Педагогические науки/3. методические основы воспитательного процесса
Старший преподаватель Коломыцева К.С.
«Ставропольский государственный
педагогический институт», Ставрополь
Роль духовного и эстетического воспитания школьников в художественном
образовании.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. Основой
разработки и реализации федерального государственного образовательного
стандарта общего образования является «Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания учащихся».
В настоящее время идет поиск путей развития современной школы, так как
от решения проблем образования зависит будущее страны. Необходимо создать такую
систему образования и воспитания, которая обеспечила бы формирование и развитие
свободного, творчески мыслящего человека. Поиски путей обновления содержания образования
в последнее время идут активно, и этот процесс сопровождается возрастающим
интересом к опыту прошлого.
Рассматривая уроки изобразительного искусства в целостном процессе
образования с дидактической точки зрения применять прямое обучение в творчестве
невозможно, то вполне возможно создание условий, стимулирующих или тормозящих
творческую деятельность. Мысль о том, что развитие личности школьника творческой,
неординарной в значительной степени зависит от содержания образования, не подлежит
сомнению, поэтому данная проблема не просто изучается педагогикой, а занимает в
ней одно из центральных мест.
Дж. Дьюи рассматривал эстетическое воспитание в русле позиций
утилитарного прагматизма, при котором процесс эстетического развития базируется
на максимальном проявлении сенсорной сферы обучающегося. В данной позиции наблюдается
некоторая связь эстетической чувственности с визуально-звуковой, что неизбежно
накладывает отпечаток на стремление развивающегося субъекта эстетической деятельности
к максимальному самовыражению [1].
Наиболее в полной мере с позиций комплексного подхода в обучении
школьников, сочетающего в себе художественный и эстетический аспекты деятельности,
идею эстетически-визуального воспитания реализовал В.А. Сухомлинский. Наряду с
Ш. Амонашвили, выступающим за всемерное «очеловечивание среды», обеспечивающим
духовный комфорт и равновесие, принадлежит важнейшая основополагающая позиция гуманистической
педагогики эстетического воспитания учащихся, основанная на движении «через
прекрасное к человечному» [6].
В суждениях ученых-педагогов отмечается важнейшая закономерность
нравственно-эстетического содержания воспитания школьников на уроках искусства.
При этом предусматриваются эстетические категории такие, как вхождение через
красоту в духовный мир ребенка на основе гуманизма, дружбы, коллективизма,
гражданственности. Совершенно справедливо указание В.А. Сухомлинского на то,
что именно благодаря чувствованию, пониманию, оценке и творению красоты в природе,
искусстве и человеческих отношениях появляется полноценность единства
эстетически развитой личности [6].
Впервые системно устанавливая связь эстетического воспитания с
эстетической культурой личности, Н.И. Киященко и Н.Л. Лейзеров отметили наличие
общеэстетической установки, которая целиком зависит от общественного бытия и
оказывает существенное влияние на формирование художественных установок.
Заключающиеся в реализации потребности учащихся в процессе восприятия объектов
воспринимать, оценивать, переживать и создавать художественные произведения
[3].
С психолого-педагогической точки зрения, искусство является особой
формой общественного сознания, концентрированного выражения школьником в разнообразных
жанрах художественного творчества, в обобщенных художественных образах своего
эстетического и идейно-нравственного отношения к действительности [2].
Большое значение ученые придают чувственно-эмоциональному отношению,
которое всегда выступает в качестве критерия оценки эстетических и
художественных достоинств воспринимаемого эстетического объекта школьниками на
уроках изобразительного искусства.
Современные подходы к эстетическому воспитанию основаны на
эстетико-онтологическом и эмоционально-экспрессивном подходе, обозначенном Л.П.
Печко в результате выявления бинарности и выразительного в эстетическом развитии
личности, что способно приводить к душевному подъему и отражать личностную
значимость эстетического отношения к искусству.
Важно усилить педагогические и воспитательные работы на занятиях
изобразительного искусства, чтобы в процессе самовоспитания уделялось больше
внимания на формирование у каждого обучающего чувства гражданского долга, гражданских
обязанностей и гражданского сознания.
В исследованиях педагогов и психологов отражаются проблемы организации
самовоспитания, где важное место занимают чёткое определение основных функций.
