DMITRIENKO JU.N. (Дмитриенко Ю.Н., соискатель ученой степени доктора
юридических наук Киевского национального университета имени Тараса Шевченко)
THE FORM AND THE MAINTENANCE OF HISTORICAL AND
MODERN UKRAINIAN LEGAL CONSCIOUSNESS (8)
(ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО И
СОВРЕМЕННОГО УКРАИНСКОГО ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ (8)
В совершенном
философско-правовом, художественном,
скульптурном и ином произведении как творческом содержания актуальной и/или
приоритетной формы украинского правового сознания и правовой культуры
представлено именно в развитой, полноценной нормативно-регулятивной форме,
которую опять-таки необходимо рассматривать как начало активное, т. к. такая
форма, в целом и в каждом своем элементе, законодательно содержательна и
праворефлексивно эффективна. Новая наша аксиома формы и содержания украинского
правового сознания и культуры: эффективность
исторических и современных правовых преобразований имеет прямую зависимость от
творческого потенциала формы правового сознания, а с некризисного цикла -
социальной активности и формы правовой культуры, которые определяют
идейно-мировоззрнчески и нормативно-регулятивно социальную и иную активность
его содержания. Ее действенность
прежде всего в том, что она, являясь результатом философско-правового,
правового, идейно-мировоззренческого, художественного и иного освоения
действительности (родовая правовая природа) и правовой действительности
(видовая правовая природа) ученым-правоведом и/или писателем, тем самым
становится и путем идейно-идеального познания действительности и ее любого
содержания вторичным субъектом и/или читателем. Следующая наша асксиома: чем характернее, убедительнее и четче, яснее в своем идейно-мировоззренческом
значении персонажи, разные правозаконодательные ситуация, композиция и
конфигурация правового сознания, связанная с ее местом расположения,
функционирования и возможными специальными местами, связанными с переносами
правового сознания в иные места своего существования и функционирования, язык
философско-правового и иного произведения, т. е. чем совершеннее его форма, тем
полнее осуществляется содержательность философско-правового, правового, иного
произведения, его познавательная функция. Вместе с тем нормативное познание правовой действительности,
законодательное освоение ее есть и регулятивное отношение к ней средствами
правоосознанного ее освоения, ее идейно-мировоззренческая и нормативно-правовая
оценка, стремление правомерно воздействовать на нее. Так, например, по идеям
конспекта «Науки логики» Гегеля В. И., известным идеям В.И. Ленин о соотнесении
идеи, содержания и формы правовых рефлексий, выводим следующую аксиому формы и
содержания украинского правового сознания и правовой культуры: правовая идея (читай: познание правовой
природы и правовой идеи человека, определенной корпоративной группы людей,
большой массы людей, объединенной одной правовой идеей) есть законодательное
(законотворческое) совпадение
(согласие) правового понятия и
правовой объективности (законодательное общее). Это во-первых.
Во-вторых, правовая идея есть правовое (законодательное) отношение для себя
правозаконодательной сущей (= якобы самостоятельной сути) субъективности
(=человека) и его правового сознания к отличной (от этой правовой идеи)
объективности. Правовая, законодательная и иная субъективность есть стремлением
ограничить, уменьшить или, в крайней мере уничтожить это отделение (правовой
идеи от правового объекта)» (Философские тетради, 1936, стр. 187). Эти
положения целиком относятся и к содержанию философско-правового,
художественного, иного произведения. Следующая аксиома: в этом смысле действенность содержательной формы
философско-правового произведения как методологичекого по отношению к формообразованию
правовых рефлексий и актуальных форм правового сознания исходит далеко не во
вторую и, конечно же, ни в коем случае не в последнюю очередь, от субъективного начала правового и законодательного
творчества. Причем эта субъективность в
реалистическом правовом искусстве совпадает (относительно, по относительной
самостоятельности правового сознания) с
объективной правовой реальностью. Разноисточниковое единство формы и
содержания украинского правового сознания является, следовательно, необходимым
условием философско-правового, художественного и иного произведения, хотя и
недостаточным, так как и при наличии его остается еще основной вопрос — оценка
самого законодательного содержания с точки зрения объемности и полноты
отображения действительности (родовая правовая культура) и правовой
действительности (видовая правовая природа), значимости его жизненной, правовой
и законодательной правды. В зависимости от ответа на этот вопрос мы и даем оценку философско-правового,
правового, художественного и иного правового произведения с точки зрения
автентичного отображения правовой реальности средствами правового сознания в
нормативно-правовой реальности и идейно-мировоззренческой его идеальности уже
как во всем объеме произведения, так и в каждом его разделе и теме. Из
сказанного ясно, насколько сложен вопрос об обусловленности
