Педагогические
науки/2. Проблемы подготовки специалистов
Матерова А.В.
Тольяттинский государственный университет, Россия
Творчество
как основа научно-исследовательской работы студентов
В настоящее время все чаще ставится вопрос о
новом качестве образовательного процесса, обеспечивающем повышение уровня
научно-технического потенциала общества и формирование адекватной кадровой
структуры для развития экономики и сферы услуг, а также увеличения
конкурентоспособности выпускников вузов на современном рынке труда.
Для удовлетворения данных условий необходимо
развивать систему организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС)
в вузах, осуществлять ее адаптацию к условиям современного общества и
экономики, создавать механизм многоканального финансирования научного и
технического творчества студентов.
Полное функционирование системы НИРС в вузе
обеспечивает формирование и развитие студентов как творческих личностей,
способных эффективно решать возникающие перед ними задачи.
Творческие созидательные способности выпускников
вузов, безусловно, важны в адаптации к рынку труда.
Образовательные учреждения
должны быть нацелены на подготовку специалистов новой формации. Возрастает
значимость социальной активности и личностных качеств, организаторских и
коммуникативных способностей специалистов. Будущие специалисты должны обладать
инновационной деятельностью, способностью при необходимости оперативно менять
направленность своей деятельности. Именно таких специалистов следует готовить в
вузах. Пришло время отходить от узкоспециализированной подготовки. Однако в
специализированных вузах мало что принципиально изменилось как в структуре
учебного процесса, так и в системе отбора абитуриентов. До сих пор при отборе в
вуз одним из важнейших критериев остается учебный результат в избранном виде
специализации.
Инновационные качества
формируются у будущего специалиста в процессе обучения через повышение доли контролируемой
и управляемой самостоятельной учебно-методической и
научно-исследовательской работы студентов; через большее вовлечение студентов в
решение реальных организационных и методических педагогических проблем, путем
более активной реализации принципа Дж. Дьюи "учись делая" [7]; через
воспитание конкурентоспособности посредством отбора и отсева после каждого,
начиная с первого (после двух лет), этапа обучения лиц, случайно оказавшихся в
числе студентов. В процессе самостоятельной работы преодолевается традиционное
противоречие дидактики: массовое образование и необходимость индивидуального
подхода к обучаемым.
В качестве сферы творческой
деятельности здесь выступает наука в той форме, в которой она реализуется в
современном производстве. В своей книге Дж. Дьюи [7] рассматривает творчество
как изобретательство, цель которого - решать задачу, поставленную определенной ситуацией.
Творчество выступает при этом как интеллектуально выраженная форма социальной
деятельности.
Дж. Дьюи [7] считает,
что творчество есть сообразительность ума, поставленного перед жесткой
необходимостью решения определенной задачи и выхода из опасной ситуации.
Вопросы творчества,
творческого мышления, творческой деятельности, научного творчества нашли
отражение и в трудах отечественных и зарубежных психологов. В XX
веке были созданы стройные концепции: теория творчества, рефлексологическая
теория творчества, концепция творческого процесса [10, 14, 19 и др.].
«В психологии творчество
изучается главным образом в двух аспектах: как психологический процесс
созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее
включенность в этот процесс» [18]. Наиболее разработана в научной литературе
проблема «творческой деятельности». По определению Л.С. Выготского, «творческой
деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто
новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь
вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и
обнаруживающимся только в самом человеке» [4].
С.Л. Рубинштейн в книге
«Основы общей психологии» [14] пишет, что внезапность величайших открытий нельзя
отрицать; но их источник - не «интуиция», не своеобразное «озарение»,
возникающее без всякого труда. Это явление представляет собой лишь резко
бросающуюся в глаза своеобразную критическую точку, отделяющую решенную задачу
от нерешенной. Переход через эту точку скачкообразен. Внезапный, «интуитивный»
характер творческой деятельности чаще всего проявляется там, где гипотетическое
решение очевидней, чем пути и методы, к нему ведущие. Это своего рода
антиципация, или предвосхищение итога мыслительной работы, которая еще должна
быть произведена. Мыслительная деятельность ученого представляется обычно
систематической, и само предвосхищение - это обычно продукт длительного
предварительного сознательного труда. «Творческая деятельность ученого - это
творческий труд», - заключает Рубинштейн [14].
А.Н. Леонтьев [10]
подчеркивает определяющее значение эксперимента в изучении творчества и
предлагает свое толкование стадий творческого процесса:
-
нахождение
адекватного принципа (способа) решения;
-
его
применение, связанное с проверкой, преобразование этого принципа сообразно
особенностям решаемой задачи.
