Право/1. История государства и права
Д.и.н. Королева Л.А., к.и.н. Королев А.А.
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Россия
ГОСУДАРСТВО
И ИСЛАМ В СССР: ИЗ ОПЫТА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
В силу геополитического положения СССР,
специфики исторического и культурного развития исламский фактор оказывал
серьезное влияние на внутреннюю ситуацию и на внешнюю политику государства.
По мнению советских
исследователей, «преодоление пережитков» ислама и шариата в СССР прошло
несколько периодов. На первом этапе (1920-е гг.) мусульманское духовенство
сохраняло влияние на значительную часть верующих и оказывало серьезное
сопротивление советским властям. На втором этапе (конец 1920-х – 1941-е гг.) в
районах традиционного распространения ислама были упразднены шариатские суды,
религиозные санкции потеряли юридическую силу, мусульманское духовенство стало
более лояльно относиться к советской власти. Третий этап, начавшийся после
Великой Отечественной войны, характеризовался массовым отходом верующих от религии,
что являлось объективным закономерным результатом коренных
социально-экономических, культурных преобразований.
После прихода к
власти большевикам необходимо было укрепить свои позиции в регионах
традиционного распространения ислама, на что и было направлено обращение СНК
РСФСР «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» (20 ноября 1917 г.),
которое с энтузиазмом было принято мусульманами. Однако провозглашенные
принципы взаимоотношений носили во многом декларативный характер и постепенно
трансформировались в свою противоположность. Уже в 1920-1930-е гг. были
определены главные моменты антиисламской политики советского государства,
выражавшиеся в следующих направлениях: политическое, под которым понималось
преследование духовенства как представителей господствующего класса и конфессиональных объединений; правовое, т.е.
новый политико-правовой статус церкви, лишение гражданских прав, отсутствие
гарантии свободы совести и т.п.; экономическое, направленное на подрыв
организационно-хозяйственных основ конфессиональной деятельности;
идеологическое, содержанием которого являлось признание за атеизмом статуса
государственной теории и разоблачение религиозного мировоззрения в качестве
инварианта буржуазного мировоззрения. В это время советская власть насильственно
объединила близких по языку и культуре этносов в более крупные народы. Серьезным
моментом, осложнявшим отношения властей и конфессий в СССР, являлось
несовершенство советского законодательства по религиозным вопросам. Религиозная
деятельность в СССР регламентировалась, главным образом, Декретом СНК РСФСР от
1918 г. и Постановлением ВЦИК и
Совнаркома РСФСР от 1929 г.
Великая Отечественная война способствовала
оживлению религиозной жизни в СССР, в силу объективных причин серьезно
усилилась латентная религиозность населения. Для осуществления контактов между
государством и религиозными объединениями, контроля за применением и
исполнением советскими органами и религиозными организациями законодательства о
культах в 1943 г. был создан Совет по делам Русской Православной церкви, в 1944
г. – Совет по делам религиозных культов (Совет по делам религий) при Совмине
СССР, которые были представлены в союзных и автономных республиках, краях и
областях своими уполномоченными. С 1944 г. управление духовными делами
мусульман СССР осуществляли четыре независимых друга от друга центра - Духовные
управления мусульман Средней Азии и Казахстана (Ташкент), Закавказья (Баку),
Северного Кавказа (Буйнакск (ныне Махачкала), Европейской части СССР и Сибири (Уфа).
Принятые в годы войны меры оживили
церковную жизнь и обеспечили некоторую стабилизацию религиозной ситуации в
СССР. Тем не менее, государство и КПСС стремились держать под контролем
некоторую «легитимизацию» ислама. В 1954 г. были приняты постановления ЦК «О
крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» и
«Об ошибках в проведении научно-атеистической работы среди населения». Хотя в
документах предпринималась попытка некоторым образом сгладить напряженные
отношения между церковниками и светской властью, но призывы разоблачать «вред религии» и ее «реакционную сущность» свели все это на нет.
С конца 1950-х гг. стеснения свободы
совести вновь усилились, антирелигиозная пропаганда стала осуществляться
особенно системно и последовательно. В конце 1958 г. прошла массовая чистка
церковных библиотек, начала действовать «Инструкция о порядке пропуска в СССР
религиозной литературы и предметов религиозного культа». ЦК КПСС принял
постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым
местам».
В
начале 1960 г. ЦК КПСС принял постановление «О задачах партийной
пропаганды в современных условиях», в котором отмечалось, что руководители
некоторых партийных организаций занимают пассивную позицию по отношению к
враждебной марксизму-ленинизму религиозной идеологии. Вслед за ним появилось
постановление «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского
законодательства о культах» (13 января 1960 г.), требовавшее изменения самих
основ деятельности религиозных конфессий в СССР, в том числе и мусульманского
культа. Осенью 1960 г. по заданию ЦК КПСС появилась «Инструкция по применению
законодательства о культах», по которой запрещалось религиозным центрам
организовывать детские и женские собрания, паломничества, заниматься
благотворительностью и т.д.
Во
время Брежнева Л.И. отношения властей и конфессий стабилизируются, борьба с
исламом на местах все более приобретает формальный и внешний характер. ДУМам в
1960-1980-х гг. разрешили издавать Коран, выпускать лунные календари,
заниматься обеспечением мечетей предметами культового назначения; начал
выходить журнал «Мусульмане Советского Востока».
В
это время наблюдается явная активизация мусульманских
религиозно-националистических настроений в южных республиках СССР, чему способствовали
не только внутренние демографические и социально-экономические факторы, но и
война в Афганистане и революция в Иране, имевшие следствием укрепление в СССР
позиций исламского фундаментализма. Органы КГБ отмечали, что среди таджикской и
узбекской молодежи широкое распространение получило ваххабитское учение. В 1979
г. было принято постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической,
политико-воспитательной работы», напомнившее партийным комитетам о
необходимости разработки и осуществления конкретных мер по усилению
атеистического воспитания. В сентябре 1981 г. ЦК КПСС было принято
постановление «О мероприятиях по противодействию попыткам противника
использовать «исламский фактор» во враждебных СССР целях», дополненное в апреле
1983 г. постановлением «О мерах по идеологической изоляции реакционной части
мусульманских священнослужителей». В постановлении июньского (1983 г.) Пленума
ЦК КПСС «Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии»
были определены задачи и по усилению атеистического воспитания.
Перестроечные
процессы создали благоприятную почву для «мусульманского ренессанса» в России.
Историческая
практика доказала, что ислам в социалистическом государстве и постсоветских
условиях не только не потерял свою самобытность, но и приобрел новые очертания,
еще раз доказав свою универсальность и восприимчивость к новым, казалось бы
совершенно неприемлемым для него условиям.