Философия:
социальная философия
Теория социальной
солидарности Э.Дюркгейма
Мушич-Громыко А.В.
Начало
XX века внесло
существенные поправки в представление
социологии о том, что объектом и предметом социологии является общество, вся
общественная жизнь.
Рост
критических замечаний по поводу того, что социология претендует на роль
метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на
этой основе делать собственные глобальные выводы – вот тот основной
интеллектуальный фон, на котором рождалась социальная теория Э.Дюркгейма
(1858-1917). Он был одним из первых (или собственно первым), кто усомнился в
такой постановке. Он, прежде всего, полагал, что социология, имея своим
объектом изучение общества, не должна претендовать на некоторое «всезнайство»
об этом обществе − предметом ее
дисциплинарного интереса должны быть только социальные факты, которые и
отражают социальную реальность. Исходя из этого, он трактовал совокупную
реальность (законы, обычаи, правила поведения, религиозные верования, денежную
систему и т.д.) как объективную, в силу того, что она не зависит от
человека. Не менее важной особенностью
концепции Э.Дюркгейма было и то, что он обратился к социальным группам, высоко
оценивая роль коллективного сознания. Только благодаря этому сознанию
существует социальная интеграция, т.к. члены общества придают значение его
нормам и руководствуются ими в своей жизни.
Если же индивид не желает следовать этим нормам, возникает аномия, что
характерно для всех обществ переживающих резкое изменение своей структуры. В этой связи применение социологизма как теории общества в подходе
к исследованию причины самоубийств (у него есть специальная работа об этом)
вскрыло необычные процессы, происходящие как в обществе, так и в индивиде. Э.Дюркгейм
− один из самых известных и
уважаемых французских социологов. Его
вклад в историю мировой социологии определяется не только его собственными
идеями и концепциями, но и тем, что им фактически создана французская школа
социологии, традиции которой до сих пор оказывают серьезное влияние на стиль
мышления французских социологов, выбор ими
предмета исследования, обеспечение стратегией исследования и т.п.
Отличительной
чертой научных позиций Э.Дюркгейма стала концепция социологизма. Согласно ей социальная реальность обладает
своей спецификой, автономностью, несводимостью к другим разновидностям
реальности (например, физической, психической). Ей, следовательно, присущи свои
собственные законы, которые и должна выявлять и изучать социология. Отсюда вытекает одно из важнейших
методологических требований Э.Дюркгейма
– социальное надо объяснять социальным, исходя из социального. Ведущим своим вектором эта концепция была
направлена против бытовавшего во времена Э.Дюркгейма психологизма в трактовке
социальных явлений. В чем же в таком
случае обнаруживается качественная специфика общества? Ответ Э.Дюркгейма: в его
несводимости к индивиду и индивидуальному сознанию. По отношению к индивиду
социальная реальность объективна и независима в своем существовании. Э.Дюркгейм
считал, что при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила
поведения и религиозные верования, обряды, язык, денежную систему и т.п., действующие независимо от него.
«Социальные верования или акты способны
существовать независимо от их индивидуальных выражений», -
писал социолог. Особого разговора заслуживает мысль Э.Дюркгейма о несводимости социальной
реальности к индивиду, индивидуальной жизни, когда согласно мысли
исследователя, в процессе взаимодействий между людьми возникает новое качество,
которое называется социальной жизнью. Например, очевидно, что «группа думает,
чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они
были разъединены. Если, следовательно,
отправляться от этих последних, то мы не поймем ничего из того, что происходит
в группе». Иллюстрируя эту свою мысль,
ученый часто ссылается на пример химического целого как синтеза его составных
частей.
Не
менее важна и стратегия анализа примата, превосходства социального над
индивидом, когда превосходство обнаруживается, согласно мысли социолога, в
социальном принуждении. Социальные институты уже фактом своего существования
предписывают людям определенные формы, способы и образцы поведения, оказывают
на них давление, включают в себя негативные и позитивные санкции. Поведение
человека в основном определяется не
индивидуальными причинами и факторами, а совокупностью социальных фактов,
понуждающих индивида на те или иные поступки.
По мере все более отчетливого
обозначения социальной реальности, Э.Дюркгейм приходит к выводу о том, что
социальная реальность как таковая складывается из социальных фактов двух родов:
1) морфологических (которые раскрываются как демографические, технологические,
экологические факты); 2) коллективных представлений (т.е. фактов коллективного
сознания). Именно последние особо значимы в социальной теории Э.Дюркгейма, − в них раскрывается
специфика общества. Такой подход позволяет социологу значительно углубить и
расширить концепцию того, что коллективные представления, [эти] общие идеи и
верования связывают людей, формируют само социальное полотно.
Поэтому
Э.Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общества. Со всей
остротой им был поставлен вопрос о том, что общество – это именно «композиция
всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство
индивидов». В этой связи идеи
социального теоретика о коллективном сознании закономерно трансформируются в
различные способы решения проблемы общественной гармонии, которые у Э.Дюркгейма
рассмотрены через вопросы социального порядка и беспорядка, общественной нормы
и социальной патологии, разделение труда и т.д. Разработка французским ученым
социальной солидарности также находится в круге решения проблемы общественной
гармонии. Остается уточнить, что с
точки зрения Э.Дюркгейма, социальная солидарность – определяет целостность
общественного пути, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип,
высшую универсальную ценность, которая признается всеми членами общества.
Отталкиваясь
для типичной социологии XIX века идеи
конструирования двух идеальных типов общества, между которыми существует
историческая преемственность, Э.Дюркгейм выдвигает собственную концепцию
общества с механической и органической солидарностью. Механическая солидарность, согласно этой
концепции, характерна для архаических, примитивных и неразвитых обществ.
