к.п.н. Скворцова Ю.С.

Волгоградский государственный институт искусств и культуры

Значение парных практик в тренинге  актерской психотехники по системе Станиславского.

 

         Обучение профессиональному мастерству  будущих актеров и режиссеров – это сложный и многоступенчатый процесс. На первых курсах обучения  одной из основных задач является изучение и освоение студентами элементов системы Станиславского и наработка профессиональных (актерских) навыков и умений, а также их  актуальное использование в процессе работы над ролью. Традиционным и самым эффективным методом практического освоения этих элементов является тренинг актерской психотехники, куда включаются следующие разделы: упражнения на  освобождение от мышечных напряжений, упражнения на тренировку внимания, упражнения на развитие фантазии и воображения, упражнение на общение и взаимодействие с партнером, упражнение на взаимодействие в хэппининге.

         Упражнения на  освобождение от мышечных напряжений, (так называемых "зажимов") обычно предлагаются студентам в начале каждого занятия и, зачастую, являются некими «разогревающими процедурами», способствующими вхождению в творческое состояние тренинга, подготовкой к успешному выполнению упражнений следующих разделов. Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии является одним из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических

         Раздел «Внимание» включает в себя упражнения на сосредоточение внимания (на "здесь и сейчас"), переключение внимания (так называемые, «круги внимания»), привлечение внимания к себе и т.д.

         Цикл упражнений раздела «Воображение и фантазирование», являются необходимым звеном творческого поиска и развития данных навыков у студентов. Благодаря тренингу воображения и фантазии  движения студентов на сценической площадке наполняются разнообразным и, главное, осмысленным содержанием в соответствии с поставленной творческой  задачей.

         Наиболее сложной формой тренинговой работы является  общение и взаимодействие с партнером и в группе  с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы).

         Кульминацией цикла тренинговых занятий актерской психотехникой является взаимодействие в хэппининге - импровизации. Успешный опыт данной формы работы возможен лишь при качественном освоении всех предыдущих разделов и глубокой сонастройки партнеров данного творческого процесса.

         Станиславский, в свое время предложил  и описал универсальные этапы органического взаимодействия на сценической площадке. Это ориентировка, привлечение внимания, пристройка (приспособление) к объекту, воздействие на партнера. Безусловно и неоспоримо, что технология взаимодействия на сцене базируется именно на соблюдении порядка этих этапов. Но столь же  большую роль в успешности данного взаимодействия играет  изначальная сонастройка партнеров. Если же этого глубинного взаимодействия, некоей «сцепки» не произошло, то общение на сцене будет происходить лишь по линии показа, а участники процесса так и не станут творческим дуэтом. Без сонастройки становиться  столь же невозможным процесс импровизации, который изначально предполагает такую глубокую настройку на партнера, которая позволяет  как бы «перебрасываться» спонтанными творческими идеями, то и дело принимая инициативу партнера и развивая ее в своем русле, дабы вновь передать ее уже обогащенную собственными творческими находками.

         Таким образом, мы считаем, что в  современный тренинг актерской психотехники будет весьма актуальным включение еще одного масштабного  раздела – «Парных практик на сонастройку с партнером». Упражнения данного цикла станут подготовительным, переходным этапом непосредственно к  общению на сцене в  образах.

         В процессе практической работы мы зачастую наблюдаем, что студенты, даже пройдя весь цикл тренинговых занятий не готовы к подобному общению. Весьма успешно выполняя индивидуальные практические задания они оказываются совершенно не готовы к совместному действию на сцене. С появлением на сценической площадке партнера у человека вновь проявляются мышечные зажимы, теряется линия внимания, наблюдаются штампы и наигрыши. Основная причина подобных явлений видится нам, прежде всего, в психологических проблемах участников творческого процесса, и, прежде всего, в отсутствии доверия партнеру и ограничении зоны личного пространства.

         Данные состояния успешно снимаются  с помощью методов  телесно-ориентированной терапии. Еще К.Юнг отмечал, что артистические переживания, которые он называл «активным воображением»  могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. Именно Юнг был одним из первых исследователей, который  в процессе исканий в области психотерапии обратился к восточным учениям и начал активно применять их в своей практике.

