Д.В. Телегин
докторант университета г. Реймс
(Франция)
Лингвистический капитал как способ реализации
символической власти: П. Бурдье
В отличие от ряда направлений
лингвистики, литературной критики, философии, часто имеющих абстрактный
характер, а также чисто эмпирических социологических
подходов, страдающих излишней детализацией,
достоинство работ французского социолога П. Бурдье состоит в том, что ему удается избежать характерных
для многих исследований языка
недостатков. Он стремится показать, в какой мере язык представляет собой
социально-исторический феномен, подчеркивая, что лингвистическое взаимодействие
– это обыденная практическая деятельность как и прочие другие, и что
лингвистические теории, игнорирующие социально-исторические и практические
аспекты языка, во многом теряют свою
теоретическую ценность.
В своем подходе к языку и
лингвистическому взаимодействию П. Бурдье опирается на свои взгляды на
социальную практику в целом. Лингвистические высказывания и выражения для него
– это формы практики, и в этом смысле они должны рассматриваться как продукт
взаимодействия между «лингвистическим габитусом» и «лингвистическим рынком».
«Лингвистический габитус» - это один из «наборов» диспозиций, характерных для
данного габитуса, приобретенных в процессе восприятия и обучения языку в тех
или иных конкретных контекстах – в семье, в обществе сверстников, школе, и пр.
Лингвистические высказывания или выражения всегда производятся в конкретных
контекстах или «рынках», и именно особенности этих рынков придают данным
высказываниям ту или иную «ценность». В обществе, говорящем на едином языке,
такая практическая способность понимать и производить адекватные конкретному
социальному «полю» лингвистические продукты распределена далеко не равномерно,
разные слои населения обладают различными возможностями и способностями
адаптироваться к лингвистическому «рынку», то есть обладают различным
количеством того, что П. Бурдье называет «лингвистическим капиталом». Более
того, распределение «лингвистического капитала» связано с конкретными способами
дистрибуции иных форм капитала – экономического, культурного, и пр., -
конфигурация которых и определяет место индивида в данном социальном
пространстве. Соответственно, различия в акцентах, грамматике, вокабуляре, как
правило, не учитываемые формальной лингвистикой, - это, в сущности, своего рода
индикаторы социальных позиций говорящих и отражение количества
«лингвистического капитала», которым они обладают. Те, чей лингвистический
габитус обусловлен принадлежностью к высшим в социальной иерархии группам, с
гораздо большей легкостью способных реагировать на требования формальных и
официальных контекстов, что позволяет им добиваться большего социального успеха
по сравнению с обладателями меньшего
количества «лингвистического капитала». Это иллюстрирует общий феномен,
характеризуемый П. Бурдье как «символическая власть», или даже иногда – как
«символическое насилие». Он относит термин «символическая власть» не к
какому-то особому типу власти, а скорее к тому аспекту большинства форм власти,
каждодневно проявляющемуся в социальной жизни. В рутинном потоке повседневной
жизни власть лишь в редких случаях реализуется в открытом применении физической
силы. Чаще всего, она передается в символической форме и, тем самым, завуалирована
покровом «легитимности». Примерами подобных механизмов являются система
образования, лингвистическое образование, а также языковая политика, как
официальная, так и имплицитная.
Политика, таким образом, как
и прочие «поля», или системы общества, возникшие в результате модернизации и
дифференциации, оказывается тесно переплетенной с другими сферами, в частности,
с языком и символической властью. Все большая профессионализация и
бюрократизация политического поля приводит к тому, что производство
политических дискурсов становится все более и более автономным. Адекватный
анализ политического дискурса должен основываться на постоянно проводимой
реконструкции того «поля», внутри которого данный дискурс порожден и воспринят,
включая конкретные организации, схемы производства и восприятия, и пр., а также
их взаимосвязь с более широким социальным пространством.
В тех обществах, включая
все современные индустриально-развитые страны, в которых имела место высокая
степень объективации социальных институтов, произошло снижение важности
символических механизмов для поддержания доминирования через межличностные
отношения. Институционализация обеспечивает накопление и дифференцированное
распределение иных видов капитала, избавляя индивидов от необходимости избирать
стратегии, направленные на прямое доминирование над другими людьми. Власть или насилие оказываются «встроенными»
в сами институты. Из этого следует, что для того, чтобы установить, каким
образом символическая власть осуществляется и воспроизводится в современных
обществах, необходимо внимательно рассмотреть, как в различных социальных «полях» и «рынках» возникли
институализированные механизмы приписывания и фиксации той или иной «ценности»
за различными продуктами, каким образом эти продукты распределяются и как
внушаются убеждения в их ценности.
В целом, в работах П.
Бурдье редко можно встретить рассуждения, которые относились бы к нормативной
политической теории. Ценность его работ состоит, скорее, в том, что сам его
подход к социальному миру, как пространству со многими измерениями,
дифференцированному на относительно автономные поля, в которых индивиды
занимают то или иное место в соответствии с количеством и конфигурацией
определенных типов «капитала», представляет собой важный шаг к более тонкому и
глубокому пониманию общественного
устройства, а, следовательно, открывает возможность последующего формирования
новых социальных отношений и способов организации социальной жизни.