Исмаилов М.А.
Д.ю.н.проф.
Исмаилов М.М.
Соискатель ДГУ
Особенности формирования
судебной системы
Дагестана в первой четверти ХХ века
Возложение организационного
руководства шариатским правовым и судебным строительством на местные государственные
органы автономных республик в первые годы было полезно и необходимо, так как
Советское государство в тот период не обладало достаточным материалом для
обобщения опыта этого строительства.
С другой стороны, отсутствие централизованного
руководства процессом восстановления шариатской юстиции, существенные различия
в регламентации правового статуса и организационного построения шариатских органов
правосудия обусловили заметный разнобой в законодательном оформлении их
действия, по самой своей природе требовавшего единства.
Преодолеть очевидные недостатки создаваемых на местах
шариатских органов можно было, только объединяя усилия по регламентации их деятельности.
Для этого был необходим общероссийский закон о мусульманской юстиции.
При
исследовании правовой природы шариатской юстиции важное значение приобретает
рассмотрение проблем компетенции шариатских судов. Ее анализ позволяет
представить себе не только сферу действия мусульманского права, но и
определить ее соотношение с общероссийским правом. Первые законодательные акты
предоставляли шариату исключительно широкую компетенцию. Они могли
рассматривать фактически все категории гражданских и уголовных дел. В Дагестане
шариатские органы кое-где судили даже по исключительно серьезным
преступлениям. Дело доходило до того, что, рассмотрев, например, уголовное
деяние, совершенное на почве кровной мести, суд, согласно шариату, выносил
решение о выдаче подсудимого родственникам убитого для убиения.
В сфере гражданского судопроизводства шариатские
органы рассматривали иски на сумму от 100 до 1000 рублей золотом, а также
наследственные и бракоразводные дела мусульман.
Вместе с радикальным преобразованием всей системы
правосудия советский законодатель внес коренные изменения и во весь механизм
шариатской юстиции. И это вполне закономерно, ибо Советское государство придавало
иное значение легитимации данного института.
Общероссийского законодательного акта о шариатских
судах первоначально издано не было. Это вполне оправдано, если учесть, что
власть в это время только искала реальные формы решения проблем мусульманского
права и суда в масштабе всей страны. Руководящая роль центральных органов
выражалась в этот момент преимущественно в выработке принципиальных, общих
указаний. Уже в декабре 1920 г. народный комиссариат юстиции РСФСР рассмотрел
вопрос о целесообразности сохранения шариатских судов на Северном Кавказе и
рекомендовал местным советским органам решить этот вопрос, исходя из конкретной
обстановки.
Учитывая
большой уровень религиозности мусульманского населения Кавказа, первые
руководители Советского государства проводили осторожную политику по отношению к мусульманскому
духовенству, исламу, шариату.
Так, нарком по делам национальностей РСФСР И.В. Сталин заявил, что Дагестан
должен управляться согласно своим особенностям, своему быту, обычаям. Нам
сообщают, что среди дагестанских народов шариат имеет серьезное значение. До
нашего сведения также дошло, что враги Советской власти распространяют слухи,
что Советская власть запрещает шариат. Я здесь от имени правительства
Российской Советской Федеративной Социалистической Республики уполномочен
заявить, что эти слухи неверны. Правительство России предоставляет каждому
народу полное право управляться на основании своих законов и обычаев.
Советское правительство считает шариат таким же правомочным, обычным правом,
какое имеется и у других народов, населяющих Россию. Если дагестанский народ
желает сохранить свои законы и обычаи,
то они должны быть сохранены". Безусловно, права К.Ханбабаев отмечая
что руководствуясь этими указаниями
советского правительства, органы власти некоторых субъектов Северного Кавказа
(Дагестана, Чечни, Ингушетии) до 1927 г. сохранили шариатские суды.[1] В октябре 1920 г. Кавказское бюро РКП (б) признало своевременным
образование Дагестанской и Горской советских республик, типа Башкирской
Советской Республики.
