеров является творческое общение с архитектурно-парковыми ансамблями Харьковской области. Это усадьбы в Мерчике, Шаровке, Натальевке и др.

Работа с подобными объектами обязательно предусматривает в процессе проектирования активную научную составляющую. Проектной работе предшествует изучение вопросов истории проектирования и строительства объекта, изучение его стилистических особенностей, а также планировочной и пространственной структуры как архитектурных построек, так и парковых систем.

В последние десять лет особое место в городском строительстве занял световой дизайн. Освещение городских площадей, декоративное освещение скульптурных памятников, праздничное освещение магистралей города, светоцветовое выявление пластики фасадов зданий создает совершенно новое восприятие города в вечернее время.

Сегодня на строительном рынке появилось много новых строительных и отделочных материалов. В связи с этим на занятия к студентам периодически приглашаются консультанты, работающие в этой отрасли, которые проводят мастер-классы по вопросам технологии использования различных материалов.

Выводы.

1.          Дизайнер создает новый мир вещей и окружающую нас материальную среду, которая должна отвечать современным требованиям, новым технологиям, перспективным материалам.

2.          Мышление в творческом процессе должно расти во взаимосвязи с ощущениями, чувствами, моторными реакциями и зрительным восприятием.

3.          Подготовка дизайнеров в художественном вузе должна осуществляться, исходя из требований реальной жизни и задач, которые стоят перед промышленностью, городским строительством, социокультурной сферой.

4.          В городском строительстве и хозяйстве в равной степени должны участвовать архитекторы, строители и дизайнеры, светотехники и другие специалисты, деятельность которых должна быть направлена на строительство городов нового типа.

5.          Одним из основных направлений подготовки дизайнеров должно быть активное внедрение в учебный процесс реального курсового и дипломного проектирования.

6.          С целью активизации творческой активности студентов-дизайнеров желательно их участие в различных выставках и конкурсах по специальности, проводимых Союзами архитекторов и дизайнеров, а также различными организациями.

7.          Система стажировки и учебы студентов в зарубежных вузах должна быть расширена за счет планирования средств на эти цели со стороны  Министерства образования и науки Украины.

Список литературы:

1.     Даниленко В. Дизайн. – Харків: Вид-во ХДАДМ, 2003. – 317 с.

2.     Вісник Харківської державної академії дизайну і мистецтв: Зб. наук. пр. /За ред. Даниленка В.Я. – Харків: ХДАДМ, 2005. - №1. – частина І. – 272 с. (укр., рос., анг. мови).

3.     Вісник Харківської державної академії дизайну і мистецтв: Зб. наук. пр. /За ред. Даниленка В.Я. – Харків: ХДАДМ, 2006. - №6. – 160 с. (укр.., рос., анг. мови).

4.     Дизайн-освіта 2007: головні вектори розвитку  вищої дизайнерської освіти в контексті Болонського процесу //Збірник матеріалів Міжнародної науково-методичної конференції, 25-27 квітня 2007р., м. Харків /За заг. ред. Даниленко В.Я. – Харків: ХДАДМ, 2007. – 200с.

5.     Традиції та новації у вищій архітектурно-художній освіті /Під заг. ред. Н.Є. Трегуб. – Харків: ХХПІ, 2000. - №2-3. – 208 с. (укр.,рос., мовами).