Первый этап, по его
мнению, - наиболее творческое звено мыслительной деятельности. Главная черта
этого этапа «состоит в том, что после первоначально бесплодных попыток найти
решение задачи внезапно возникает догадка, появляется новая идея решения. При
этом очень часто подчеркивается случайность тех обстоятельств, в которых
происходит такое внезапное открытие новой идеи, нового принципа решения».
И.С. Сумбаев [19] в книге
«Научное творчество» выделяет три стадии творческого процесса:
-
вдохновение,
деятельность воображения, возникновение идеи;
-
логическая
обработка идеи при помощи процессов отвлечения и обобщения;
-
фактическое
выполнение творческого замысла.
Интуиция, по его мнению,
доминирует только на первой стадии. Далее в научном творчестве необходимы:
-
сосредоточенность
внимания на определенной теме;
-
накопление
и систематизация соответствующего материала;
-
обобщение
и получение выводов, контроль за их достоверностью посредством этого материала.
И.С. Сумбаев определяет
следующие черты творческого индивида:
-
любовь
к истине;
-
умение
трудиться - любовь к труду;
-
внимание;
-
наблюдательность;
-
умение
размышлять;
-
критичность
ума и самокритичность.
Главное - это упорный и
организованный труд. Творчество состоит из 1 % вдохновения и 99 % труда [19].
Научное творчество - это
один из видов творческой деятельности, это деятельность, направленная на
производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в
систему науки.
Научное творчество
ученые рассматривают как добывание нового знания. Анализ трудов Б.М. Кедрова
[8], Я.А. Пономарева [12], И.С. Сумбаева [19] и др. ученых, где выявлена
природа научного творчества, позволил сделать вывод о том, что в качестве его
основных характеристик выступают творческий процесс и творческая личность.
Педагогика определяет
творческую деятельность как форму деятельности человека или коллектива,
создающих качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Применительно к
процессу обучения, творчество следует определять как форму деятельности
человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей,
имеющих собственное значение, т.е. оно представляется важным для формирования
личности как общественного субъекта [16, с. 420]. В своих работах М.Н. Скаткин
предлагал представить эту деятельность как определенную совокупность творческих
процедур, безотносительных к содержанию творческой деятельности и единых для
любого творческого процесса. К таким процедурам были отнесены самостоятельный
перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых и
стандартных ситуациях, построение структуры изучаемого объекта, обнаружение
новых функций знакомого объекта и др. [16]. Аналогичных взглядов придерживался
П.К. Анохин, утверждая, что любая творческая деятельность складывается из
универсальной инвариантной функциональной архитектуры и содержательного
заполнения этой архитектуры [3].
Творческая деятельность
в любой области - научной, художественной, производственной, хозяйственной,
политической и т.д. - предполагает необходимость непрерывного повышения уровня
научных знаний и сопровождается развитием творческого мышления как ведущего
компонента творческой деятельности личности. В трудах M.B.
Кларина [9], С.Д. Смирнова [17] делается вывод о том, что признаком творческого
мышления является результат, достигаемый вследствие творческой деятельности как
внутреннего характера (принятие решения, построение и формулировка вывода,
построение гипотезы и т.д.), так и внешнего (создание картины, подготовка плана
проведения эксперимента, написание реферата, разработка творческой аналогии и
т.д.).
Анализируя труды ученых,
мы пришли к выводу, что творческая деятельность личности - это деятельность,
порождающая нечто новое, усовершенствованное, а научное творчество - один из
видов творческой деятельности, направленный на производство нового знания,
которое получает социальную апробацию и входит в систему науки.
Современные требования,
предъявляемые к высшему инновационному образованию, диктуют необходимость
приобщения студентов к научному творчеству.
В нормативных
документах, регулирующих деятельность вузов, неоднократно указывалось на
необходимость совершенствования системы научно-исследовательской работы
студентов. Так, в Федеральной программе развития образования среди основных
направлений развития высшего и послевузовского инновационного образования
названы: обеспечение условий для развития личности и творческих способностей
студентов, индивидуализация форм, методов и систем обучения, в том числе на
основе вариативных инновационных образовательных программ высшего и
послевузовского инновационного образования; совершенствование
научно-исследовательской и научно-технической деятельности высших учебных
заведений и других организаций системы образования на основе развития научных
школ по приоритетным направлениям науки и техники и необходимой для сказанного
развития инфраструктуры; разработка мер по широкому привлечению студентов к
научно-исследовательской работе. Данные положения были закреплены в Постановлении
Правительства «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества
подготовки специалистов». Это обязывает педагогов высшей школы обращаться к
таким формам и методам обучения, которые бы позволили организовать процесс
поэтапного формирования творческого мышления студентов, исследовательской
творческой активности личности.