Первой важнейшей функцией самовоспитания является ускорение психического
развития школьника и создание условий для самостоятельного, устойчивого
процесса самовоспитания.
Как мы видим все функции самовоспитания играют немаловажную роль в формировании
общественного гражданского долга, гуманизма, чувства патриотизма, которые
составляют основу всестороннего развития личности. Взаимосвязь всех функций
самовоспитания - важное условие преодоления отклонений от общественного долга в
духовно-нравственном развитии личности на уроках искусства.
Кроме того, искусство создает конкретно-чувственные образы, с которыми
художник может легко установить духовно-активный характер. Эти образы вызывают
в них способность живо мыслить, творческую фантазию и созидательную энергию. При
этом особое значение отводится приобщению учащихся к богатейшим традициям
национальной культуры, постоянному использованию в системе
художественно-эстетических дисциплин творческого потенциала произведений изобразительного
искусства.
Важнейшими задачами воспитательного процесса на занятиях
художественно-эстетического цикла являются не только освоение художественного
опыта предыдущих поколений и развитие творческих способностей школьников, что
без сомнения способствует возрождению национальной художественной культуры. Но
в свою очередь формирование эстетического отношения школьников к произведениям
художественной культуры и окружающей действительности, к стремлению
эстетического освоения действительности, стимулированию познавательной
активности школьников, направлено на эстетическое самообразование, самовоспитание
и утверждение ценностных ориентации личности, идеалов красоты окружающего мира.
Общеизвестно также, что приобщение к
богатствам художественной культуры делает наши чувства более тонкими и чуткими,
а их спектр более насыщенным. Кроме того, психолого-педагогические исследования раскрывают развитие техногенной
эры нуждающейся в постоянном взаимодействии, благодаря воздействию характерных
для художественного творчества импульсов ассоциативного мышления и фантазии.
А.В. Хуторской справедливо отмечает, что
вопрос о выведении за рамки образовательных стандартов творческой деятельности
ученика, равно как и его внутреннего мира, с личностными качествами приводит к
отчуждению учеников от образования, обезличиванию и формализации учебного
процесса [7].
Стратегия современного образования учащихся
заключается в том, чтобы дать всем возможность без исключения проявить свои
таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность
реализации своих личных планов [5]. Эти позиции соответствуют гуманистическим
тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация
педагогов на личностные возможности учащихся. При этом на первый план
выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения
рассматриваются как средства их достижения в области гуманитарных наук.
Особое внимание уделяется творческой
деятельности самого ученика. Изобразительная деятельность в процессе выполнения
практических работ помогает учащемуся ощутить и понять самого себя, выразить
свободно мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мнения, мечты и надежды.
Для педагога важно, что это не только отражение в сознании учащегося окружающей
и социальной действительности, но и её моделирование, выражение отношения к
ней.
Развитию у школьников интереса к
изобразительному искусству, воспитанию поликультурной личности способствуют
уроки, на которых учащиеся выполняют работы на исторические темы, рисуют сюжеты
сказок, национальные костюмы, приобщаются к произведениям народных мастеров,
создавая различные орнаменты, эскизы элементов народных росписей.
Вышеизложенные направления позволяют
создать оптимальные педагогические условия для сочетания базового,
регионального и школьного компонентов художественного образования, найти
наиболее приемлемый путь для ориентации школьников на общечеловеческие ценности
через национальную культуру, которая может стать основой формирования и
интеграции знаний в региональном аспекте содержания образования в направлении изобразительного
искусства.
Литература:
1.
Андреев,
В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. –
Казань: Центр инновационных технологий, 2006.
2.
Зинченко,
В.П. О душе в образовании // Современные подходы к теории эстетического
воспитания.- М., 1999.
3.
Киященко,
Н.И. На пути к новой парадигме эстетического воспитания. - М., 1999.
4.
Кочетов,
А.И. Организация самовоспитания школьников. - Минск, «Народная Асвета», 1990.
5.
Педагогика:
Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов Под. ред. Ю.К.Бабанского . - М.:
Просвещение, 1988.
6.
Сухомлинский
В.А. Как воспитывать настоящего человека – М., 1990.
7.
Хуторской А.В. Современная
дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.
8.
Усов
Ю.Н. Развитие эстетической культуры подростка средствами кино, телевидения и
видео // Проблемы эстетического воспитания подростков. – М.: Новая школа, 1994.