Пиррова Р.Н.
К.и.н.
Ст.преп. ДГИНХ
Борьба горцев
неоднократно подавлялась царизмом вплоть до полного их усмирения. В ходе боевых
действий сопротивление два раза оказывалось обезглавленнымй, но неизменно
борьба вспыхивала вновь и под религиозным знаменем получала еще большее
распространение. Вместо погибшего руководителя в имамы выдвигался наиболее
последовательный, верный и способный исполнитель воли народа из числа
духовенства. Причем никаких ограничений сословного либо другого характера при
избрании имама не было, избирался наиболее соответствующий требованию времени и
авторитетный среди руководителей борьбы. А так как политическая борьба была
облечена в религиозную оболочку, то и носители этой идеологии – представители мусульманского
духовенства - оказались руководителями освободительной борьбы, а при
образовании Имамата стали проводниками всей государственной политики.
Придя
к власти в качестве третьего по счету имама Дагестана, Шамиль сумел объединить
под своими знаменами дагестанцев и чеченцев, над которыми властвовал в общей
сложности 25 лет. Война с царизмом шла с переменным успехом, но к концу 1843
года Шамиль стал на время абсолютной властелином Дагестана и Чечни.
Создание Имамата было обусловлено потребностями вооруженной борьбы с царизмом и феодальной знатью. Как известно, Имамат оформляется в период наибольших успехов движения (1840-1850), получивший название «блистательной эпохи… Шамиля». По мнению А.Д. Даниялова, «объединение горцев в единую государственную систему, в Имамат, в тех исторических условиях, несомненно, было прогрессивным шагом. С созданием Имамата деятельность органов управления впервые в истории Дагестана стала регулироваться законодательством, учитывающим своеобразие местных условий»[1].
Содержание и направление деятельности Имамата в первоначальный период в известной степени определились прогрессивным характером антифеодальной и антиколониальной борьбы. Мусульманское духовенство и богатое узденство не могли полностью игнорировать антифеодальные и антиколониальные устремления горского крестьянства. В демагогических целях, провозглашая лозунг о равенстве всех мусульман, социальные верхи Имамата были вынуждены провести социально-экономические мероприятия, отвечающие интересам трудящихся горцев.
На политический режим Имамата серьезное влияние оказывала степень остроты классовой борьбы. Методы и средства осуществления воли клерикально-феодальных элементов в Имамате, применяемые органами власти и управления, были тщательно завуалированы и маскировали своекорыстные цели духовенства и феодализирующейся сельской знати.
Потребности
ведения изнурительной освободительной борьбы в Имамате требовали максимальной
централизации власти, консолидации всех антиколониальных сил в обществе,
мобилизации и сосредоточения в одних руках всех ресурсов страны, т.е. все нити
управления страной должны были находиться в одних руках, а объекты управления –
оперативно реагировать на требовании единого центра. Крестьянская масса ставила
перед Имаматом задачу успешного окончания начатой борьбы за независимость, а
вместе с тем и задачу ликвидации феодальной эксплуатации узденской массы ханами
и беками[2]. Поэтому в руках вождя
борьбы – имама были сосредоточены все бразды правления общественно-политической
жизнью страны. Поэтому при анализе деятельности Шамиля как имама необходимо
исходить из того, что это был крупный государственный деятель, талантливый
военачальник и мудрый предводитель борьбы, сумевший провести в стране
необходимые государственные преобразования и успешно отстаивать свободу своего
края, объединив разрозненные силы горцев.
Если
Гази-Магомед для руководства на местах назначал своих уполномоченных от случая
к случаю, а Гамзат-бек имел постоянных заместителей, которые несли полную
ответственность за свою территорию, то закаленный, получивший немало ран в боях
за свободу родного края, Шамиль хорошо понимал, что для успешного ведения войны
против сильного противника необходимо коренным образом перестроить систему
ведения войны, создать сильную социальную и материальную базу, сделать
освободительную войну поистине общенародной. Для этого требовалось объединить
воедино разрозненные дагестанские общества, установить над ними строго
централизованное единообразное управление, дать им общие законы. Только таким
образом созданная государственная система могла противостоять экспансионистской
политике царизма.
В ходе
освободительной борьбы и особенно в 1840-1843 гг., когда были одержаны важные
для горцев победы, позволившие освободить от царских колонизаторов значительную
часть территории Дагестана и Чечни, Шамиль все чаще задумывался над внутренним
устройством подвластной ему территории. Шамиль прекрасно понимал, что успехи
1840-1843 гг. еще не являются окончательной победой восставших горцев и что
царизм не откажется от намерений установить свое безраздельное господство над
всей территорией Кавказа. Поэтому он неустанно трудился над созданием на
подвластной ему территории определенной государственной системы. При этом
Шамиль понимал, что в данных сложных условиях государственное управление должно
быть приспособлено к потребностям обороны и нуждам горцев, стать прочным
основанием для дальнейших политических и социальных преобразований.
Следует
отметить, что Шамиль никогда не намеревался создать национальное государство.
Теократический Имамат Шамиля был основан не на национальной, а на религиозно-теократической базе, идейной
основой которого был, в первую очередь, воинствующий мюридизм, а не
национальные идеалы.
