Шаймердинова Н.Г.
Республика Казахстан, г. Астана
Евразийский
национальный
университет им. Л.
Гумилёва
Интерпретация древнетюркских текстов с позиции теории прототипов
Знания
о древнетюркских Орхонских памятниках YII-YIII вв. н.э. и знания
о древнетюркском языке
эксплицированы как предметами материальной культуры (различными
артефактами), так и древнетюркскими руническими текстами и их переводами на различные языки мира, в т.ч. и
на русский язык, осуществлённых
В.В.Радловым, П.М.Мелиоранским, С.Е.Маловым, И.В.Стеблевой, А.С.Аманжоловым и
другими. Древнетюркское
понимание мира манифестируется в
различных формах сознания:
ритуально-магическом, конкретно-предметном, образном, вербально-логическом,
представляя в целом наивную картину
мира как обыденное, донаучное
понимание мира, которое по своей сущности
ничуть не «беднее» логического мышления, поскольку в нём аккумулируется весь исторически
коллективный опыт этноса.
Категоризация и
концептуализация мира в древнетюркском сознании, с одной стороны, имеют
универсальный общечеловеческий характер, с другой – этнокультурный, особенный.
В категоризации, «портретировании» мира и
репрезентации его в языковую форму проявляется, на наш взгляд, некоторые
свойства классических категорий, в то же
самое время таксиномия имеет прототипический
когнитивный характер.
Мир в сознании древних тюрков представлен в
виде определённых понятий, которые в языке
нашли отражение как часто повторяющиеся, наиболее распространённые во
всех текстах оппозиции (свойство, характерное для классической категории). В
текстах нами выявлены следующие бинарные параллели: верх -
низ, восток-запад, север - юг, вперёд – назад, близкий – далёкий, голубой - темный, день - ночь,
предок - потомок, табачи - тюркский народ, каган – народ, свой -
чужой, старший – младший, жизнь – смерть, малочисленный – многочисленный,
неимущий – богатый, мужской – женский, тюрки – другие племена и этносы,
тюркские беки и военачальники - народ, Тенгри (Небо)
– Умай ( Земля, Жер-Су),
«имевших колени» - «имевших головы», индивид – общество. Многие
из этих оппозиций верх-низ; восток-запад, север - юг, близкий – далёкий; свой - чужой, старший – младший, индивид - общество и другие
присущи для средневековой ментальности
многих народов Востока и Запада.
Эти категориальные оппозиции по смысловому полю следует объединить в
концептуальные системы такие, как мировоззренческий пространственный,
временный, количественный, нравственно-этический, социальный, этнический,
этнокультурный в целостности составляющие единую модель или картину древнетюркского мира. К примеру, пространственные параметры концептуализированы
понятиями «четыре угла» восток-запад, север - юг, вперёд – назад,
близкий – далёкий и другие, в которых передаются вся
траектория передвижений, завоеваний и походов, мирных сношений тюрков, акциональные глаголы движения типа ходили в поход, пришли, переправились через реку Иртыш, двинулись, убил
при преследовании, мы вышли с войском против огузов
и другие, репрезентируют огромную пространственную сферу. Особенным в
пространственном представлении тюрков является концепт «четыре угла»: «Народы четырёхъ угловъ и были ему
врагами; онъ выступилъ съ войскомъ покорилъ
и усмирилъ народы четырёхъ угловъ силою» [КТб,1] В понятии «четыре угла» сказалась наивная география, наивные донаучные представления
тюрков о форме земли: «Земля представлялась создателям текстов четырёхугольным
(квадратным) пространством, населённым по краям народами, враждебными тюркам».
На наш взгляд, пространственные параметры древних тюрков
получают осмысление в уровневой организации категории в рамках прототипической теории и теории базового уровня (Э.Рош, Ч.Филлмор, Дж.Лакофф, Е.С.Кубрякова,
В.З.Демьянков, Е.В.Рахилина, Н.Н.Болдырев).
С позиции теории базового уровня к высшему уровню относится само понятие
пространства, являющееся объектом
категоризации. В качестве базового уровня следует назвать понятия восток-запад, север - юг, вперёд – назад,
ибо они соответствуют всем параметрам срединного уровня: наиболее часто
употребляются в текстах Кюль-тегина. Бильге-кагана, Тоньюкука, легко
представляясь образно, не требует когнитивных затрат, категоризация
пространства в этих понятиях осуществляется гештальтно,
обобщённо, нерасчленённо: «Вперёд (т.е. на восток) вплоть до Кадырканской черни, назад (т.е. на запад) вплоть до Темир-капыга они расселили свой народ» [КТб,2].