Съезд одобрил автономию Дагестана и принял следующую резолюцию:
"Съезд заявляет, что потоки пролитой крови в борьбе с врагами свободы и
революции, оросившей союз с трудовым народом Советской России, с этого момента
вырастают в вечные, мощные, неразрывные узы братства и взаимной солидарности
на весь долгий путь борьбы и победного творчества новой жизни".
Для уяснения фактического статуса мусульманского права
и шариатских судов большое значение имеет исследование законодательства о них.
Институционализация данного феномена осмысливается как отдельная, специфическая
часть советского законотворчества.
Большинство важнейших по своему значению актов этого периода именуются
“Положениями”. В их числе такие, как “ “Временное положение о шариатских судах
в ДССР” где в первой- же статье оговорено что: «В
виде временной меры, учитывая особые условия Дагестанской действительности,
наряду с народными судами на территории ДССР сохраняется и действует единая система
шарсудов, а именно:1) сельский шарсуд, 2) окружной и районный шарсуд и 3)
высший шарсуд…»
Включение шариата в общероссийское законодательство
осуществлялось, как правило, посредством принятия высшими государственными
органами специальных законодательных
актов о шариатских судах и при этом четко определено в статье 11: «…Непосредственный надзор за деятельностью сельских шариатских
судов принадлежит окружным или районным шарсудам, а надзор за посредниками
принадлежит Высшему шариатскому суду; общий надзор за всеми шариатскими судами
принадлежит отделу шариатской юстиции...»
В1920 г. ЦИК Дагестана утвердил “Временное положение
о шариатских судах в ДАССР”, которое пошло по линии существенного ограничения
сферы действия шариата. Введение компетенции шариатских судов в более узкое
русло произошло, прежде всего, за счет сокращения видов уголовных дел,
подсудных им. В соответствии с “Временным положением ...” суды могли принимать
к рассмотрению только следующие уголовные деяния:
о кражах и
мошенничестве на сумму до 100 рублей золотом — ст. 180
п. “а”, 181ч. 1, 185 УК РСФСР;
о нанесении
легких телесных повреждений и насилии над личностью
-ст. 154 ч. 1, 157 ч. 1, 158 УК РСФСР;
о иных
посягательствах на личность и ее достоинство - ст. 172, 174,
176 УК РСФСР;
о нарушении
правил, охраняющих народное здравие, общественную
безопасность и публичный порядок - ст. 215-217, 219, 223 УК РСФСР.
Специфика законодательства о шариатском правосудии
состоит, прежде всего, в том, что оно
разрабатывалось республиканскими органами для восполнения пробелов в
общероссийском праве и в некоторых случаях могут использовать и адаты «Ст. 19. При разрешении дел уголовных шариатские суды руководствуются
как уголовным и уголовно-процессуальными Кодексами, так и правилами адата
(обычая) в тех случаях, когда наказание, установленное Уголовным Кодексом, или
порядок разбора дел, установленных уголовно-процессуальным Кодексом, по местным
условиям окажется неприменим, как, например, наказание в виде принудительных
работ»
Регламентация шариатского правосудия осуществлялась
местными советскими органами Ст.3. Сельский шарсуд состоит из 3-х лиц: одного
шариатского судьи, избранного сельским советом, политически благонадежного и
двух очередных народных заседателей, кроме того, избирается запасный кандидат в
шарсудьи. Шариатские судьи избираются на один год «… Шариатский суд окружной
или районный состоит из одного председателя — знатока шариата, назначаемого
окрисполкомами, и двух очередных заседателей по списку, составленному для
народного суда.
И
статья 5
«…. Высший шариатский суд
находится при шариатском отделе наркомюста, состоит из председателя — знатока
шариата, он же заведующий шариатским отделом, и двух членов, из коих один
знаток шариата, а другой из трудового элемента населения…»
Таким образом,
организация и регламентация действия шариата и адата осуществлялись
непосредственно актами высших представительных органов автономий. Однако в Дагестане шариатские суды в ДАССР существуют “ В виде временной меры, учитывая особые условия Дагестанской
действительности, наряду с народными судами на территории ДССР сохраняется и
действует единая система шарсудов, а именно:1) сельский шарсуд, 2) окружной и
районный шарсуд и 3) высший шарсуд…” . Тем самым был подчеркнут
временный характер действия шариатской юстиции.