В
административно-территориальном отношении Имамат был разделен на мудирства и
наибства. Наибств было около 50. Часть территории, населенной кумыками,
даргинцами, лезгинами, лакцами и табасаранцами, не входила в состав Имамата.
Наибами в разное время являлись более 150 человек, представлявших разные
национальности и социальные слои населения. Наибами могли быть люди, преданные
делу борьбы против местных феодалов и царских колонизаторов, а также обладающие
незаурядными качествами вне зависимости от национальной принадлежности и
тухумных привилегий[3]. «Военные хитрости и
удальство Шамиля более всего выигрывают вследствие той организованности и того
порядка, которые он сумел завести в своем народе»[4].
В основу
созданного Шамилем государства Имамат были положены демократические принципы
управления горцами. Между тем о сущности и природе созданного Шамилем
государства в исторической литературе существуют противоречивые мнения. Так, по
мнению Н.А. Смирнова,
низамы Шамиля (следовательно и Имамат. – Автор) «защищали интересы
эксплуататоров, нарождавшихся в горском обществе в лице узденей»[5]. Французский консул в
Грузии в 40-х годах XIX века Г. Кастильон в донесении министру иностранных
дел Франции писал об Имамате и Шамиле: «Нам придется различать две личности,
объединенные сейчас Шамилем… С одной стороны, это – политический вождь,
диктатор, которому событиями была предоставлена безграничная власть при
демократическом строе, основанном на принципе абсолютного равенства, в то же
время, это – религиозный вождь, которому звание великого имама, верховного
главы правоверных, придает священный характер. Имея это двойное звание, он
единственный судья в вопросе принесения жертв, требуемых войной»[6]. Российский историк А.А.
Каспари признает, что «администратор Шамиль был одной из гениальных личностей XIX века
и действительно внес законность и порядок там, где искони царило лишь кулачное
право…»[7]. В связи с этим обращает на
себя внимание точка зрения некоторых исследователей, в частности М.М. Блиева, о
деятельности Имамата. Исходя из своей ошибочной, на наш взгляд, концепции «о
стремлении горцев к грабежу», он считает, что главной целью Имамата было
ведение войны ради получения добычи, что Имамат и его руководители – наибы
занимались только или почти всегда военными экспедициями ради этой добычи.
Такие утверждения не что иное, как полное непонимания целей и задач Имамата,
как государства, так и его руководителей. Подчеркивая неограниченность власти
Шамиля в Имамате, вышеуказанные ученые упускают из виду то, во имя чего
проводилось укрепление вертикали власти: для защиты свободы горцев и успешной
борьбы против посягателей на национальную независимость народов
Северо-Восточного Кавказа.
Объективную
оценку сущности государства Имамат дали в своих исследованиях дагестанские
историки А. Тахо-Годи, Р.М. Магомедов,
Х.Х. Рамазанов, А.Х. Рамазанов, А.Д. Даниялов, В.Г. Гаджиев, А.М. Халилов и др., которые
сходятся во мнении, что назначение Имамата состояло в том, чтобы подавлять
сопротивление местных феодалов, организовывать борьбу горцев с царскими
колонизаторами, решать задачи по укреплению внутреннего устройства государства.
Осуществлению
задуманных Шамилем мероприятий исторического масштаба мешали, прежде всего,
бытовавшие среди горцев адаты, различные в каждом обществе, служившие
препятствием для объединения горцев в единое государство, и местная феодальная
знать, эксплуатировавшая при поддержке царизма своих подданных, противостоящая
освободительной борьбе горцев.
Универсальным
средством решения этих проблем служило последовательное распространение шариата
среди горцев. Народ в массе своей
приветствовал шариат, так как эти идеи отвечали их классовым интересам. Противостояли
шариату лишь представители эксплуататорских классов и невежественные люди, не
понимавшие сути его идей. Последние провозглашали равенство всех людей перед
Аллахом, признавали противоестественной эксплуатацию человека человеком, чем
облагораживали борьбу горцев за свое социальное освобождение. Поскольку местную
знать поддерживал царизм, эта борьба обращалась против колониальной политики
царизма.
Переметнувшийся
на сторону царя Сулейман-Эфенди отметил, Шамилю «… принадлежал к последователям
тариката…, потом, …принялся за оружие и… сделался светским человеком…»[8]. Шамиль развернул активную
деятельность, пытаясь ликвидировать класс феодалов и создать для
освободительной борьбы прочную социальную базу, придав ей всенародный характер.
Устраняя представителей феодальной и вообще всякой наследственной власти,
«Шамиль объявил, безусловно, свободными»[9] во всех отношениях тех, кто
ранее находился в какой-либо зависимости от феодальной знати. Они освобождались
от всех податей и повинностей в пользу феодала, на них были распространены
правила Имамата. «Шамиль ввел среди народа справедливые порядки, железный строй
и законное политическое и гражданское управление. В имамате уже не было таких
вещей, как ханские порядки…, а обращением стало только Ас-салам»[10].