Рассмотрению вопроса о
развитии научного творчества студентов достаточное внимание уделялось в
педагогической литературе. Эта проблема затрагивалась, в частности, в ряде исследований.
Так, педагогические
проблемы развития творчества студентов и учащейся молодежи изучаются в работах
В.Е. Алексеева [1]. Научно-исследовательской
работе студентов педагогических вузов и инновационно-педагогических
колледжей как средству развития их творческого потенциала посвящены
исследования Н.С. Амелиной [2], которые признают эффективность
научно-исследовательской работы студентов для формирования
инновационно-значимых качеств будущего педагога. В.Д. Дудышевым [6], Т.А.
Посадовой [13], Т.Т. Торгашиной [20] рассматриваются условия приобщения
студентов вузов к научному творчеству. Т.В. Самодуровой выявлены педагогические
условия развития научного творчества в инновационной подготовке будущих
учителей [15]. Коллективом авторов Волгоградского государственного
педагогического университета разработаны методические рекомендации по
организации НИРС в системе инновационной подготовки специалистов с высшим
педагогическим образованием [11].
Следовательно, новая задача высшего
профессионального образования подразумевает становление компетентности,
эрудиции, творческих начал, культуры мышления будущих специалистов. Студент
должен рассматриваться как активный (обучающийся), а не пассивный (обучаемый)
субъект, приобретающий образование в форме личностного развития и творческого
потенциала, которые обеспечат не только производственные успехи, но и послужат
средством личностного роста.
Таким образом, активизация функционирования
системы научно-исследовательской работы студентов (НИРС) вуза, являясь
неотъемлемой частью учебного процесса, необходима для обеспечения формирования
и развития студентов, как творческих личностей, способных на прочной научной
основе обоснованно и эффективно решать возникающие перед ними задачи, позволит
значительно поднять уровень профессиональной подготовки специалиста,
удовлетворяя требованиям современного состояния общества и экономики страны.
Литература:
1.
Алексеев
В.Е. Педагогические проблемы развития технического творчества учащихся. -
Ташкент: Маориф, 1980. - С. 6.
2.
Амелина
Н.С. Учебно-исследовательская деятельность студентов педвуза. - Киев: Выща шк.,
1981.-21 с.
3.
Анохин
П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии //Проблемы принятия
решения. - М.: Наука, 1976. - С. 11-12.
4.
Выготский
Л.С. Собрание сочинений: В 6 –ти т. - М.: Педагогика. Т.1. – 1982. – 487 с.; Т.
2. – 1982. - 502 с.; Т.3 – 1983. – 368 с.; Т. 4. – 1983. - 432 с.
5.
Громкова
М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Юнити – Дана,
2003. - 416 с.
6.
Дудышев
В.Д. Алгоритм приобщения студентов вузов к научно-техническому творчеству в
учебном процессе. - М.: Высшая школа, 1996.- 234 с.
7.
Дьюи
Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим). М: Лабиринт-К, 1999. -
192 с.
8.
Кедров
Б.М. Диалектический анализ великого научного открытия // Вопросы философии. -
1969. - № 3. – 67 с.
9.
Кларин
М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта:
Новое в жизни, науке и технике// Педагогика и психология . - 1989. - № 6. - С.
65-70.
10.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание.
Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
11.
Организация научно-исследовательской работы
студентов: Метод. рекомендации /Сост. Н.К. Сергеев, В.В. Зайцев и др.-
Волгоград, 1991.- 30 с.
12.
Полонский В.М. Научно-методическая
информация. Словарь-справочник. - М.: Новая школа, 1995 – 286 с.
13.
Посадова
Т.А. Совершенствование
управления системой НРИС в вузе. - Л.: ЛГУ, 1982.-28 с.
14.
Российский статистический ежегодник.
Госкомстат РФ. М., 2000. - 482 с.
15.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. –
М.: Педагогика, 1973. – 416 с.
16.
Скаткин М.Н. Методология и методика
педагогических исследований.- М.: Высш. шк. - 1986. - С. 10—16.
17.
Словарь-справочник предпринимателя. — М.:
Издательско-производственная фирма “Зевс”. — 1992. — 368 с.
18.
Сорокин Б.Ф. Философия и психология
творчества: Науч.-метод, пособие для аспирантов и молодых преподавателей. -
Орел: ОГУ, 2000. -104 с.
19.
Сумбаев И.С. Научное творчество.- М.: Наука,
1978. – 276 с.
20.
Торгашина Т.И. Научно-исследовательская
работа студентов вуза как средство развития их творческого потенциала. -
Волгоград, 1999. - 123 с.