В РСФСР был взят курс на учреждение шариатских судов в
лице постоянного шариатского судьи и двух народных судей - заседателей, приглашаемых
на каждую сессию по особым спискам очередных судей
Другой порядок избрания судей был установлен в
Дагестане. Здесь списки народных заседателей и судей шариатских судов
составлялись комиссией из трех лиц, назначенных местным сельским Советом.
Списки эти оглашались на “ближайшем сельском сходе”, который мог утвердить или
отклонить их «
Списки народных заседателей составляются в год на 1 декабря, а в
первый раз при введении настоящего положения, списки народных заседателей
составляются комиссией из трех лиц, назначенной сельсоветом, и оглашаются на
ближайшем пленарном сельском сходе, и если не будут народные заседатели по
списку отведены, утверждаются сельсоветом. На каждый месяц призываются
очередные месячные заседатели…» В
статье прямо указывается, что на территории ДССР сохраняется и действует единая
система шарсудов, а именно:1) сельский шарсуд, 2) окружной и районный шарсуд и
3) высший шарсуд.
Любопытную и
весьма сложную картину являла собой процедура избрания состава шариатского
суда. Так, сельский шариатский судья избирался местным сельским Советом на срок
до одного года. При этом в качестве обязательного условия кандидат в
председатели сельского шариатского суда должен был, безусловно, удовлетворять
требованиям “политической благонадежности, а народными
заседателями могут быть все трудящиеся граждане, имеющие право избирать и быть
избранными в сельсоветы и Исполкомы. Не имеют права быть народными заседателями
лица, опороченные по суду, либо исключенные из обществ и профессиональных организаций.
В Дагестане, кроме органов, в общем свойственных всем
автономиям, действовал еще специфический орган - Высший шариатский суд. Он
состоял из трех судей, один из которых был знатоком мусульманского права, а другой
привлекался из числа “трудового элемента населения”. Возглавлял этот орган, заведующий
шариатским отделом, занимавший одновременно пост заместителя наркома юстиции
республики.
Ряд требований закон предъявлял и к заседателям
сельских, районных и окружных шариатских судов. Как и “Положение о шариатских
судах Горской республики”, одноименный закон в Дагестане устанавливал, что
“заседателями могут быть все граждане, имеющие право избирать и быть избранными
в сельсоветы и исполнительные комитеты”.
Списки шариатских заседателей составлялись комиссией
из трех лиц, назначенных сельским Советом, и подлежали утверждению на
“очередном пленарном сельском сходе”. И, более конкретно
«…Штаты канцелярии сельских шариатских судов определяются самими шариатскими
судами, с утверждения сельсовета; штаты канцелярий окружных и районных шарсудов
определяются ими же с утверждения окр- и райисполкомов. Штаты канцелярий высшего
шариатского суда определяются народным комиссариатом юстиции.
О статусе шариатских судов как государственных
учреждений убедительно свидетельствует и тот факт, что они, как и народные
суды, состояли на государственном обеспечении. Любопытно при этом, что
содержание шариатских судебных органов обходилось в 2-3 раза дороже. Так, в Дагестане
месячные расходы на содержание местного совета народных судей, трех коллегий
правозащитников, трех народных судов и трех следственных комиссий составляли
всего 733 475 рублей. Ежемесячное содержание шариатского подотдела Наркомюста,
шариатского апелляционного и 10 окружных народно-шариатских судов, 13
шариатских следственных комиссий и 1236 сельских шариатских судов обходилось
государству во впечатляющую сумму — 3 423 987 рублей.
Впоследствии, правда, закон внес ряд существенных изменений
в порядок содержания шариатских судов.
Решением ДК РКП (б) от 2 июня 1922 г. шариатские
судебные учреждения были сняты с госсодержания .
Таким образом, практика судебного строительства
свидетельствует о многообразии, а подчас и уникальности, как, например, в
Дагестане, форм и методов решения проблем шариатского правосудия.
