Козлова О.Е.
ФГО ВПО ЮФУ и АРХИ. (РГААиИ).
Особенности восприятия архитектурных
решений городской среды прибрежных территорий.
В связи с новыми
социально-экономическими условиями, которые в свою очередь влияют на процесс
формирования городской среды, все большую актуальность приобретает вопрос
восприятия. На сегодняшний день темпы городского строительства увеличились во
много раз по сравнению с 90-ми годами. Индивидуальное проектирование, на
сегодняшний день доминирует над типовым, что повышает
разнообразие городской среды. Разнообразие городской среды а, следовательно,
повышение информативности может привести к стихийности городской застройки. По
этому считаем, что на сегодняшний день важно уделить вопросу восприятия
городской среды должное внимание.
Особенностями
натурного восприятия и направленным воздействием на зрителя зданий и
сооружений, интересовались зодчие, начиная еще с древних времен. Подтверждение
этому можно найти в древних трактатах и научных трудах, но особый научный
интерес к проблемам восприятия архитектуры и искусства проявился в конце XIX века. Развитие экспериментальной или
физиологической психологии, в XIX веке привело к тому, что вопросы эстетического
восприятия стали решаться методами так называемой «Экспериментальной эстетики».
Воздействие формы как таковой пытались доказать психологи и эстетики ХХ века,
такие как Г.Фехнер, В.Гельмгольц, В.Вундт и др.
Объяснение феномена красоты через физиологию связано с позивитивисткими
настроениями в философии того времени и бурным развитием наук. Позже в 20-е годы ХХ века в экспериментальной
эстетике была предпринята попытка отойти от так
называемого «атомистического подхода» к изучению эстетического восприятия,
которое основывалось на сочетании различных элементарных воздействий. К.Валентайн выявил огромную роль субъективного момента
восприятия. Исследованиями психологии восприятия искусства занимался Институт
Художественной Культуры НКП и ГАХН, где была создана лаборатория
экспериментальной эстетики и искусствоведения. Проблемами зрительного восприятия
занимались Ладовский, Н.Докучаев, М.Я.Гинзбург. В
учебных мастерских Баухауза также был велик интерес к
эмоционально-эстетическому воздействию формы. Интерес к психофизическому
аспекту восприятия архитектурной формы был характерен для теоретической мысли
архитекторов 20-х годов. Однако преувеличенный акцент на таких аспектах и
отвлечение от социально-исторических факторов восприятия зачастую приводили к
абстрактному и ограниченному освещению проблемы восприятия архитектуры. В
теории архитектурной композиции была предпринята успешная
попытка систематизировать и объективизировать
основные свойства формы и средства гармонизации. Вопросы архитектурной композиции
здесь постоянно рассматривались в связи с восприятием архитектурных сооружений
в зависимости от дистанции наблюдения, перспективных сокращений, расположения
точек зрения и движения зрителя.
50-е
-60-е годы отметились огромными темпами индустриального строительства, как в
нашей стране, так и за рубежом. Что вызвало особый интерес к человеческому фактору
архитектуры, т.к. выяснилось, что стандартизация, гипертрофия масштаба,
явившиеся следствием требований индустрии, экономики, транспорта, вступили в
противоречие с потребителем архитектуры – человеком и его восприятием городской
среды. Переход от статического восприятия к динамическому – внимание к движению
и времени. Зарождение средового подхода в этот период успешно работают такие
исследователи как А.В.Иконников, Л.И.Кириллова, Ю.Короев,
М.Федоров. Также предпринимались попытки связать эстетическое восприятие с
кибернетикой, теорией информации, а также найти количественную меру оценки
эстетического восприятия. Попытка установить точную количественную меру,
определяющую объективную художественную ценность произведения искусства,
приводит к односторонней и абстрактной оценке, не связанной с
социально-исторической обусловленностью воспринимающей личности. Восприятию
городской среды посвящено исследование американского ученого К.Линча. Линч
считает, что восприятие образа городской среды есть результат двустороннего
процесса между зрителем и его окружением.
В
70-е и 80-е внимание к комплексному восприятию и выявление средовых методов
организации городского пространства. Особенности
восприятия архитектуры связаны также еще и с такими факторами как преднамеренность
и непреднамеренность восприятия. Архитектурная среда воздействует на человека
не зависимо от его желания и является фоном для его жизнедеятельности.
