Гусейнов К.М.,

к.и.н. .доцент

ДГУ

Генезис и эволюция   ковроткачества в Дагестане.

 Вопросы классификации ковров и ковровых изделий.

 

Ковроткачество в Дагестане получило самое широкое распространение. «Не только в отдельных селениях, но часто в целых районах (например, в Табасаранском, Хивском, Касумкентском, Курахском, Дербентском) почти все женщины умеют ткать ковры, – пишут, в частности, авторы исследования «Художественные промыслы Дагестана. – Таким массовым, всенародным искусством ковроделие в Дагестане, понятно, стало не сразу. Оно складывалось и развивалось на протяжении многих веков»[i].

Процесс складывания традиций ремесла и особенностей орнаментального, декоративного оформления художественных изделий в Дагестане охватывает  период XXVIII вв. Общая картина развития ремесленного производства, становления и формирования производства художественных изделий, с некоторыми уточнениями и оговорками, выглядит так: бурное развитие художественных ремесел в XXV вв., затишье и спад в XVIXVIII в.[ii] Именно в этот период развивается, в частности, и безворсовое ткачество, предшествовавшее в совокупности с войлочным производством ворсовому ткачеству[iii]. Правда, в этом вопросе целесообразно учитывать уточнение Г.Н. Казилова: «Постепенно усложнившиеся способы переплетения нитей основы и утка в тканях и безворсовых коврах, достигающие высокого совершенства в сочетании подобных переплетений и ворсовых узлов в ворсовых коврах, дают основание предполагать своеобразное поэтапное формирование ворсового ковроткачества в Дагестане»[iv]. «Простейшим (возможно, выявившимся одним из первых) видом переплетений нитей в тканях и коврах является полотняное переплетение, – продолжает исследователь. – Близкое сходство технологии изготовления (способ полотняного переплетения и одинаковые приемы окрашивания растительными красителями) тканей и простейших ковров позволят предполагать, что ковроделие Дагестана зародилось в глубокой древности как вид ручного ткачества»[v]. Думается, что высказанные соображения заслуживают внимания, разве что следовало бы добавить, что ковровое вообще и ворсовое в частности ткачество складывается и развивается под огромным влиянием производственной и художественной культуры стран Передней Азии (Персия) и Закавказья (Азербайджана), что неоднократно подчеркивалось почти всеми исследователями, так или иначе касавшимися вопросов ковроткачества в Дагестане. 

Ковры и ковровые изделия подразделяются на несколько разновидностей. Прежде всего, различаются три группы: ворсовые ковры, безворсовые ковры и ковровые изделия.

По технологии изготовления Г.Н. Казилов различает семь групп дагестанских ковров:

1 – безворсовые двусторонние;

2 – безворсовые односторонние;

3 – ворсовые;

4 – махровые;

5 – войлочные;

6 – вышитые;

 7 – комбинированные[vi].

«Эта классификация является устоявшейся, в ее основе лежат технологические особенности создания ковровой ткани», – считает А.Дж. Магомедов[vii].

Сюда же примыкает и классификация по материалу изготовления ковров и ковровых изделий:

1 – шерстяные (войлок);

2 – изделия из шерстяной нити;

3 – изделия из хлопка;

4 – изделия из конопли;

5 – изделия комбинированные (шерстяно-хлопковая нить, шерстяно-конопляная нить);

6 –изделия из осоки;

7 – изделия из конского волоса.

К особой подгруппе можно отнести тип нетканого овчинного ковра, представленного комбинацией черной   овчины на фоне белой – и наоборот, а также из крашеной овчины. 

Для полноты картины мы бы добавили группу войлочных ковров с несколькими ее разновидностями.

Семь видов ковров и ковровых изделий различает Г.Н. Казилов в соответствии с их предназначением:

1 – для покрытия пола или стен жилища;

2 – молитвенная принадлежность;

3 – постельная принадлежность;

4 – изделия для перевозок товаров и материалов посредством вьючных животных;

5 – подкладки на спину и ленты для водоносных кувшинов;

6 – предметы обуви;

7 – чересседельники и попоны[viii].

К этому перечню можно было бы добавить изделия для хранения продуктов – торбы, мешки, чувалы.