Известный востоковед, обративший внимание на проблему
шарсудов в Дагестане О. Бобровников* замечает, что введение шариата на Северном
Кавказе было одним из важнейших требований революции 1917 года в регионе. На
проходившем в мае 1917 года во Владикавказе Первом съезде горских народов
Кавказа было решено «ввести во всех судах по всем делам мусульман правила
Корана и шариата». Это постановление было подтверждено 1 съездом народов
Терека, состоявшимся в январе 1918 года в Моздоке. Отчасти согласно
постановлениям съездов, отчасти стихийно в 1918 году городские шариатские суды
открылись во всех крупных северокавказских городах с мусульманским населением —
Владикавказе, Грозном, Нальчике, Темир-Хан-Шуре. В селениях на равнине, в горах
и в предгорьях также начали действовать сельские шариатские суды. Они заменили
дореволюционные словесные (сельские, с упрощенным делопроизводством) и горские
суды Дагестанской и Терской областей, разбиравшие уголовные и отчасти
поземельные споры между мусульманами согласно местному обычному праву (адат), а
гражданско-семейные и наследственные споры — по шариату[2]
В Дагестане сфера шариатского судопроизводства
включала в себя рассмотрение всех без исключения категорий гражданских,
уголовных, наследственных и бракоразводных дел. Только лишь в том случае, если
в гражданском процессе одной из сторон был мусульманин, а другой - лицо иного
вероисповедания, дело подлежало рассмотрению в народном суде. Во всех других
случаях, например, при совершении преступления, если обвиняемый был
мусульманин — дело было подсудно, -согласно постановлению Дагревкома, только
шариатским судебным учреждениям.
В Дагестане действие шариата при рассмотрении дел мусульман
имело обязательный характер. С другой стороны, первоначальное “Положение о
шариатских судах в Дагестанской АССР” фактически узаконило применение
шариатских уголовно-правовых санкций.
В сфере гражданского судопроизводства к компетенции
сельских и районных шариатских судов были отнесены дела по искам на сумму не
свыше 100 рублей золотом. Окружные шариатские суды в качестве первой инстанции
рассматривали гражданские и наследственные дела с иском и ценой состояния до
1000 рублей.
Весьма наглядное представление об опыте регулирования
сферы действия шариата в Дагестане дает практика регламентации
судопроизводства по бракоразводным делам. Любопытно, что редакция ее норм в
этой части многократно подвергалась существенным изменениям. Так, в 1920 г.
постановлением Дагревкома рассмотрение бракоразводных дел мусульман было
отнесено к исключительной компетенции шариатских судов. Изданное в 1922 г.
“Временное положение о шариатских судах в ДАССР” отвергло без-
условную подсудность бракоразводных дел мусульман
шариатским судам и установило, что в случае желания жены тяжущегося брак
расторгается народным судом.
Иначе решало этот же вопрос “Положение о шариатских
судах ДАССР” от 16 апреля 1924 г., суд мог принять в свое производство рассмотрение
бракоразводных дел мусульман уже только в случае обоюдного согласия на это
сторон. В противном случае дело переходило в шариатский суд.
20 сентября 1924 г. ЦИК Дагестана вновь изменил
редакцию данной статьи и установил, что “бракоразводные дела между мусульманами
подсудны как шариатским, так и народным судам”. Причем дела эти рассматривались
тем судом (шариатским или народным), к коему поступило первоначальное исковое
заявление одного из супругов.
Наконец, инструкция Наркомюста Дагестана за № 2099 о
роли и правах шариатских судов, окончательно закрепив этот порядок, дополнило
его еще примечанием о том, что “в исключительных случаях, по ходатайству ответной
стороны НКЮ предоставляется право переноса бракоразводных дел, поступивших в
шариатский суд, в народный суд”4.
Таким образом, речь идет о пяти редакциях одной и той
же статьи закона, трактующей о бракоразводных делах. Естественно, можно говорить
об известной непоследовательности в решении данного вопроса в Дагестане,
однако, это равным образом свидетельствует о попытках трансформировать эту
норму шариата сообразно интересам населения.