         Исследования ряда психологов, а также современные разработки в области театральной педагогики привели нас к изучению  опыта йоги, которая за свою многотысячелетнюю историю накопила мощный пласт уникальных практик самореализации и самоконцентрации человека, способных принести большую пользу в обучении будущих специалистов в области театрального искусства. На наш взгляд, особенно интересными и полезными для студентов станут практики йоги с партнером или, как ее сейчас иногда называют, контактной йоги, которая предполагает парное и групповое взаимодействие, (выполнение асан, релаксационных и дыхательных практик), настраивающих участников процесса на принятие партнера, расширение зоны комфорта, доверия, снятие страхов, которые в той или иной степени влияют на открытость или замкнутость в отношении других людей, и, кроме того, учат верному и бережному прикосновению к телу партнера.

         Асаны, медитативные (релаксационные)   и дыхательные практики  в контактной йоге являются инструментами достижения всех вышеперечисленных  навыков. Асаны – определенные позы, которые человек выполняет  индивидуально или с помощью партнера принципиально отличаются от элементов европейской физкультуры. Разница между ними очевидна. В процессе  выполнения  физкультурного упражнения человек ощущает напряжение и сознательно держит его определенное время, расслабляясь лишь придя в исходное положение. Асана строится на координально противоположных позициях. В переводе с санскрита асана переводится как «удобная поза». Поэтому традиционный закон построения асан - сделать любое положение тела удобным. Таким образом, заняв определенную позу практикующий человек не держит напряжение, а, напротив, старается расслабиться, отслеживая и мысленно «отпуская»  напряжение мышц, которые препятствуют комфортным ощущениям. Этот уникальный эффект расслабления, «отпускания»  связан с тем, что асаны выполняются в своеобразном медитативном  состоянии сосредоточения  на ощущениях тела и предполагают использование определенного дыхания и фиксации внимания на определенных зонах тела. Работа с  партнером в данных практиках позволяет открыть новые резонансные парные ощущения, новые нюансы взаимодействия и взаимопомощи для наибольшего расслабления и концентрации.

          Контактная йога предлагает достаточно много форм работы с партнером – корректирующая (поддерживающая), симметричная и объединяющая (импровизационная). На начальных этапах занятий  партнеры выполняют асаны по очереди. Ведущий партнер помогает ведомому наиболее глубоко войти в асану, поддерживая его определенным образом. Если необходимо, он корректирует (поправляет) позу, берет часть тяжести тела на себя, тем самым, позволяя выполняющему асану еще сильнее расслабиться и погрузиться в ощущения своего тела. В процессе подобных практик студенты учатся прикасаться к телу партнера, отслеживать зажимы, напряжения и помогать в их устранении.

          Еще одной формой парного взаимодействия является  симметричное,  одновременное выполнение партнерами асан. В процессе практики партнеры поддерживают друг друга за счет перенесения  центра тяжести  и концентрации на точке соприкосновения. Подобные асаны способствуют развитию навыков поддерживать равновесие и координировать собственные движения в соответствии со сценической задачей.

         Объединяющая, импровизационная форма взаимодействия между партнерами обычно проявляется в финале занятий контактной йогой, когда  между ними происходит полная сонастройка и каждый из участников процесса начинает чувствовать партнера настолько, что непроизвольно предугадывает  следующее движение, которое совершит партнер. В  классической  йоге такой процесс называется «спонтанный танец йоги».  Тела начинают двигаться в унисон и каждое движение, как бы перетекает от одного человека к другому. И чем в более расслабленном состоянии будут находиться партнеры, тем более красивым и гармоничным станет этот танец. Выйти на хэппенинг также помогает использование на занятиях элементов контактной импровизации.          Таким образом, включение практик контактной йоги в тренинг актерской психотехники способно значительно повысить эффективность освоения  студентами элементов Системы Станиславского, снять ряд психологических зажимов, а также развить способность к импровизации на сценической площадке. Успешность внедрения описанных техник  и большой  интерес к ним у студентов факультета режиссуры и актерского мастерства подтверждает деятельность лаборатории актерской йоги, организованной нами на базе Волгоградского государственного института искусств и культуры.

Литература:

Чапмен Д. Йога с партнером /Пер. с англ. О.Смуровой. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 208 с.: ил