Шайгозова Жанерке Наурызбаевна
старший преподаватель кафедры методики
преподавания специальных дисциплин и истории искусств Казахского национального
педагогического университета имени Абая
Культуролого-искусствоведческие
аспекты межкультурной компетентности учителя изобразительного искусства
Процесс
интеграции казахстанской системы образования в мировое образовательное
пространство диктует новые требования к подготовке специалистов
художественно-педагогического профиля. Согласно, мнению многих исследователей профессионально-методическая
подготовка будущих учителей изобразительного искусства часто не отвечает
требованиям динамично развивающейся системы художественного образования
школьников, отстает от педагогических новаций в этой области. Одним из таких требований
является формирование специалиста, способного выделять и вносить в содержание
художественного образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, а
также умение организовать педагогический процесс на уроках изобразительного
искусства как диалог носителей различных культур и искусства во времени и
пространстве. Ведь именно культура, искусство является эффективным
«посредником» вхождения в другую культуру. Эта способность в широком смысле и трактуется
как межкультурная компетентность учителя изобразительного искусства.
Процесс
формирования межкультурной компетентности будущего учителя изобразительного
искусства пока не раскрыт в
художественно-педагогической науке, что обусловлено недостаточной изученностью
характера соотношения данного процесса со структурой и содержанием
культуролого-искусствоведческих дисциплин специальности. Методологической
основой исследования данной проблематики должны служить философские,
психологические, социологические, лингвистические и культурологические
концепции, раскрывающие сущность межкультурной компетентности. Настоящая статья
посвящена исследованию культуролого-искусствоведческих аспектов формирования
межкультурной компетентности учителя изобразительного искусства.
Разработка вопросов формирования межкультурной компетентности учителя
изобразительного искусства в обозначенном контексте порождает
необходимость уточнения на первоначальном этапе её ведущих смысловых «узлов»:
- национальная и мировая художественная
культура как структурный компонент межкультурной компетентности будущего
учителя изобразительного искусства;
- искусство и культура: взаимодействие и
взаимозависимость в процессе формирования
межкультурной компетентности;
- идеи
диалоговой концепции культуры как одна из методологических основ процесса формирования межкультурной компетентности будущего учителя
изобразительного искусства.
Изучение и анализ
рабочих программ ведущих культуролого-искусствоведеческих дисциплин
специальности, таких как «Культурология», «История мировой художественной
культуры», «Теория и история искусств», «Художественная культура
Казахстана» позволил нам сделать вывод о
том, что потенциал этих специальностей недостаточно полно используется для
формирования межкультурной компетентности учителя изобразительного искусства.
На наш взгляд, исследуемый процесс наиболее продуктивно реализуем при изучении,
названных культуролого-искусствоведческих дисциплин специальности, содержание
которых структурировано и дополнено в соответствии с новейшими разработками
отечественных и зарубежных исследователей в области культурологии, философии
культуры и искусствоведения. Традиционное содержание
культуролого-искусствоведческих дисциплин специальности 050107 «Изобразительное
искусство и черчение» уже не отвечает современным требованиям к подготовке
специалистов этого профиля. Необходима разработка новых курсов, таких как:
анализ произведений художественной культуры и искусства, философия национальной художественной культуры и искусства, методика
преподавания национальной художественной культуры в школе и кружках (теория и
методика этнохудожественного и поликультурного образования) и многие другие.
Естественно, что ведущим
смысловым «узлом», исследуемого процесса является рассмотрение художественной
культуры (национальной и мировой) как структурного компонента межкультурной
компетентности учителя изобразительного искусства.
Вопросы
развития или формирования межкультурной компетентности стали темой многих
педагогических исследований. Наиболее полно они представлены в трудах
исследователей, посвященных совершенствованию профессиональной подготовки
учителей иностранного языка. Так, формированию опыта межкультурной
компетентности будущего учителя в педагогическом взаимодействии посвящено
исследование Е.Б. Быстрай (1). В данном исследовании разработана и
экспериментально проверена модель реализации концепции
формирования опыта межкультурной компетентности будущего учителя в
педагогическом взаимодействии.
