Кадиялиева Н.А., Джумашева А.С.
Таразкий инновационно –
гуманитарный университет,
Казахстан, г.Тараз
РОЛЬ МИРОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВ В
ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО И ЧЕРЧЕНИЕ» В ВУЗАХ.
Успех
студентов в художественном творчестве, наличие условий для их самовыражения,
умение воспринимать произведения искусства как выражение мироощущения человека
во многом зависят от профессионального мастерства учителя изобразительного
искусства. Для этого преподаватель должен быть подготовлен по истории искусств,
знать и уметь интересно и увлекательно рассказать о шедеврах мирового
искусства.
Многие
вопросы современной методики преподавания изобразительного искусства тесно
связаны с традициями и обычаями народа, ведь при любой цивилизации, во всякую
эпоху, люди всегда стремились к художественному творчеству, художники
объединялись в группы со своими уставами и правилами, а государственные органы
обещали поддержку, приобретение и хранение произведений искусства в государственных
музеях. Нельзя написать историю, какой — либо эпохи или цивилизации без истории
ее искусства, которое, как и наука, всегда составляло непременное и
существенное звено всей системы.
Отношения
между континентами, странами, городами и регионами, не были бы такими
интенсивными, плодотворными обоюдными, если бы искусство не было
сильнодействующим средством обмена и связи. Искусство в любой религии воплощает
божественную идею, и всякое государство потеряло бы престиж, если бы искусство
не придало его учреждениям монументальности, символизирующей его историю и
возвеличивающей его главных героев.
Города
остались бы лишь местом проживания и работы, если бы искусство не привнесло в
них своеобразия, не сделало их традиции живыми и наглядными. Без образов искусства
не было бы и культа мертвых. Даже природа стала бы не объектом познания, а лишь
источником хаотических и смутных ощущений, если бы ее нельзя было передать
средствами искусства — линией, формой, цветом. Благодаря постоянному обращению
к всеобщим ценностям, искусство воспринималось как божественное откровение, и
художников стали считать носителями вдохновения, демиургами, созданиями земли и
неба.
Рациональная основа учебного процесса в методике преподавания
изобразительного искусства является организация образовательного пространства
художественными средствами, основной метод – работа с натуры, метод
реалистического изображения и метод обучающий творчеству на примере мировых
шедевров, великих произведений искусств разных времен и народов так как в действительности
искусство — это результат мастерства
человеческого труда, может быть, более утонченного, но по существу не
отличающегося от сноровки ремесленника, для которого искусство всегда
оставалось прямой или косвенной моделью для подражания. Производство напоминает
пирамиду: в основании ее — максимум количества и минимум качества, на вершине —
максимум качества и минимум количества.
На
занятиях необходимо неоднократно рассказывать студентам что, произведения
искусства являются единственными и неповторимыми. Они опережают технику и
культуру своего времени, но только не в силу технического прогресса, а большей
фантазии, изобретательности. На протяжении всей истории искусство являлось как
бы метафизическим моментом деятельности человека, ее идеальным результатом.
Художники
всегда представляли своего рода касту. Работа художника предназначалась для
немногих, обладавших всей полнотой власти, так и сами они представлялись
посланцами высшей, божественной силы. Поэтому, на протяжении всей своей истории
искусство было посредником между сферой труда и сферой власти, способствуя
целостности всего социального организма. С помощью искусства мир труда
приобщался к власти.
Только
начиная с Возрождения в Италии, распространившегося и в других странах Европы,
искусство из «цехового» состояния перешло в разряд «свободных искусств», а
художник из ремесленника превратился в интеллектуала, став, таким образом,
частью господствующего класса. Но и раньше художники не были простыми
исполнителями. Власти было мало их покорности, она нуждалась в их воображении,
в способности фантазировать и мечтать.
Последовательные действия учителя и учеников, направленные на
сознательное формирование личного опыта учащихся в изобразительной деятельности
является неотъемлемой частью учения. Структура сознания включает
интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферу личности. Различные
подходы к обучению ИЗО: «формирование художественной культуры как части
духовной культуры», осуществляющее развитие преимущественно эмоционально-чувственной
сферы сознания учащихся и их эстетическое воспитание, и «школа рисунка –
графическая грамота», направленная на развитие интеллектуальной сферы учащихся
и приобретение ими опыта практической работы в области изобразительного
искусства. Цель технологий – создать условия для саморазвития личности
учащегося. Рассказать студентам, что визуальное искусство — это воздействие
посредством изображений, как поэзия — воздействие посредством слов, а музыка —
посредством звуков. Впечатление от того, что дает увидеть нам искусство,
непременно полнее обычного наблюдения. Искусство всех времен и народов
непосредственно и органично связано с образным восприятием и воображением:
художники, принадлежащие к разным культурам, придали видимую форму невидимому,
воплотив символы или символические значения в зримых формах.
Но
в чем же все — таки сила воздействия посредством изображений? Почему во всех
странах мира религиозные и политические власти пользовались творчеством
художников, воздействием изображения? Искусство, как мы уже говорили, с одной
стороны, связано с визуальным восприятием, а с другой — с техническим
исполнением. Философу или ученому визуальное восприятие может дать толчок к
рациональному размышлению. Художнику оно дает стимул к творчеству и с помощью
его профессиональных навыков — к созданию образа увиденного, то есть к созданию
произведения искусства.