Кроме того, тот же исследователь различает ворсовые ковры «по основным приемам композиционного построения узора, видам и условным народным названиям главных элементов центрального поля» – 13 типов[ix]; «по колористическим решениям, орнаментике и техническим особенностям», различая в этой группе ковры по особенностям цветовых сочетаний, по особенностям орнаментальных мотивов и по техническим особенностям[x]. Здесь классификация, на наш взгляд, не до конца продумана, усложнена, местами путана и неточна. Так, нам кажется, что ни специалисту, и тем более ни малосведущему читателю ничего не дают такие определения, как «зооморфные ассиметричные ковры (XVII – первая половина XIX в.»), «безмедальонные, построенные по определенной геометрической схеме (XVIII – начало XX вв.)»; «простые одномотивные (XIX – начало XX вв.)» и др. Совершенно не понятно, почему в 13-ю заключительную подгруппу группы, различающейся «по основным приемам композиционного построения узора», попали «малые ковровые изделия»[xi]. Вряд ли кто-то извлечет для себя полезные сведения из подразделения ковров по особенностям цветовых сочетаний на «цельный теплый или чуть холодноватый колорит» и «гармоничные цветовые сочетания основных (ярко-красного и темно-красного) цветов без особого цельного и единого колорита»[xii]. Вряд ли целесообразно различать группы ковров по особенностям орнаментальных мотивов только на геометрические, растительные, зооморфные и антропоморфные[xiii]: смешение этих мотивов в дагестанском орнаментальном искусстве – обычное явление.

Останавливаясь на вопросах несовершенства принципов выделения тех или иных групп ковров и ковровых изделий, мы меньше всего преследуем цель делать акцент на кажущихся нам недочетах исследователя, проделавшего в целом большую, грамотную, квалифицированную и полезную работу. Более того, в своем исследовании мы попытались придерживаться основных принципов классификационных схем профессора Г.Н. Казилова. Здесь нами делается попытка проиллюстрировать неимоверную сложность выведения универсальной типологизации и классификации ковров и ковровых изделий Дагестана, коврового дела в целом, где складывавшиеся или относительно устоявшиеся традиции повсеместно сочетались со свободным, стихийным творчеством мастериц, испытывавших к тому же влияние ковроткацкого искусства Азербайджана и центров ковроткачества Передней Азии.

По технологическим характеристикам ковры из шерстяной пряжи различаются в основном двух групп: безворсовые, они же – «гладкие», и ворсовые.

Традиционная технология изготовления безворсовых ковров особой сложностью не отличается, стадиально это более ранний этап развития коврового дела в Дагестане, получившего здесь, как уже отмечено, довольно широкое распространение[xiv]. Общепринятая и устоявшаяся концепция, согласно которой ворсовому ковроткачеству предшествовало изготовление войлочных, а затем уже и гладких ковров, безупречной нам, вслед за другими исследователями, не представляется. Наиболее древние следы тканей, которые дают нам археологические изыскания, свидетельствуют, что шерстоткачество было известно населению, заселявшему территории Приморского, Центрального и Южного Дагестана, уже с эпохи бронзы[xv]. Скорее всего, надо полагать, производство тканей сначала простейшего, а затем все усложняющегося переплетения, если не одновременно, то, во всяком случае, одноэтапно, привело к идее изготовления и простейших же ковровых изделий и ковров в технике паласа, т.е. в технике безворсового ковроткачества. Здесь совпадают, если отбросить незначительные нюансы, и технологические приемы производства[xvi], и, что немаловажно, основное сырье для производства (т.е., шерсть и полуфабрикат из нее). Не случайно Э. Ташлицкая отмечает в частности: «Еще в далеком прошлом мастера ковроделия … пользовались техникой ткания безворсовых ковров для производства мафрашей (мешки для постели), хурджинов, хейба (парные мешки для перевозки клади), чувалов, попон, завесок и др.[xvii]  

Становление и развитие ковроткачества в Дагестане связано с комплексом причин: с особенностями естественно-географических и природно-климатических условий проживания, со спецификой традиционного хозяйства и экономики, с исторически сложившимися многосторонними связями и отношениями с ближними и дальними народами и государствами и т.д.[xviii]  Системный анализ перечисленных и других факторов нашел отражение в работах В. Тройницкой, А.П. Круглова, А.С. Иванова, Э.В. Кильчевской, Э.Н. Ташлицкой и др.[xix]

А.С. Иванов выделял группы ковров Южного, Центрального и Северного Дагестана[xx].

В г. Дербенте и в его окрестностях – Дербент, Белиджи, Мамедкала, Рубас, Рукель и другие. К этим же  центрам тяготели сел. Магарамкент, Мугерган и другие, расположенные в районе магистрального торгового пути, связывающего западные и восточные страны и проходящего непосредственно через г. Дербент и его окрестности.

В регионе, непосредственно соседствующем с селениями Северного Азербайджана и в наибольшей степени испытавшим влияние этого, широко известного центра ворсового ковроделия – это сел. Ахты, Микрах, Мискинджа, Текипиркент, Усухчай, Куруш и другие.

На развитие коврового дела в Касумкенте, Ашага-Стале, Орта-Стале и других селениях в их округе оказывали влияние вышеперечисленные центры, а также непосредственно центры Северного Азербайджана.