В то же время тюрки пространственные параметры в текстах называются конкретно –
в виде названия конкретной местности, горы, реки, озёра, равнины, которые,
безусловно, представляют нижний конкретно-предметный уровень пространственной
категории. Обширное древнетюркское
пространство, за которое велись войны и походы, представлено многочисленным
названием рек (Иртыш, Йенчу, Ану,
Жасыл, Тениз, Кем, Тогла, Анасай), озёр (Тюрги-Яргун), гор (Кёгмен, Ыбырбаш, Чуш, Ыдук),
равнин (Шандунская, Тогултенская),
неизвестных географических обозначений (Болчу, Кушлагак, Магы-корган, Ябур-ытук). Некий сакральный смысл имеет топоним Темир-Капыг (Железные ворота). Очень часто встречается
название местностей: Отюкенская чернь, Кадырканская чернь, Алтунская
чернь, Шугайская чернь, Езгенти-Кадаз,
Бесбалык. Среди них особо значимым является Отюкенская чернь, концептуализация
которой раскрывает причины, почему Отюкенская чернь
является лучшим представителем своего класса, класса именования местности по
ценностному смысловому аспекту.
Важным в понимании мира была оценка того, кто
жил рядом - «свои» или «чужие». «Свои»
- это свой очаг, род, территория, государство, которые все время приходилось защищать, отстаивать,
поднимать. Не случайно в содержательном отношении во всех текстах
описываются не созидательные дела, напротив, даны описание походов, войн
и героических подвигов отдельных людей. Как правило, побеждал в этой борьбе сильнейший физически и разумом. Мир в сознании
средневекового человека разделён на был «своих» и «чужих», представленные в
текстах этническим многообразием: тибетцы, авары, киргизы, азы, табгачи, алты-чубы, уч-курыканы, отуз-татары, киданы,
татабы, тюргеши, согдийцы, берчекеры(персы), бухарские народы, он-ок,
тангуты, басмылы, тогуз-огузы,
карлуки, уч-огузы, уйгуры, изгили и другие.
«Чужие»
- это враги, в первую очередь, табгачи (Китайская
империя), с которыми у тюрков сложились очень не простые отношения то тюрки
становятся рабами народу табгач «своим крепким
мужским потомством и рабынями своим чистым женским потомством» [КТб,7], то,
наоборот, табгачи платят тюркам дань, налаживают
политические, культурные отношения – о
противостоянии с табгачами повествуется во
всех так называемых «больших текстах». Враждебными были и многие другие этносы, даже
родственные, о чём словами огузов повествуется в Тоньюкуке (речь
идёт о нападении на тюрков): «Табгачи – нападайте с
юга, кидане – нападайте с востока, я нападу с севера»
[Тон,11]. С побеждёнными врагами тюрки расправлялись беспощадно – уничтожали физически, забирали имущество,
скот, молодых превращали в рабов: «На
тридцать девятом году, весною, я двинулся против татабийцев …я …убил, их сыновей и девиц, их скот и
имущество забрал…этих… их женщин истребил» [Ха,2-3]. Оставшихся в живых
врагов принуждали к миру, важный атрибут
победы над врагами в сознании тюрка представлялся символично, а именно видеть
врагов коленопреклоненными. Поэтому описание побед заканчивается стереотипными
выражениями «имевших колени он заставил преклонить колени, а имевших головы
заставил склонить головы».
Понятие «своих» в текстах довольно расплывчато и неопределённо, ибо
довольно распространённым, видимо, были
внутриплемённые распри, когда «свои», становились «чужими». В тексте Кюль-тегина Бильге-каган
вспоминает: «Народ тогуз-огузов
был мой собственный народ; так как небо и земля пришли в смятение (т.е.
наступили из ряда вон выходящие смуты), он стал нам врагом» [КТб,44].
Известно,
что основу тюркского каганата составляли шесть племенных объединений: тогуз-огузы, тюргешы, отыз-огузы, басмылы, кыпчаков, карлуков, к которым примыкали близкородственные племена он-ок, сегиз-огузы, аргу, канглы, кияты,
каи, тазы, алимы и т.д.. Но
из содержания текстов, очевидно, что периодически не «своими», т.е. «чужими»
становятся родственные по языку, традициям, стереотипу поведения многие
тюркские племена - то тюргеши, то он-ок, тогуз-огузы, то киргизы, то карлуки: «Когда Кюль-тегину
было двадцать семь лет, народ карлуков вседствие свободы и
независимости стал нам врагом» [КТб,41]. На наш взгляд, границы этнонима тюркский для того времени не имеют
строгих очертаний, т.е. этнический состав понятия весьма широк, разнообразен и динамичен,
тем самым хорошо вписывается в рамки теории прототипов.