Жанузакова Куралай Темирбековна
д.ф.н., доцент Казахского государственного женского педагогического
университета, Казахстан, г.Алматы
Дуйсекеева Ботагоз
магистрант Казахского государственного женского педагогического
университета, Казахстан, г.Алматы
ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛЕВЫЕ ПОИСКИ В РАННИХ
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АБИША КЕКИЛЬБАЕВА
Круг нравственных, социальных и иных
проблем Абиш Кекильбаев разрешает на философско-эстетическом уровне. Повести
писателя обращены к древним сюжетам, преданиям и легендам, хранившимся в памяти
казахского народа. Через нравственные уроки прошлого он философски осмысляет
современность. «Баллада забытых лет», «Хатынгольская баллада» оживляет духовную
жизнь и героические поступки кочевого народа в романтических красках.
Произведения А.Кекильбаева в романтическом русле изображают прошлое, седую давность, древнюю историю предков, и
находит в них отклик с современностью, затрагивая нравственные проблемы с
глубоким общечеловеческим смыслом.
Произведения «Степные баллады», «Конец легенды» написаны на
историко-романтическую тему. Писатель ищет эстетический идеал в историческом
прошлом. «Баллада забытых лет»,
«Хатынгольская баллада» - историко-романтические повести, написанные в духе
баллады. Лиризмом пронизаны и тематика произведения, образная и языковая система. Лиро-эпические предания, народные
сказания, сказочные мотивы вплетаются в основную ткань повествования.
Характеризуя духовный мир современников, о
творчествее Абиша Кекильбаева, исследователь
А.Исмакова пишет: «Современные казахские писатели, поставили вопросы: чем же
внутренне прочен человек? Каковы глубокие константы его существования?
Реализовались эти проблемы в повестях писателей лиро-эпическими стилевыми
приемами, создающими романтический
настрой (повторы, инверсии). В такой прозе выразительность преобладает
над изобразительностью. В этом отличие прозы А.Кекильбаева, Т.Ахтанова, О.Бокеева, Д.Исабекова, Т.Абдикова, К.Искакова,
С.Санбаева от изобразительной прозы И.Есенберлина, А.Алимжанова и др.» [1,329].
Писатели пытаются понять, в чем
заключается смысл бытия, каковы место и
роль человека на земле. Развитие литературы в новом качестве в казахской прозе было
результатом художественных поисков. Мифотворчество, получившие признаки стилевой
тенденции, озночало отход от канонов догматического реализма, реальный поиск
новых форм и средств
самовыражения. В творчестве
писателей явно проступает представление
об одухотворенности человеческого
бытия. Их произведения отличаются от предшествующих размыванием жанровых
границ, преодолением прежних эстетических и идеологических стереотипов,
обращением к неомифологическому мышлению. Произведения А.Кекильбаева («Хатынгольская баллада», «Баллада забытых лет»,
«Конец легенды»), и др. строятся на осовремененных мифах, универсализации,
опоре на вечное и непреходящее.
Произведения А.Кекильбаева основаны на
фольклорно-мифологических сюжетах и обращают свой взор на прошлое. Стержнем
сюжета «Хатынгольская балладе» является средневековая легенда о Чингисхане, но
внутреннее содержание основано на противостоянии любви и коварства, жестокости
и милосердия, добра и зла.
Роман «Конец легенды» написан на
историческую тему, но он не историческое произведение, которое основано на
реальные факты. В романе преобладают художественный вымысел, фантазия,
философские размышления над такими категориями, как добро и зло, любовь и
власть, истина и ложь. Произведение не
основано на исторических фактах, можно сказать, что оно рождено из авторского вымысла, фантазии.
Монологический характер повествования, акцентирование внимания на нравственном
аспекте отношений героев, философское осмысление событий, психологический
анализ внутренней жизни персонажей
свидетельствуют о мифопоэтической природе
романа. А.Кекильбаев творит свой
собственный индивидуальный авторский миф и
авторская личность универсализируется. Происходит авторизация его
главных героев. Повелитель, младшая
ханша и мастер – носители авторского сознания. Основу романа
составляют их размышления, внутренние переживания. Проблемы, затрагиваемые в
романе, имеют непосредственное отношение к современности. Писатель в процессе
творчества подвергает древний миф
трансформации, которую подсказывает ему
индивидуальное видение мира и полет
фантазии. Использование в романе исповедальной формы и сновидений
открывает простор, как субъективности,
так и фантазии, основанной на реальной почве.
Постоянным символом романа является минарет. Минарет - это высокая башня, главный символ романа, несущий в себе основные идеи романа: власть, слава, любовь, искусство тайна мира
и человеческой души. В тюркском
сознании минарет связан с символико-архитектурным единством медиативности, открывающим поэтику многозначного образа. Также
в романе минарет композиционный стержень
- все события так или иначе
связаны с ним и происходят около него.
Писатель наделяет минарет свойствами
живого существа. Образ минарета является гротеском. Через образ минарета
происходит противопоставление двух миров – верхнего и нижнего. Верхний - связан
с образом неба, красоты, с миром мечты героев, нижний - с образом города, с
«муравейником», с миром повседневной суеты. Символика романа связана не только
с минаретом. Символично и красное яблоко с червоточинкой. Оно символизирует
измену, иллюзорность бытия.
В романе «Конец легенды» органично сочетаются романтическая
условность и реалистическая конкретность, философские обобщения и лиризм,
условные средства изображения, символ. Лиро-эпические мифы, вплетаясь в основную повествовательную ткань прозы
А.Кекильбаева, передают своеобразный
лирико-романтический тон произведений писателя.
Жанрово совмещенные произведения несут на
себе печать индивидуальной неповторимости, яркого национального колорита. В них
чувствуется дыхание определенной исторической эпохи. Здесь нередко могут иметь
место литературные эксперименты. Для ХХ века характерна «большая дробность и
изменчивость историко-литературных систем» [2, 17]. Об этом исследователь
романтизма А.Гаджиев пишет: «Несомненно, романтико-реалистическая двуплановость порождается характером соотношений
между духовными и социальными сторонами жизни. Историческая эпоха и
обусловливает двойственность, двуплановость эстетического отношения художника»
[3,265].
Эпоха научного, технического прогресса
наряду с ростом материальных благ,
порождает экологические, социальные,
духовные проблемы в обществе. С развитием общества углубляется конфликт между
человеком и природой, человеком и обществом. Дисгармония в обществе, социальные
катаклизмы, доведенные до предела противоречия и контрасты в обществе – не могут
не влиять на эстетическо-художественное миропонимание художника. Писатели,
преодолев стальные оковы
социалистического реализма, дали простор
мистическим и запредельным стремлениям души, возвращаясь в искусство слова
традиционной духовности, создания нертивиальных эстетических моделей и картин
мира.
Литература:
1.
Исмакова А. Казахская художественная проза. Поэтика, жанр, стиль (начало ХХ
века и современность). –Алматы, 1998.
2.
Лейдерман Н.Л.,
Липовецкий М.Н. Русская литература ХХ века (1950-1990-е годы): учеб.пособие для
студентов высш.учеб.завед.: в 2 т. Т. 1
-М.: Изд.центр «Академия», 2008.
3.
Гаджиев А. Романтизм мен
реализм. Теория литературно-художественных типов творчества. –Баку:Элм, 1972.