То же можно сказать и о развитие коврового дела в Курахе, Кабире, Рутуле, Ихреке, Шиназе, Лучеке, Джилихур и др. с той разницей, что влияние наиболее известных южнодагестанских центров на местное ковроткачество было намного сильнее, чем ковровых центров Азербайджана.

Ковровое дело селений Табасарана (Хучни, Халаг, Рушуль, Ерси, Аркит, Сиртич и др.), Хива и близлежащих селений (Ляхля, Межгуль, Чере, Чувяк, Челикар и др.) и Агула (сел. Тпиг, Чираг, Рича, Фите) отличается самобытностью, своеобразием, что объясняется, как уже было отмечено и другими исследователями[xxi], их отдаленностью от главных ковровых центров Южного Дагестана и нахождением в стороне от главного магистрального торгового пути Западная Европа – страны Востока.

Ярко выраженным художественным своеобразием отличались ковры мастериц горных и высокогорных селений тляратинцев.   

Ковроткачество селений Северного Дагестана (Верхний и Нижний Казанище, Верхний и Нижний Дженгутай, Карабудахкент) наиболее позднее, оно более или менее привилось здесь в самом конце XIX – в первых десятилетий XX в.

В целом наиболее известные центры ковроделия были расположены в Южном Дагестане (лезгины, табасаранцы, агульцы, рутульцы, дагестанские азербайджанцы, таты и горские евреи). Мастерицы-аварки Центрального Дагестана производили узорные безворсовые ковры. Ковроткацкое искусство кумыкских мастериц характеризовалось разнообразностью технических приемов производства и самобытностью целого комплекса декоративных решений в безворсовых коврах[xxii].

 



[i] Кильчевская Э.В., Иванов А.С. Художественные промыслы Дагестана. М., 1959. С. 69.

[ii] Более подробно об этом см.: Магомедов А.Дж. Традиционное художественное ремесло Дагестана (XIX – начало XX в.). Махачкала, 1999. С. 12–24.

[iii] Исаев М.Д. Ковровое производство в Закавказье. Тифлис, 1932 . С. 5; Керимов Л. Азербайджанский ковер. Баку, 1961. С. 20.

[iv] Казилов Г.Н. Безворсовые ковры Дагестана. Махачкала, 1989. С. 13–14.

[v] Там же. С. 14.

[vi] Указ. соч. С. 48.

[vii] Магомедов А.Дж. Указ. соч. С. 31.

[viii] Там же. С. 53.

[ix] Там же. С. 57.

[x] Там же.

[xi] Там же. С. 67.

[xii] Там же.

[xiii] Там же.

[xiv] Ташлицкая Э. Безворсовые ковры Дагестана: По материалам безворсового ковроделия кумыков. Махачкала, 1975. С. 5; Казилов Г.Н. Указ. соч. С. 13–14; Исаев М.Д. Указ. соч. С. 5; Керимов Р.Л. Указ. соч. С. 20; Магомедов А. Дж. Указ. соч. С. 30–31; Дебиров П.М. История орнамента Дагестана. М., 2001. С. 85; Гусейнов К.М. Ковровый промысел аварцев (конец XIX – начало XX века). Махачкала, 2006. С. 10–11.

[xv] Круглов А.П. Северо-Восточный Кавказ во III тыс. до н.э. // КСИИМК. М.; Л., 1946. Вып. 13. С. 132; Он же. Северо-Восточный Кавказ во III тыс. до н.э. // Материалы и исследования по археологии СССР. 1958. № 39; Канивец В.И. Археологические исследования в Дагестане в 1955 году // УЗ ИИЯЛ. Махачкала, 1956. Вып. 1. С. 213; Котович В.Г. Новые археологические памятники Южного Дагестана // МАД. Махачкала, 1959. Т. 1. С. 139, 148; Пикуль М.И. Мугеранский могильник // МАД. Махачкала, 1970. Т. 3. С. 43.

[xvi] Казилов Г.Н. Указ. соч. С. 147–148. Рис. 2–3.

[xvii] Ташлицкая Э. Указ. соч. С. 5. Табл. 1–4.

[xviii] Гусейнов К.М. Указ соч. С. 10–14.

[xix] Тройницкая В. история ковроткачества в Дагестане // РФ ИИАЭ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 24; Круглов А.П. Указ. соч. С. 132–133; Иванов А.С. Аварские ковры // РФ ИИАЭ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 52; Кильчевская Э.В, Иванов А.С. Указ. соч. С. 60–63; Ташлицкая Э. Указ. соч. С. 7–9.

[xx] Кильчевская Э.В., Иванов А.С. Указ. соч. С. 89.

[xxi] Казилов Г.Н. Указ. соч. С. 56.

[xxii] Магомедов А. Дж. Указ. соч. С. 32.