Педагогические
науки/ 4.Стратегические направления реформирования системы образования
Еркибаева Г.Г., д.п.н., профессор кафедры «Педагогики»
Международный
казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави, г.Шымкент, Казахстан
Какой
быть школе будущего
Современная эпоха технократии высочайшие
цели образования низвела до эгоистических и узко материалистических запросов. Образовательный процесс в школах, сведенный к обучению и заботе о нем, направлен на ограниченную цель - вооружить учащихся прочными знаниями,
умениями и навыками, дать им возможность
пробиваться в жизни и преуспеть в накоплении благ
технократической цивилизации. Традиционная школа придерживалась П: Подражания, Повторения
и Послушания. При такой системе ребенок не
испытывает интереса к учебным предметам и самое главное к самому себе как к личности. В нем личность воспринимается не в ее самобытности и целостности, а через призму функционально заданных параметров - успеваемости, правильного поведения, мотивации.
Методология такого образования основывается на логико-системном
проектировании, школа социально-ориентирована, управление и воспитание в ней носят императивно-манипулятивный,
а содержание и методы обучения фрагментарный, жестко-регламентированный характер. Педагогическая наука этой эпохи универсализировала принцип авторитаризма в педагогическом процессе, увлеклась
разработкой проблем дидактики, т.е. приемов обучения, и
созданием жестких стандартов образования с усиленными возможностями развития интеллекта человека. Такое
образование давало, в основном, узкоматериалистические
знания, игнорируя их восприятие душой и сердцем, ограничивало и привело к кризису образования, о котором говорят
все ученые и педагоги. Образование в свою очередь носит стандартизированнный, социально ориентированный,
знаниецентристский характер и способствует отчуждению человека от духовности (1).
Выход из сложившейся кризисной
ситуации видится в построении комплексной, интегрированной образовательной и воспитательной системы,
обучения и развития подрастающего поколения в русле
парадигмы природо и культуроссобразной педагогики.
Главными особенностями проектируемого образования, на
наш взгляд, должны быть его гуманистичность,
демократичность, эвристичность, основанность на
синергетике, т.е. его направленность на раскрытие внутреннего
потенциала и гармоничное свободное развитие личности. Главной миссией образования становится не
трансляция социокультурных норм и готового научного знания, а в воспитание личности, способной ориентироваться в
сложном социокультурном пространстве, открытие человеку мира ценностей, ввести его в пространство национальной и общечеловеческой культуры, миротворчества, креатосферы, где
"живут" ценности истории, культуры, природы,
науки и т.д.
Теоретико-методологическими основами проектируемой педагогики являются философия
антропологии, теория экзистенциализма, гуманистическая
психология, аксеология и синергетика и ноосферное образование.
Они призваны содействовать укреплению духовно-нравственных,
гуманитарно-культурологических основ образования, на основе
единства общекультурного, социально-нравственного и профессионального аспектов становления личности,
обеспечивать устойчивое развитие ее
интеллектуального, нравственного, духовного потенциала
личности (2,3).
Согласно изложенной методологии меняется отношение к качеству образования: качественным признается такое
образование, которое полноценно выполняет свои фундаментальные функции человекообразующего, природо и
культуросообразного процесса. Реализация этих функций видится на
путях, использования возможностей триединой целостности новых педагогических подходов - феноменологического, синергетического
и аксиологического.
Качество содержания современного образования будет определяться не только его насыщенностью знаниями или ключевыми компетенциями,
но и его способностью запускать процессы личностного
развития субъектных свойств и устанавливать интегративные связи между основными сферами жизнедеятельности
личности: ценностно-мотивацонной, эмоционально-волевой и деятельностно-поведенческой.
Принципами построения образовательной
системы будут его гуманистичность,
гармонистичность, демократичность,
личностно-ориентированность,
эвристичность, природосообразность,
культуросообразность, диференцированность,
непрерывность.
Главными задачами нового образования выступают:
- раскрытие генетически детерминированных возможностей каждой личности, и ее культурная идентификация,
- социализация личности;
- актуализация
фундаментального образования;
- формирование способности личности к активной,
созидательной, творческой и преобразующей деятельности;
- привитие чувства любви к окружающему миру;
- воспитание способности к усвоению ценностей национальной и общечеловеческой культуры;
- формирование гражданских, патриотических чувств.
Основным критерием
педагогического успеха должна быть гармонично-развивающаяся, гуманистическая, поликультурная, творческая и
компетентная личность ребенка, которая вырастет в свободного и счастливого взрослого
человека.
Такая педагогическая
культура требует подпитки из
общечеловеческих, национальных и.личностных
ценностных источников. При этом надо
учесть, что образовательные системы
методологически ориентированы только
лишь на интернациональные общечеловеческие
ценности или ментальность другой цивилизации
малоэффективны, поскольку в них, как
правило, не задействуется аксиологический
принцип - культурной самоидентификации. Современное казахстанское общество в силу своей полиэтничности, многоязычия
и поликультурности выдвигает перед педагогической наукой и школьной системой целый комплекс теоретических и практических проблем, связанных с построением национальной системы
образования и интеграции в мировое
образовательное пространство. Новые
социокультурные реалии: глобализация и
проблемы мультикультурного общества выдвигает
перед нашим государством задачи разработки
собственной образовательной стратегии
и национальной модели образования. Дуйсебек А.Т. в статье «Духовно-нравственные и национально-культурные ценности как
методологическая основа содержания среднего образования» отмечает: «Чтобы в условиях глобализации и технократизма сохранить национальные
корни и обеспечить духовную независимость
Казахстана приоритетными задачами
отечественного образования должны
выступить:
-реализация национальной идеи государства в области образования;
- развитие
человеческого капитала Казахстана;
- обеспечение исторической преемственности поколений, и воспитание бережного отношения
к историческому и культурному наследию;
- сохранение
и развитие духовно-нравственных, национально-культурных ценностей
казахского, и всех народов, населяющих республику;
- воспитание патриотов Казахстана, граждан правового,
демократического государства,
- развитие способности у растущего поколения к социализации
в условиях поликультурного общества.
- формирование культуры мира и межличностных отношений» /4/.
И среди ценностей национальной модели образования выявляет следующие:
- знание казахского языка,
как родного, так и государственного языка;
- знание
национального менталитета;
- знание истории
отечества;
- знание
духовно-нравственных ценностей;
-знание национальной культуры и культурного наследия выдающихся гуманистов и просветителей;
- знание народных традиции и обычаев.
Построение содержании образования на методологии,
основанной на этих незыблемых ценностях дает возможность для поликультурной подготовки молодежи на базе национальной
культуры, перейти к принципам открытости
и диалогичности культурных компонентов
в контексте мирового образовательного
и цивилизационного пространства. В процессе
воспитания и обучения национальные, народные
корни будут давать живительную силу для
формирования личности нового типа, обладающей широким кругозором, нравственной и эстетической культурой, способной к культурно-нравственному самоопределению и
саморазвитию.
Литература
1.Бейсенова Г. Проблемы образовательного
знания в диапозитиве культур. Алматы-2005, 454 с.
2. Гузев
В. Гуманитарный прорыв
в образовании возможен. //"Народное образование", 2006. 2 с.
123-129
3. Боревская Н.Е.
"Обновление учебных планов и программ в школах КНР", // "Педагогика", 2002. №10, 85-92 с.
4.Дуйсебек А.Т. Духовно-нравственные и национально-культурные ценности как
методологическая основа содержания среднего образования //Билим-Образование, №4, 2006.-С.59-63.