Архитектуру человек, в обыденной жизни воспринимает непреднамеренно, идя по
улице, человек слышит шум машин, разговоры людей, видит яркие витрины,
воспринимает различные запахи и т.д. Чисто физическим условием процесса
восприятия является тот факт, что
человек воспринимает архитектуру в движении, когда, впечатление от объекта
создается от интегрирования в сознании сменяющих друг друга картин или
зрительных кадров не может быть сведена к простому
суммированию, так как является сложным психофизическим процессом. В этот период
процессы восприятия активно исследуют такие исследователи как Б.Н.Компанейский (Кинестезические ощущения), Л.М.Тверской (видовой кадр), Н.И.Брунов (архитектурная картина) и др.
На
рубеже ХХ и ХХI века исследования в области восприятия
принимают экологический характер. Постоянная визуальная среда, ее насыщенность
зрительными элементами оказывают сильное воздействие на состояние человека, в
особенности на его орган зрения, то есть воздействует как любой экологический
фактор, составляющий среду обитания человека. Новое научное направление,
развивающее аспекты визуального восприятия окружающей среды – видеоэкология. Данным вопросом занимается доктор
биологических наук Филин В.А.. С архитектурной точки зрения решение проблемы
восприятия сводится к гармонизации городской среды.
По своему составу
визуальная среда города неоднородна. Различные районы города имеют свой сложившийся
масштаб и стилистику. Но в особую категорию городской среды можно отнести
пространства выходящие к водоемам. Реконструкция и переустройство городских
набережных делает актуальным вопрос восприятия городской среды в прибрежных
зонах. Касаясь условий статичного восприятия визуальной среды можно говорить о
замкнутости пространства, как о
характерном качестве городской среды. П.Спрейджином установлено, что чувство
замкнутости в городском пространстве зависит от отношения расстояния к высоте
здания. Замкнутый контур плана, ограждающий пространство архитектурных объемов не имеет решающего значения для
ощущения замкнутости, между тем как расстояние зрителя до объекта
непосредственно влияет на возникновение или исчезновение чувства замкнутости. Ощущение
замкнутости городской среды в зоне влияния акватории увеличивается за счет
визуально-эстетических свойств воды, зависящих от её свойств и величины водной
поверхности. Абсолютная горизонтальность поверхности акватории, чувство
дистанции между человеком и застройкой, симметричность прозрачность
отображений, двойственность отображаемых сюжетов застройки и ландшафта, - вот
те основные качественные показатели водных поверхностей,
то, что и обуславливает специфику их градостроительной организации. Спрейджин установил опытным путем, что когда высота фасада
равна расстоянию до него, мы видим верх
под углом 45о. В этом случае и по мере того, как здание становится
выше, мы ощущаем себя в хорошо замкнутом пространстве. Когда высота фасада
равна половине расстояния до него, мы видим верх под углом в 30о – верхним лимитом нашего
нормального поля зрения. В то же время это нижний лимит для создания чувства
замкнутости. Когда высота фасада равна одной трети расстояния от здания, мы
видим верх под углом 18о. В этом случае еще ощущается преобладание
объема над пространством. И, наконец, мы видим верх под углом 14о –
пространство совершенно теряет свойство замкнутости. Это все характерно для
городских пространств, но если в городское пространство входит водная
отражающая поверхность, то эти данные принимают другой вид. Наличие зеркальной
поверхности увеличивает глубину композиции и повышает качество замкнутости
городского пространства. Схемы Спрейджина дополненные
отражающей поверхностью, дают представление о характере восприятия водного
пространства в городской среде. (рис.1)
Рис.1
Городской канал или река
также как, и улица являются линейными элементами в городской структуре, однако
существенное отличие - это наличие водной поверхности. Кроме того, существует
различие восприятия застройки улиц и застройки прилегающей к акватории. С русла
канала человек воспринимает здание снизу и зачастую его основание скрывается за
ограждением набережной. Двигаясь вдоль улицы человек, воспринимает здание с
высоты своего роста вместе с основанием, что существенно отличает визуальную
среду улицы от визуальной среды канала или реки.