20 октября
1921 г. революционный комитет Дагестана
вынес постановление о полном изъятии из компетенции шариатских судов
всех категорий уголовных дел. С этого времени за шариатскими органами
Дагревком оставил рассмотрение только гражданских, наследственных и
бракоразводных дел мусульман.
Мусульманское и адатское право в советское время -
институты весьма своеобразные и деликатные. В конкретных условиях автономных
республик и областей Кавказа легализация их компетенции явилась не только оправданным,
но и необходимым, весьма прозорливым решением. Она обусловлена довольно
большим комплексом факторов, объективных и субъективных.
Среди них следует назвать, прежде всего, волю самих
народов, считавших существование данных институтов жизненно необходимым и связавших
с их действием обеспечение своих нужд в правосудии.
Необходимо отметить, что правовой и фактический статус
шариатских судов радикально трансформировался. Для начального периода существования
данных органов в РСФСР характерны недостаточная правовая оформленность их
действия, определенное несовпадение фактического и юридического статуса.
Поскольку правовое положение шарсудов первоначально не было достаточно четко
регламентировано, это позволяло им понимать свои права так, как хотелось.
Обычно они понимались широко, порой чересчур широко. С усилением правовой
регламентации шариатских судов, их статус становится более четким. Большинство
нормативных актов о шариатских судах признало их как государственные органы.*
Проекты общероссийского и общесоюзного
законодательства значительно унифицировали прежде разнобойный в различных
автономиях механизм шариатской юстиции. С другой стороны, законотворчество
пошло по линии значительного ограничения сфер действия шариатских судов, став,
таким образом, на путь их вытеснения. С упразднением в 30-х годах шариатских
органов в Дагестане завершился процесс их формального существования в
советский период на Северном Кавказе.
20-е годы ознаменованы важными событиями в развитии советского права. Проведена кодификация законодательства, оно оформляется в четкую систему кодексов. Наряду с развитием республиканского права возникает и постепенно расширяется общесоюзное законодательство[3].
Возникает также необходимость в
общероссийском, а несколько позднее и общесоюзном законе о мусульманской юстиции. Напомним, что ЦИК СССР предоставил ЦИКам
союзных республик возможность издавать постановления на основе положений об
адатской и мусульманской юстиции, указанных в проекте постановления ЦИК Союза
ССР. Здесь же уместным представляется сделать некоторые выводы.
Система шариатских судов в автономиях
Северного Кавказа учреждалась "в целях обеспечения интересов и прав
трудящихся мусульман". Эта формула закона имеет принципиальное значение —
"трудящиеся мусульмане" признаются полноправными гражданами РСФСР,
тем самым подчеркивается уважение Советским государством ислама.
В официальных документах этого времени
широко распространен термин "советско-шариатские суды". Здесь важна
не столько формулировка, сколько позиция закона, совершенно не
противопоставлявшего шариатский суд народному. Советские законодательные акты
предоставляли мусульманскому праву исключительно широкую компетенцию по уголовным
и гражданским делам.
Легализация Советским государством
деятельности органов шариатского правосудия не означала простое восстановление
существовавшего до Октябрьской революции 1917 г. горского словесного суда.
Вместе с радикальным преобразованием прежней судебно-правовой системы советский
законодатель внес радикальные изменения в мусульманское процессуальное и
отчасти материальное право. Совершенно по-новому и совсем не в русле
классического исламского права решался вопрос о мусульманских судьях. Как и
народный суд, шариатский суд состоял из постоянного шариатского судьи и двух
народных судей-заседателей, т. е. проводился принцип коллегиального
рассмотрения дел.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Советским государством
предусматривалось применение шариатским судом не только и не столько адатского
и мусульманского права, но и советского — это в известной мере даже вменялось
ему в обязанность.
Важнейшим нововведением Советского
государства в мусульманское право является учреждение ранее неизвестного ему института
предварительного следствия по уголовным делам. В Дагестанской республике в
"Положение о шариатских судах" 1920 г. фактически целиком был включен
раздел о производстве предварительного следствия, предусмотренный Положением о
народном суде от 30 ноября 1918 г. ( В Приложении данной статьи
представлены некоторые документы
передающие дух времени.)