философско-правовой, правовой, художественной и иной формы украинского
правового сознания, специфика которой связана и с идейно-мировоззренческой и
нормативно-правовой природой отражаемых явлений, и с качеством самого правового
и правоотраженного мировоззрения и философско-правового, правового,
методологически-правового, художественного и иного метода ученого-правоведа,
художника и писателя, и с своеобразием
идейно-мировоззренческих и нормативно-правовых средств данного правового
искусства (в нашем случае — правового языка). Рассматривая форму правового
сознания как переход его законодательного (законотворческого) содержания в
правовую форму, а содержание понимая как законоосознанную, идейно-мировоззренчески
осмысленную ученым-правоведом и/или писателем действительность и правовую
действительность, мы тем самым приходим к выводу об относительной объективности
философско-правовой, художественной и иной формы украинского правового
сознания, добавим: во время периодов становления украинского правового сознания
и правовой культуры, т. е. обусловленности ее
нормативным характером изображаемого правового объекта в той мере, в
какой мы находим в философско-правовом, правовом, художественном и ином произведении «совпадение (согласие) правового понятия и
законодательной (законотворческой) объективности», другими словами — в той
мере, в какой ученый-правовед и/или писатель приближается к правильному и
полному философско-правовому и художественному освоению законодательно
изображаемых явлений (родовая правовая природа) и правовых явлений (видовая
правовая природа). Так типический правовой образ, как индивидуальный жизненный
и правовой характер субъектов правового сознания, через который как бы просвечивает
содержащееся в нем идейно-мировоззренческие и нормативно-правовые обобщения
относительно создавшей его правозаконодательной среды, в своем строении, т. е.
своим правомерным поведением, законодательным
развитием и т. д., должен отвечать свойствам данной правозаконодательной
среды, обобщаемой в нем ученым-правоведом и/или писателем, иначе его правовые
черты будут случайны, произвольны, внеположны законодательному содержанию и тем
самым несущественны, идейно-мировоззренчески и нормативно-правово невесомы. В
этом смысле творческая свобода ученого-правоведа в обрисовке создаваемых им
разных, например, типов (форм) правового сознания есть осознанная
необходимость; нормативность его философско-правовых, правовых,
методологически-правовых произведений в одинаковой мере страдает как от
рабского копирования правовой (законодательной) действительности (бедности
обобщения), так и от произвольного
отрыва от нее. То же надо сказать и о сюжете философско-правового произведения,
о данных в нем типичных и нетипичных ситуациях, в их правовом,
маргинально-правовом и ином отношении к тем правовым и неправовым событиям и
обстоятельствам действительности,
которые в них отражены. Показывая определенные правозаконодательные процессы,
явления жизни, ученый-правовед и/или писатель отсюда именно и черпает те
ситуации и события, образное обобщение которых и представляет собой
определенный правовой сюжет и/или определенную отраслевую правовую ному и/или
норму правового сознания, культуру, закона, морали или другую иную регулятивную
норму. Этим определяется и типично правовая взаимосвязь любых персонажей и
сюжета философско-правового, художественного и иного произведения. Как ни
понимать и ни определять сюжет, очевидно, что он представляет собой систему
идейно-мировоззренческих (родовая правовая природа) и нормативно-правовых
(видовая правовая природа) событий, в которых через свойства форм правового
сознания как его регулятивных функций
обнаруживаются радикальные и нерадикальные свойства данных правовых характеров. Правовой человек
обнаруживается в правовом (законодательном) действии. Ученый-правовед и/или
писатель, ставя персонажей в определенные правовые (неправовые) ситуации,
раскрывает определенные черты правовых эмоций, характеров, чувств. И с другой
стороны, отражая определенное правовое событие, ученый и/или писатель должен
дать соответствующий круг персонажей — участников этих событий. Таким образом
правовой сюжет (как это было показано
еще Гегелем) неразрывно взаимосвязан с правовым характером и обязательно с
правовыми эмоциями как первоисточникми девиаций в любом правовом сознании.
Героический положительный правовой характер будет обнаруживаться и в правовых
событиях напряженных и ответственных, в которых выявятся его основные правовые
(законодательные, идеологически и иные) черты как именно типические. И обратно,
крупные правовые события требуют показа значительных правовых персонажей,
больших чувственно-правовых переживаний, волевых усилий и т. д. Произвол в
области правовых событий, происходящих с героем, или наоборот, произвол в
обрисовке персонажей — участников определенного правового события — ведет к
неубедительности правового образа, нормы права, т. е. в конечном счете к
философско-правовой, идейно-мировоззренческой, нормативно-правовой,
художественной и иной незавершенности философско-правового и иного
произведения.