Зеркальность
характерна водной поверхности канала по причине защищенности его от ветровых
нагрузок насыпями откосов, системой озеленения и фронтом городской застройки. А
редко возникающие и несильные порывы ветра, поднимают на канале незначительную
рябь, давая начало еще одному из эстетических качеств акватории канала, - «матовости»,
сопровождающейся исчезновением контрастных «сюжетов - отображений», оставляя
лишь фоновые отражения.
Чем плотнее здание
прилегает к акватории тем больше оно отражается на водной поверхности водоема,
тем выше эффект стерео (двойственности) пространства. По мере удаления здания
от водоема уменьшается площадь его отражения на водной глади и все более
снижается эффект стерео пространства (рис.
2).
Рис.2
Важной
составляющей приречных территорий является рельеф, который во многом и задает
характер прилегающей застройки. Как правило, застройка правого берега
расположенная на возвышенности не должна закрывать береговой рельеф для
восприятия с левобережной стороны. В этом случае приемлема точечная застройка,
которая обеспечит просматриваемость городской среды. С
правого берега обычно нет выхода непосредственно к самой акватории.
Левобережная застройка может иметь выход к акватории и располагаться фронтом
вдоль берега реки. По такому принципу застроены набережные Москва-реки.
Для Ростова-на-Дону
вопрос визуальной среды приречных территорий актуален на сегодняшний день. Город
расположен на берегах рек Дона и Темерник, прилегающая территория, которых
нуждается в реконструкции. Реконструкция прилегающих территорий к городским
рекам должна вестись не только с учетом экологических условий, но и характером
визуальной среды.
Недооценивание значения водоёмов в структуре города приводит к их
исчезновению. Город растет и поглощает реки. Русла рек или ручьев, или озера
могут со временем исчезнуть с поверхности земли. Так более ста речек
находившихся когда-то на территории Москвы, сейчас заключены в подземные трубы,
среди них один из главных притоков Москва реки - река Неглинная
- около 200 лет течет под землей. Из 49 каналов образующих более 100 островов в
Санкт-Петербурге, осталось 42 острова. Бесследно
исчезли каналы, некогда расчертившие Васильевский остров. Так же в столице
Шотландии городе Эдинбурге некогда было засыпано озеро, с целью решения
экологической проблемы, связанной с загрязнением озера.
Умелое использование водоёмов в архитектурно-ландшафтном
решении, повышает композиционные качества среды. Именно за счет
использования воды как своеобразного пластического материала, обладающего
свойствами текучести, зачастую удается создать наиболее яркое впечатление от
того или иного участка города. Богатый диапазон возможностей для рассмотрения
воды в качестве средств ландшафтного дизайна связан с различием её зрительного
и звукового восприятия в статичном или динамичном состоянии. Эффективность
интегрирования водных поверхностей в городское окружение во многом зависит от
ландшафтной интерпретации берегового контура водоема. Притягательность для его
пребывания пешеходов обуславливает необходимость в более разнообразном и
масштабном оформлении. Формирование каскада модулей растительности, наряду с
лестничными спусками, относится к одному из распространенных приемов
ландшафтного дизайна берегового контура.
Вода привлекает людей возможностью видеть и слышать её
движение. Поиск средств выразительности открытых пространств перед наиболее
значимыми общественными зданиями отличается широким диапазоном ландшафтных
решений с использованием воды в качестве характерного природного компонента. Фактор
доступности воды, соприкосновения её с человеком отвечает одной из основных
задач ландшафтного дизайна по гуманизации городской
среды. Во многих исторически сложившихся городах, расположенных на берегах
больших акваторий, городские территории при их дальнейшем развитии расширяются
не только вдоль прибрежной зоны, но и в глубину (Санкт-Петербург,
Киев, Москва, Ростов-на-Дону). Следовательно, крупные жилые массивы оказываются
за пределами зон пешеходной доступности, так и зрительного восприятия водоемов.
При разработке ПДП застройки жилых районов и микрорайонов, необходимо обращать
внимание, на сохранение и укрупнение водных поверхностей, восстановление малых
рек и прудов. Необходимо максимальное использование незначительных
потенциальных возможностей для создания водоемов в местных понижениях рельефа,
на переувлажненных участках в руслах небольших проток
и ручьев, в оврагах - развитие и подчеркивание их архитектурно-планировочной
роли средствами ландшафтной архитектуры. Вода благоприятно воздействует на
здоровье и эмоции человека, поэтому отдых на прибрежных территориях - это очень
важная составляющая здоровья человека.