Никогда ранее классическому мусульманскому
праву не были известны кассационные и апелляционные инстанции, учрежденные
Советским государством в процессе судебно-правовых преобразований. Согласно
мусульманской правовой традиции, решение кади не подлежит апелляции.
Некоторые изменения претерпела и
мусульманская классическая пенитенциарная система. Нормативные акты о шариатских
судах умалчивают о санкциях,
налагаемых ими за те или иные преступления. В них речь идет только о признании
виновности или невиновности преступника. Такая постановка вопроса традиционна
для фикха. В указанных нормативных актах содержится лишь общая формула о том,
что "шариатский суд имеет право по своему убеждению определять меру
наказания".
Таким образом, шариатский суд по своему
усмотрению назначал наказание, предусмотренное как мусульманским правом, так и
Уголовным кодексом РСФСР 1922 г. Правда, в 30-х годах из компетенции шариатских
судов изымается возможность назначения смертной казни, телесных и
членовредительских наказаний. Рассмотренные глубинные изменения, внесенные
Советским государством в мусульманскую классическую правовую концепцию,
осмысливаются не только как ее реставрация. Можно сделать вывод о стремлении
модернизировать мусульманское право применительно к условиям XX века.
Законодательная регламентация статуса и
компетенции адата и шариата республиканскими, всероссийскими и союзными органами
составляет отдельную, уникальную сферу нормотворческой деятельности Советского
государства в Дагестане и на Северном
Кавказе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
ПРИКАЗ
НАЧАЛЬНИКА ШТАБА ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА ФИЛИПСОНА 10 СЕНТЯБРЯ 1845 ГОДА, № 2202,
ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА КАПИТАНУ ОЛЬШЕВСКОМУ
С давнего времени чувствуема была необходимость иметь в штабе положительные
сведения о сущности так называемого адата, или суда по обычаям, у различных
горских племен, как равно и о самих обычаях, на коих этот суд основан. С этой
целью посредством гг. начальников частей Кавказской линии собраны были по особо
составленной программе необходимые данные.
Ныне, препровождая к Вашему высокоблагородию дело под № 58 из канцелярии по
управлению мирными горцами, где заключаются помянутые данные, возлагаю на Вас
привести все эти материалы в один систематический свод, который был бы верным
изображением сущности так называемого адата и мог бы впоследствии служить
руководством начальства, замещая собою досель малоизвестные основания этого
первобытного права кавказских горцев.
Я вполне уверен, что занимательность этого труда будет служить Вам вящим
побуждением глубже оный исследовать, а потому, нисколько не стесняя Вас наперед
определенною системою, я считаю нужным указать Вам только одно общее
соображение. Обычаи горцев на всей северной покатости Кавказа довольно
одинаковы и различие в них зависит более от разнородности и политического быта,
чем от мест жительства. Поэтому, сводя доставленные местными начальниками
сведения, нужно обратить особенное внимание на группирование народов в
этнографическом отношении, излагая в виде отступления те обычаи, кои существуют
у некоторых народов или обществ одного племени вследствие каких-либо
политических изменений их первоначального быта. Таково, например, положение
племени адиге, состоящего из натухайцев, абадзехов, шапсугов, убыхов, некоторых
мелких племен, обитающих на правом фланге. К этой же группе принадлежат и
кабардинцы, как одноплеменные; но в обычаях сих последних необходимо должны
быть свои особенности, произошедшие от различного политического устройства их
общества. Народы абазинского и ногайского племени, живущие в районе правого
фланга, приняли обычаи кабардинцев, коими некогда были покорены; но легко может
быть, что у них сохранились и некоторые свои собственные обычаи, которые тоже
необходимо обозначить. Я говорю здесь об одной только этой группе, потому что
она более известна, а, вероятно, то же самое может быть сказано и о горских
народах левого фланга и ведомства Владикавказского коменданта.