Эти общества наличны тем, что
составляющие их элементы или компоненты мало зависят друг от друга, существуют
почти автономно. Они, согласно логике такого развития самодостаточны, т.к.
выполняют одинаковые или сходные функции. В качестве их модели можно рассматривать натуральное хозяйство. Другая
отличительная черта таких обществ - слабое
развитие индивидуального, личного начала в человеке. В рамках таких обществ,
объединяющим, интегрирующим фактором может быть только коллективное, общее, надындивидуальное
сознание, выраженное как в репрессивном праве, так и в религии. Неслучайно поэтому коллективное сознание
практически полностью поглощает индивидуальное. Особенность механистической солидарности – растворение индивида в
коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, тем меньше индивидуальных
отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено все заполняющее коллективное
сознание и, следовательно, социальная солидарность. Такое сознание неизбежно
приобретает религиозный характер. Религия формирует собой общественную жизнь,
состоящую исключительно из общих обрядов и ритуалов. Здесь следует заострить
момент того, что Э.Дюркгейм вообще отождествляет убеждение сильной
интенсивности с религией, что дает ему основание сводить сильные, интенсивные
социальные взаимодействия к религии: «все, что социально, религиозно; оба слова
суть синонимы».
В
качестве главных ресурсов, таким образом,
оказываются единство общества, социальный порядок, которые в примитивных
обществах достигаются через подавление всего того, что выходит за рамки, когда
объем коллективного сознания регламентирует всю жизнь индивидов без остатка. Заостряется
и следующий вопрос: постепенное развитие общественных связей, увеличение
средств и путей сообщения, рост городов и народонаселения, обуславливающий
интенсификацию социальной жизни – все это ведет к усилению разделения труда. Последнее,
истончая целостность коллективного сознания, его неотъемлемый характер, само
становится, в конечном счете, основой новой солидарности – органической. Проводя
аналитическое различие между механической и органической солидарностью,
Э.Дюркгейм подчеркивает, что профессиональная специализация людей, выполнение
ими особых строго определенных функций наносит ущерб сплочению и единству
общества. Эти же общества обуславливают
также различия индивидов, развитие ими их индивидуальных способностей и
талантов. Но вследствие увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены
обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно
составляя тем самым единое целое.
Очевидно, что сознание этого, понимание факта того, что все связано
системой отношений, вне которой существовать не могут, вызывает чувство
зависимости друг от друга, своей связи с обществом, т.е. солидарность. Не
коллективное сознание, которое потеряло целостность, дифференцировалось,
сократилось, стало более рациональным и ориентированным на индивида, а именно
разделение труда, точнее, осознание его социальных следствий, восстанавливает
целостность общества.
Обратим
внимание на тот существенный момент, что Э.Дюркгейм, будучи социальным
теоретиком, был далек от того, чтобы не замечать реальной дисгармонии в
современном ему обществе, признанных явлений в экономике и политике Европы
конца XIX века. Видя все это, в своей теории он выделил три основные
«ненормальные» формы разделения труда: 1) аномию;2) социальное неравенство; 3)
неадекватную организацию труда. Преодоление этих «ненормальных» форм разделения
труда, этих социальных патологий, мыслилось французским ученым на путях мирного
разрешения конфликтов, уменьшения борьбы и конкуренции до приемлемых размеров,
установления свода правил, жестко регламентирующих отношение классов; введение
справедливости и равенства «внешних условий», т.е. равенства социальных возможностей и воздаяние всем по
заслугам.
В
завершении нужно сказать о том, что приводя в работе фрагменты социальной теории солидарности Э.Дюркгейма,
мы хотели проиллюстрировать мысль о том, что социология как наука призвана
оперировать не умозрительными схемами, а реальными проявлениями жизни, что,
прежде всего, находит отражение в состоянии общественного сознания, в различных
формах и видах деятельности, в возможности их проявления в
конкретно-исторических условиях. Это
сознание и поведение не отдельного индивида, а социальных общностей и групп,
сознание и поведение которых приобретают социальные характеристики, имеют
общественное значение, образуют устойчивые социальные процессы и явления.
Список
литературы
1.
Кравченко
А. И.Социология: Учебник. М. Логос, 2000 -382с.
2.
Радугин
А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М. Центр, 2000-244с.
3.
Социология:
Учебник /под ред. В.П. Лавриненко. М.
ЮНИТИ, 2000-407с.
4.
Российская
социология. Энциклоп. /под ред. Г.В.Осипова- М.: Норма- Инфра-М, 1999-672с.
5.
Гофман
А.Б. Семь лекций по истории социологии: учеб. Пособ. М. Кн. Дом «Ун-т»,
1999-208с.
6.
Тадевосян
Э.В. Социология: Уч. Пос. М. Знание, 1992 – 272с.
7.
Тощенко
Ж.Т. Социология. Общий курс. Уч., М.
Прометей, Юрайт,1998 -511с.
8.
Фролов
С.С. Социология: Уч. пос. М. Гардарики,2000-344с.
ЗАЯВКА
на участие во II
Международной научно-практической
конференции «Стратегические вопросы мировой науки-2009»
Философия: социальная философия
Фамилия Мушич-Громыко
Имя Айвика
Отчество Владимировна
Место работы АНО УО «Центр
космологии»
Должность Зам. директора
Ученая степень Аспирант
Название вуза Новосибирский
государственный университет экономики и управления Кафедра философии
тема доклада: Теория социальной солидарности
Э.Дюркгейма
Адрес 630110 г. Новосибирск, а/я №1.
e-mail cosmology@ngs.ru
Форма участия заочная