Андреев А.А., кандидат физико-математических наук
Ермаков С.В., магистр инженер-педагог
Подольский
государственный аграрно-технический университет, Украина
Повышение восприятия учебного материала путем
применения элементов имитационного моделирования
Интенсивность восприятия учебного
материала конкретным учащимся является параметром, определяющим в конечном
итоге эффективность учебного процесса. В [1] предложена математическая модель процессов восприятия.
Здесь под длиной маятника подразумевается
суммарная пропускная способность всех каналов восприятия учащегося и приведено
зависимость от «тянущего» поля A(t).
Рассмотрим более детально структуру
тянущего поля. При отсутствии какой-либо профориентационной работы начальный
годограф восприятия образует замкнутую
кривую без значительных выпуклостей и без потери общности может быть
представлен в сечении t=Tп участком круга r=R0 (рис.1).
Выбирая соответствующим образом масштабы, совместим начальную длину маятника l0 с радиусом R0. Так как в круге r=R0 какие-либо специальные приемы не
используются, можно предположить, что здесь восприятие осуществляется на
уровне, близком к первой сигнальной системе. Включение учащегося в учебный
процесс предполагает ориентированную деформацию годографа и дополнительное,
осознанное увеличение длины маятника до значения . Как правило, в учебном процессе в основном используется
только работа с l(t) и пренебрегают возможность увеличения пропускной
способности каналов восприятия, которая формируется с участием первой
сигнальной системы. Учет увеличения l0 видится как значительный резерв повышения
эффективности учебного процесса.
Рис.1. Схематическое изображение «маятника
восприятия». - вектор «тянущего
поля»
Понятно, что для включения и использования
первой сигнальной системы необходимо создать на занятии соответствующую
психологическую атмосферу. Наиболее приемлемым способом является проведение
деловой игры – «взрослого» аналога обыкновенной детской игры. В настоящее время
деловые игры довольно широко применяются в различных сферах обучающих и
контролирующих видов деятельности человека. Это различного рода штабные учения,
учения высшего управленческого персонала крупных корпораций, учебные «тревоги»,
тренажерное обучение летчиков и т.п. В обществе упорно циркулирует слух о
широкомасштабной игре под руководством М.С.Горбачева в преддверии перестройки.
Результаты этой одиозной игры до сих пор остаются неизвестными общественности,
хотя следствия – налицо. Вряд ли результаты этой игры являются однодневками,
поэтому современные хранители этой «тайны» должны найти в себе гражданское
мужество обнародовать эти результаты, какими бы они не были. Ведь, во-первых,
общественные процессы с завидной цикличностью повторяются (в той или иной
модификации). Во-вторых, все точки возврата обществом давно пройдены. И,
в-третьих, предание этих результатов забвению, дает возможность внучатым
племянникам «забрасывать» в сознание людей «светлые идеалы» своих «ну совсем не
кровавых предков». Ведь современные «написатели» истории, зная на интуитивном
уровне, какими они должны бытии, просто объязаны знать (и уже совсем не на
интуитивном уровне) какими им быть нельзя…
Все деловые игры имеют общие составляющие.
Во-первых, должен быть составлен сценарий. Во-вторых, должны быть режиссеры, то
есть «мозговой центр» проведения деловой игры – к ним поступает вся информация,
анализируется, систематизируется, он делает выводы, дает рекомендации и т.п. И,
безусловно, все участники деловой игры должны быть объективно оценены и
получить конкретные вознаграждения. Понятно, что подготовка сценария и
режиссура делают проведение деловой игры довольно дорогостоящей процедурой, но
тот факт, что «цель оправдывает средства», по всей видимости, в деловых играх
не имеет негативной окраски.
Деловые игры в свое время довольно
значительным образом внедрялись в вузовский учебный процесс. Правда, они имели
свои мотивы, свои названия и в настоящее время вряд ли сохранились. А напрасно…
Это студенческие конструкторские бюро (технические вузы), студенческие
юридические конторы (А. Яценюк),
различные театральные студенческие образования и научные кружки. Частью
деловых игр можно было бы рассматривать проведение различных практик – если бы
их организация была и осталась менее безобразная и более мотивированная.
Понятно, что при создании «игровой»
ситуации уменьшается пороговые значение внешнего воздействия и для
результирующей длины маятника можно записать (разложение выражения l(t) в ряд
Тейлора [1]:
;
Удлинение (и довольно существенное)
происходит на участке «первой сигнальной системы». Важным моментом в этой
ситуации является тот факт, что это удлинение сохранится довольно длительное
время – по сравнении с удлинением на участке «осознанном». Это позволяет
планировать периодичность и глубину психологического воздействия на учащегося
во время проведения деловой игры.
И в заключении следует отметить, что деловая игра
может иметь различные «масштабы» - вплоть до того, что занимать часть урока –
все зависит от мастерства Учителя. Довольно проблематической, на наш взгляд, и
не совсем естественной базой для проведения деловых игр является кредитно-модульная
система. Но… Каждый человек имеет естественное право на сомнения, особенно в
ситуации неопределенности.
Литература:
1. Андреев
А.А., Ермаков С.В. Математическое
моделирование процессов восприятия учебного материала // Materialy V Miedzynarodowej naukowi-practychznej konferencij
“Aktualne problemy nowoczesnych nauk –
2009”? V/13/ - 2009/ Przemysl, - p.43-52
2. Беляев
Н.М. Сопротивление материалов. – М.: Высшая школа, 1976. – 760с.
3. Савчин
М.В., Василенко Л.П. Вікова психологія. – К.: Академвидав, 2006. – 360с.