Философия/ 4.Философия культуры
К.ф.н. Мужчиль М.Д.
Восточно-Казахстанский
государственный университет
им. С. Аманжолова, Казахстан
Философские
основы музыкальной терапии
Музыка – один из самых удивительных
феноменов человеческой жизни. Ее корни
уходят к истокам становления человечества. Владение музыкальным языком для
древних людей всех регионов Земли было настолько важным, что, не зная его, они
могли оказаться вне коллектива, что означало неминуемую гибель. Считалось,
что человек, не знающий мелодий и
напевов, не умеющий ими пользоваться, подвержен различным заболеваниям,
несчастьям, его не поддерживают представители невидимых миров, которые очень
любят музыку.
В мифологии различных народов музыка
предстает животворящим, побеждающем
смерть началом, заслоном на пути действия разрушительных сил (вавилонская поэма
«Сошествие Иштар в обитель мертвых», древнегреческий миф об Орфее, дренетюркские мифы о Коркыте, Пирчанде и др.).
В древности музыка понимается как
космическое начало. Она является звуковым выражением законов мира, согласия,
царящего в нем. Именно поэтому она
имеет возможность налаживать, упорядочивать процессы внутренней жизни
индивида, с ее помощью можно привнести
гармонию мироздания во внутренний мир человека, настроить его на лад целого.
Данная мировоззренческая позиция лежит в основании широкого обращения к
музыке в психотерапевтической практике
того времени.
Общеизвестно то
огромное внимание к музыке как средству исцеления от различных душевных и телесных недугов,
которое существовало в древнегреческой философии. С.В. Шушарджан пишет о том,
что, по мнению Пифагора, Аристотеля, Платона, «музыка устанавливает
пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную
болезнями гармонию в человеческом теле» [1, с.134]. Исцеляющее воздействие
музыки, по мысли китайских философов, основано на том, что звуки «отражают
космические связи и действуют в душе человека» [1, с.114]. Огромна роль музыки
и в традиционной культуре казахов, где она «была одним из самых созидательных и
жизнеутверждающих начал и имела гармонизирующее Универсум значение…Музыке
…придается значение феномена, способного отстранить смерть, излечить человека
или предотвратить гибель людей…Музыка, как феномен Космического начала, становится
источником Бессмертия» [2, с.118].
О древности практики исцеления с помощью музыки говорит А.Г.
Заховаева [3, с.14]. Проблемой метода арт-терапии она называет отсутствие
методологической философской базы.
Однако, к сожалению, исследовательницей не рассматривается статус
контекста общественно-природного целого в формировании музыки. Искусство определяется А.Г. Заховаевой как «область чувств и настроений человека в
форме непосредственного переживания», то есть как заданная внутрииндивидная
способность человека к созданию мира
«эмоциональных образов… посредством формы и определенного материала» [3,
с.14]. Не обращаясь к контексту целого,
становится невозможным адекватно осмыслить истоки, основания исцеляющих
возможностей музыки, ответить на
вопрос, почему и при каких условиях она
может превращаться из созидательного, врачующего начала в разрушительное и враждебное. Ведь
совершенно очевидно, что целительный, корректирующий человеческую жизнь
потенциал - это не априорно заданная в силу
собственной природы музыки ее характеристика. Речь должна идти о музыке
как творении человека, согласующемся с космическими ритмами или нет, а не об абстрактной музыке самой по себе или о
музыке как способе самовыражения автономного индивида. Последний вариант понимания, сопряженный с игнорированием
мировой философской традиции, ни в коей мере не может приблизить к выработке
методологической базы арт-терапии.
Вместе с тем, уже в древности музыка, создаваемая людьми, понимается не как
гомогенное, всегда равное себе в своих гармоничных свойствах и проявлениях
начало. Она разделяется на музыку,
созданную в согласии с законами целого и музыку, где эти
законы нарушены. Как пишет Сюнь-цзы, звучащая в эпоху смут и беспорядков
музыка пуста, порочна и непристойна,
когда же «музыка гармонична и спокойна, в народе царит согласие и
благопристойность» [4, с.178, 183]. Важность звучания в обществе музыки, но не
всякой, а настраивающей на лад
целого, воспитывающей достойного
гражданина, осознается многими философами того времени. Отсюда столь велика ее
роль в идеальном государстве Платона, отсюда же у него возникает проблема ее
цензуры. Отсюда и понимание
важности музыки для правителя,
который как никто другой должен иметь в виду этот контекст целого. Не случайно
поэтому, что цари-пророки Саул, Давид, Соломон предстают в «Ветхом завете»
знатоками и покровителями музыки.
В наши дни музыкальная терапия оказывается
в центре внимания многих исследователей и практиков. Ее применяют во многих
странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений.
Представительница Казахстана Галия Касымова в течение последних 15 лет успешно выступает в Европе и США.
Голос певицы называют волшебным. Оказалось, что пение исполнительницы оказывает
благотворное влияние на здоровье слушателей. Зарубежные ученые экспериментально
подтвердили этот факт и отнесли способности певицы к мелотерапии - лечению с помощью мелодий [5].
Таким
образом, исследование проблем музыкальной терапии весьма актуально и перспективно. Она имеет солидную историю и,
несомненно, большое будущее. Ее исследование должно вестись на солидной
философской базе, опираться на те подходы, которые сложились в мировой
философской традиции, где макрокосм и микрокосм выступают в неразрывном единстве.
Список
литературы
1. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и
резервы человеческого ооганизма. - М.:АОЗТ «Антидор», 1998
2. Аязбекова С.Ш. Картина мира этноса:
Коркут-ата и философия музыки казахов. – Алматы: Компьютерно - издательский
центр Института философии и политологии МОиН РК,1999
3. Заховаева А.Г. Философские основы
музыкальной терапии. //Музыка и время. – 2005. - №9
4. Музыкальная эстетика стран Востока.– М.:
Музыка, 1967
5. Гульнара Иманкул. Песнь
целебная. - http://www.np.kz