По мере обзора данных, представленных гг. частными начальниками, прошу Вас
донести мне: не откроется ли где недостатка сведений сравнительно с тем же
предметом, изложенным другим лицом, чтоб можно было требовать дополнений,
указывая именно, что нужно сообщить к прежде высланным данным.
Доклад о
состоянии судостроительства и судопроизводства в Дагестане
Приложение №2
ИЗ ДОКЛАДА
НАРКОМАТА ЮСТИЦИИ ДАССР «О СОСТОЯНИИ СУДОУСТРОЙСТВА И СУДОПРОИЗВОДСТВА В
ДАГЕСТАНЕ»
(21 марта 1921 г.)
На территории
ДССР функционируют суды двоякого типа: народные суды и суды шариатские.
Народные суды существуют только в 3-х городах республики, по одному в каждом из
них для мусульманского населения, а на всей остальной территории республики
действуют шариатские суды для мусульман. Но, так как в городах население
смешанное, в каждом из них существует также и шариатский суд для мусульман.
Во главе шариатских судов официально стоит Али-Хаджи Акушинский, человек весьма
популярный в народе, но фактически он живет в ауле, работой судов совершенно не
интересуется, возложив свои обязанности на заместителя. Собственно говоря, он и
неспособен к работе по своей дряхлости – ему более 80 лет.
Согласно постановлению Дагестанского революционного комитета шариатские суды
автономны и отделу юстиции (теперь Наркомату юстиции) не подчинены…
Шариатские суды необходимо изжить, и вся задача состоит в том, чтобы это
преодолеть безболезненно. Население Дагестана настолько еще находится под
влиянием мулл, что всякие шаги против шариатских судов рассматривает, как поход
против религии, против мусульманства.
С первых же дней революции 1917 г. население Дагестана в один голос потребовало
выделения шариатских судов вместо существовавших адатных судов (обычного
права).
Но 4-х летний опыт показал полную несостоятельность шариатских судов, их
нежизненность, несоответствие мер наказания требованиям времени, почему
население теперь совсем охладело к ним; оно не находит правосудия в этих судах;
судьями и толкователями шариата в них являются муллы, которые, конечно, в своих
интересах защищают эти суды, и влияние мулл на население, к сожалению, еще
значительно.
Врио наркома юстиции. А. Далгат
ЦГА РД. Ф. 33-р. Оп. 2. Д. 9. Л. 1,2.
Приложение №3
Резолюция I
съезда Ревкомов Дагестана по шариатским делам
ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ
I СЪЕЗДА ОКРУЖНЫХ, ГОРОДСКИХ И УЧАСТКОВЫХ РЕВКОМОВ ДАГЕСТАНА ПО ШАРИАТСКИМ
ДЕЛАМ
(8-15 июня 1920 г.)
11. По отделу шариата: Считая, что основы положения шариата совпадают с
принципами строительства Советской власти, [съезд] постановил:
а) разрешать уголовно-гражданские дела мусульманской части населения по желанию
подсудимого, передавать на разрешение шариатских судов, применяя меры
наказания, предусмотренные шариатом;
б) ускорить работу шариатских судов;
в) устранить из шариатских судов все элементы, связанные с контрреволюцией;
г) гражданские учреждения должны оказывать техническую помощь в задержании
преступников и передаче их шариатскому суду.
Газета «Красный Дагестан», 1920, 30 июня, № 2.
Опубликовано: Революционные комитеты Дагестана. (Март 1920-декабрь 1921 г.).
Махачкала, 1960. С. 87.
[1] Ханбабаев К.М. Возрождение мусульманского права в Дагестане: теория и практика http://archive.libfl.ru/win/law/islamic/book2004-2_13.htm
* Бобровников В.О. инициировал эту проблему и представил несколько интересных статей по теме шариатских судов в Дагестане и Северном Кавказе. Помимо шариатских судов область его научных интересов сельская община, обычное право (адат) и организованная преступность (абреки) у горцев-мусульман на пореформенном Северном Кавказе 19-20 вв..
[2] Бобровников В.О. Шариатские суды на Северном Кавказе//Отечественные записки №5 2003
* См:Приложение №2-3
[3] История
отечественного государства и права. Ч. 2. С. 256.