Художественное
наследие, связанное с городом, несравненно богаче и разнообразнее. Существуют
старинные города, история которых целиком отражена в эволюции художественных
форм, и не только архитектурных. Есть и другие города, чей облик был задуман и
спроектирован художником как, например, в Италии — Виченца, в Англии — Бат, в
России — Петербург, а недавно в Казахстане началось строительство центра
Астаны.
Эстетической
ценностью называют ценность произведения искусства; она не исключает и не
противоречит материальной ценности, но превосходит ее как идеальная ценность. В
XVIII веке возникло эстетическое учение, объемлющее не только искусство, но и
природу и построенное на противопоставлении прекрасного в природе и искусстве.
Однако и само понятие прекрасного в природе тоже навеяно опытом искусства. Еще
в Древней Греции прекрасное понималось как гармоничное и соразмерное
соотношение частей. Причем речь шла не только о гармонии пластических форм, но
и линий, цвета. Подобное, хотя и не во всем совпадающее, понятие красоты есть и
в восточном искусстве.
Творческая устремленность как венец иерархии способностей к
изобразительному искусству и движущая сила саморазвития личности учащегося -
главная задача педагога. Проявление творческой устремленности через потребность
работать самостоятельно в сфере изобразительного искусства, основа которой -
опыт грамотного реалистического изображения и развитое воображение, образные
представления. Здесь имеет роль мощное идеологическое воздействие
мирового искусства.
Во
всех цивилизованных странах существуют законы о защите художественного наследия
и порядке хранения произведений. Многие годы обсуждается возможность
объединения международных усилий, чтобы пресечь незаконный вывоз и торговлю
украденными национальными ценностями. Разрабатываются новейшие технологии их
реставрации и хранения произведения. Каталогизация и учет также проводятся с
применением прогрессивных технологий. То же самое относится к археологическим
изысканиям и раскопкам, которые теперь нацелены не на поиски отдельных
предметов старины, а на научную реконструкцию древних цивилизаций и культур.
Культурная
антропология доказала, что это положение верно и по отношению к первобытному искусству.
Начиная с прошлого века, уже не говоря о двадцать первом, в связи с быстрым
экономическим и промышленным развитием искусство как ремесло вступило в свою
последнюю, завершающую стадию. Положение художников, уже не интегрированных ни
в систему, ни между собой, становится все более тяжелым: возникает изоляция,
чувство изгоя, протест и бунт. Заказы от государственных структур поступают все
реже, и в основном художникам консервативного толка, академической школы.
Из
всего вышесказанного явно видно, что цель
художественной подготовки с позиции личностно-ориентированного образования -
формирование личности человека культуры и развитие общих специфических
способностей учащихся средствами изобразительного искусства и через изобразительную
деятельность. Технологии, направленные на творческое саморазвитие личности
учащихся, осознанное приобретение ими личного опыта понимания, переживания и
изобразительной деятельности.
И
сегодня, как кажется, эта несовместимость становится все более полной:
наметился кризис самой системы изобразительных средств и критерии эстетической
ценности как краеугольного камня искусства. Невозможно предсказать будущее, но
с определенностью можно сказать пока одно: в качестве способа индивидуального
самовыражения и общения между людьми до сих пор не придумано ничего
равноценного искусству. Правда, вместе с искусством кризис переживает и само
понятие ценности.
Признаком развития творческой устремленности является рост
работоспособности, а условием - преодоление стереотипов изобразительных
представлений.
Развитие личности средствами изобразительного искусства через
воспитание специфических чувств (цвета, гармонии, формы) и общее эстетическое
воспитание – это главное условие творческого потенциала. Ведь духовный рост
личности происходит через развитие всех ее способностей: логического,
абстрактного, ассоциативного, образного мышления, пространственных представлений
и др.
Гуманистическая направленность художественного образования и ее
воздействие на духовный рост личности - это формирование у учащихся бережного
отношения к жизни, позитивного мировосприятия, ориентации в мире духовных
ценностей а также приобщение студентов
к художественному наследию казахского народа и к произведениям искусства на
уроках изобразительного искусства и труда.
Система же, художественного образования как структура, включающая
различные элементы: цель обучения – учитель – ученик – учебный процесс – виды
занятий – принципы обучения – приемы обучения – средства обучения – методы
обучения – результат обучения. Изменение целей образования, появление новых
принципов и технологий обучения, педагогическая поддержка. Повышение
педагогической культуры учителя, преодоление им стереотипов профессионального
поведения и др.
Таким образом, мировые произведения искусств и шедевры мировой живописи играют главенствующую роль в повышении качества
преподавания предметов по специальности «Изобразительное искусство и черчение»
в ВУЗах.
Список использованной литературы:
1. Алпатов М.
В., Ватто, в книге «Этюды по истории западноевропейского искусства», 2 изд.,
М., 1983;
2. Акимова Л.
И., Бусева-Давыдова И. Л., История искусств, М., 2007
3. Медведев Л.Г. Формирование графическоо художественного
образа на занятиях по рисунку.
4. Беда Г.В.
Основы изобразительной грамоты. Рисунок, Живопись, Композиция м.,1981
5. Кузин
В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник.
3-е изд., перераб. и доп. М., 1998.
6. Неменский
Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя.
3-е изд., перераб. и доп. М., 1987.