Решение
проблем в области земельно-правовых вопросов Шамиль видел в продолжении
социальной политики. В этой связи необходимо отметить один ее недостаток – проблему
малоземелья. В предшествующий Имамату период земля делилась на шесть видов:
джамаатская, тухумная, мюльковая, феодальная, вакфная и казенная. В связи с
образованием Имамата произошли существенные изменения в области форм
землевладения. Были ликвидированы феодальные и казенные формы землевладения, их
место заняла байтулмальская (имаматская) земля. Источником этой формы
землевладения были «земли наказанных крестьян или аулов, умерших людей, не
оставивших наследников, бежавших или пропавших без вести, изгнанных, казненных
предводителей и т.п.»[11].
Имаматские
земли могли быть отданы в аренду остронуждающимся аулам или семьям. В качестве
арендной платы предусматривались барщина и оброк. Официальные источники
подтверждают, что имаматские земли отдавались в аренду без платы. Лица, которые
могли быть освобождены от оплаты, это
мухаджиры, наиболее отличившиеся воины, хозяева, чьи земли попадали под
военную фортификацию, добровольно переселившиеся в Имамат, будь то мусульмане
или представители другой религии. Этот процесс распределения земель значительно
исправлял положение нуждающихся.
Земельные
споры могли решаться на основах шариатского права. Решение этих проблем
возлагалось на местных властей под непосредственным руководством Шамиля, если в
этом была необходимость[12]. Имам считал, что так можно
предотвратить земельные конфликты. Причину нерешенности земельных проблем
Шамиль видел в сохранившейся дифференциации[13]. Это и есть причина того,
что земельно-правовая политика в Имамате не была совершенной.
Нам
представляется, что Имамат был органом выражения воли и интересов узденей,
причем в основном той части, которая относилась не к феодалам, а к трудовому
крестьянству и была независима от феодалов. При этом следует иметь ввиду, что
узденство составляло большую часть населения Дагестана. Так, в Дагестанской
области, по данным на 1861 год, «из 599990 жителей 559226 составляли уздени, а
остальные – помещики, феодалы, духовенство, торговцы, крепостные и т.д.»[14].
Как и любое
государство, Имамат представлял собой политическую организацию для подавления
определенных классов, а также решения дел, касающихся всего общества. Но
классовая дифференциация
не была достаточно четкой в тех исторических условиях; существовали
различные слои крестьянства, в том числе узденства: сала – уздени, догерек –
уздени, чагара, раяты и т.п.
Во всей исторической литературе об освободительной борьбе горцев
говорится, что, несмотря на положения шариата, рабы, имевшиеся в хозяйствах
узденей, освобождения не получили. Шамиль только вменял в обязанность хозяев
снабжать своих людей всем необходимым и обращаться с ними по-человечески. Такой
парадокс с положениями шариата объясняется тем, что институт рабства в
Дагестане не был развит, рабы обычно занимались домашним хозяйством и считались
членами семьи, но без наследственных прав, поскольку хозяйства горцев были
маленькими, и крупную рабочую силу негде было применять. Рабы, если они
таковыми назывались, «были освобождены…, которые были переселены целыми
селениями… (и которые. – М.М.) принадлежали ханам и бекам»[15]. Более того, экспроприации
подлежали преимущественно те, кто сотрудничал с колонизаторами, а что касается
экономических устоев участников освободительной борьбы, то это не отвечало
требованиям времени. Так, например, небезызвестный Мухаммед-Тахир защищал
следующие действия Шамиля: 1. «Отбирание имущества зажиточных на нужды войны и
своих подчиненных; 2. Разрушение вражеских аулов и ограбления их имущества в
целях наведения страха; 3. Обращение в казну имущества лиц, отошедших от
ислама, с разрешением их женам разводиться с ними; 4. Наказывать лицемеров
(муняфиков) вплоть до убийства»[16].
[1] Даниялов А.Д. О движении горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля // «Вопросы истории». - 1966. - №10. - С.2.
[2] См.: Покровский Н.И. Указ. работа.-С.335.
[3] См.: Рамазанов А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля.-Махачкала, 1996.-С.16.
[4] Фон Гакстгаузен А. Закавказский край.-СПб., 1857.-С.208.
[5] Смирнов Н.А. Указ. работа.-С.116.
[6] Кастильон Г. де виконг. Письмо к Гизо // Историк-марксист.-1936.-№ 5.-С.118.
[7] Каспари А.А. Покоренный Кавказ.-СПб., 1904.-С.440.
[8] Шамиль – ставленник.-С.281.
[9] ВС.-Т.27.-С.392.
[10] Алкадари Г.-Э. Указ. соч.-С.13.
[11] Рамазанов А.Х. Указ. работа.-С.38-39.
[12] См.: 100 писем Шамиля; ДГСВК.-С.527, 591; См.: Арабоязычные письма.-С.53-54.
[13] См.: Рамазанов А.Х. Указ. работа.-С.42.
[14] Халилов А.М. Указ. работа.-С.81.
[15] ВС.-1862.-№7.-С.393.
[16] ЦГА РД.-Ф.133.-Оп.2.-Д.4.-Л.14-15.