Исследование
Г.В. Елизаровой посвящено разработке межкультурного подхода в обучении
иностранному языку (2). Согласно ее мнению межкультурная компетентность – это
способность языковой личности выйти за пределы собственной культуры и
приобрести качества медиатора культур, не утрачивая собственной культурной
идентичности.
В разработках М.С. Колесниковой, К.С.
Кричевской и Т.К. Цветковой выявлены элементы межкультурной компетентности
учителя иностранного языка (3;4;5). Анализ трудов названных авторов позволил
нам выделить основные компоненты межкультурной компетентности учителя
изобразительного искусства: - знание и понимание собственной культуры; - знание
и понимание «других» культур и стремление к конструктивному диалогу культур. Сказанное
означает, что под терминами «знание и понимание собственной и «другой»
культуры» следует понимать не только знание будущим учителем изобразительного
искусства историографии национальной и мировой художественной культуры, но и её
теоретических пластов в следующих областях:
1. В области истории и теории
народной (национальной) художественной культуры: - актуальные задачи сохранения и
развития традиций народной (национальной) художественной культуры в современных
условиях; - сущность, структура и функции народной
художественной культуры; национальная художественная культура как
воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, национального
характера, «национальных образов мира»; - понятие «этногенез», теория
этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры; - семиотические основы изучения национальной художественной культуры (орнамент как
повествование, язык искусства и.т.д.); -
понятие о видах, жанрах и формах национальной художественной культуры, их общая
характеристика, понятие о региональных особенностях национальной художественной
культуры; - историография
национальной художественной культуры Казахстана: от древних времен к
современности, влияние религий на содержание национальной художественной
культуры; - тенденции развития
традиций национальной художественной культуры в
современном искусстве Казахстана.
2. В области теории орнаментального
искусства: - история
орнамента, древние виды и названия казахского орнамента, теория казахского
орнамента, типология орнамента, элементы орнамента; - законы симметрии в орнаментальном
искусстве.
3. В области
анализа художественных произведений: - основные
проблемы историко-художественного анализа искусства, художественная форма как носитель
эстетической информации, произведение искусства как исторический источник; -
анализ содержания и анализ формы, формально-статистический метод, структурный и
функциональный анализ, социологический аспект изучения искусства; - анализ отдельного произведения, проблемы
сравнительного анализа нескольких произведений; - терминология искусствоведческого исследования (идея, тема, сюжет,
композиция, колорит, пластическая характеристика, монументальность,
декоративность и т.д.); - последовательность и основные приемы научного исследования
(выбор темы, выявление проблематики, сбор материала, составление плана, аппарат
исследования и т.д.); -
специфичность анализа произведений народного искусства.
4. В области психологии национальной художественной культуры:
- отражение национальной картины мира в искусстве;
этническая специфика художественной культуры.
5. Теория и методика этнохудожественного
и поликультурного образования: - понятия
«методика преподавания», «этнохудожественное образование», «интеграция
поликультурного и художественного образования»; - роль и место национальной
художественной культуры в действующих программах, учебниках и учебных
пособиях для дошкольных учреждений, методика подготовки и проведения занятия по
народному художественному творчеству в дошкольном учреждении; - мировая художественная культура как
культурно-исторический и этнокультурный феномен. Этнические основы мировой
художественной культуры.
Литература:
1.
Быстрай Е.Б. Формирование опыта межкультурной
компетентности будущего учителя в педагогическом взаимодействии: автореф.
д.п.н., Оренбург, 2006. – 44 с.
2. Елизарова
Г.В. Межкультурный подход в обучении иностранному языку
3. Колесникова М.С., Кричевская К.С. Региональный
компонент и межкультурная компетенция в подготовке и повышении квалификации
учителей немецкого языка // Ярославский педагогический вестник. – 1996. - № 2.
- С.16 - 21.
4. Цветкова Т.К.
Лингводидактика. Обучение иностранному языку в контексте социокультурной
парадигмы // Иностранные языки в школе. - № 1. – 2004.- С. 24 – 36.
Адрес: : 050031,Республика Казахстан, г. Алматы, микрорайон Аксай 3а, дом 53, кв. 24
дом.
тел.: 8 (3272) 248054 - Жанеркеиндекс