Магомедов Б.М.
к.ю.н.проф.
СК РПА МЮ России.
г.Махачкала.
Эволюция
судоустройства и судопроизводства.
Реорганизация суда
по адату.
Как известно судебная
реформа, перестройка деятельности
правоохранительной системы в России, преодоление негативных явлений в уголовном судопроизводстве – всё это вызывает
потребность в исторических
исследованиях.
Вплоть до присоединения к
России в Дагестане не было условий для создания централизованной власти и суда,
для перехода от системы обычного права к судебникам современного типа.
В 60-е гг. XIX в. российское правительство разрешило
адатное уголовное и поземельное судопроизводство по всему Дагестану. На основе
кодификации и некоторой модернизации обычного права в 1860-1868 гг. была
проведена судебно-административная реформа. Она началась с утверждения 5 апреля
1860 года Кавказским наместником князем Барятинским «Положения об управлении
Дагестанской областью и Закатальским округом». Новая судебно-административная
система пореформенного Дагестана получила название «военно-народного
управления». Ее создание в основном завершилось после принятия 26 апреля 1868
года «Положения о сельском управлении в Дагестане».[1][1] С небольшими изменениями, внесенными в
него после подавления дагестанского восстания 1877 года, военно-народное
управление просуществовало до 1917года.
Согласно §§ 1, 47-48 «Положения» 1860 г., у местных
мусульман по всей области «судопроизводство отправляется по адату и шариату и
по особым правилам, постепенно составляемым, на основании опыта и развивающейся
в них потребности (т.е. тот же адат, но измененный сообразно нуждам
правительства. – М.Б..)». Адату стали подсудны дела по убийствам и
кровоотмщению, поранениям, ссорам и дракам, сватовству и увозу женщин,
изнасилованию, разврату, воровству, грабежу, поджогам и порче имущества, а
также поземельным и уголовно-хозяйственным спорам .
Низовыми органами судебной и законодательной власти
для местного мусульманского населения стали единые сельские словесные суды,
заменившие собой три разных вида дореформенных судов. Они могли разбирать по
адату мелкие уголовные преступления против личности (семейные ссоры, сельские
драки, публичные оскорбления женщин) и уголовные преступления против собственности
(обман, утайку денег, воровство), если сумма иска не превышала 50 рублей. Им
были подсудны также уголовно-хозяйственные преступления, совершенные на землях
общины (потравы, нарушения единого сельскохозяйственного оборота). Кроме того,
они должны были разбирать по шариату гражданско-семейные тяжбы, сумма иска
которых не превышала 100 рублей.[2][2] В отличие от дореформенной эпохи решения
словесных сельских судов не были окончательными. Они могли быть обжалованы в
месячный срок в 9 окружных народных судах, созданных при окружных начальниках.
Последним были переданы адатные иски, изъятые из ведения сельских словесных
судов, включая тяжелые уголовные преступления против личности (поранения,
убийства, изнасилования, похищения и увоз женщин) и крупные уголовные
преступления против собственности (обман, утайка денег, воровство на сумму
более 50 руб., случаи разбоя и грабежа). В юрисдикцию окружных судов также
входили поземельные тяжбы за владение и пользование по адату пастбищами,
лесами, дорогами и водяными ресурсами. По шариату они разбирали серьезные
гражданско-семейные тяжбы, сумма иска которых не превышала 100 рублей.
Апелляционной инстанцией для окружных судов стал Дагестанский
народный суд. Он был сформирован при генерал-губернаторе Дагестанской области
в г. Темир-Хан-Шуре. В месячный срок он разбирал жалобы на решения окружных
народных судов. Ему же были подсудны все случаи измены, бунтов, нападений на
сельское и окружное начальство, скрытого или явного неповиновения властям,
приравненные в пореформенном Дагестане к тяжелым уголовным преступлениям. Уголовные
и поземельные тяжбы между дагестанскими мусульманами и русскими переселенцами
решались в Дагестанском областном суде, а с 1875 года — в заменивших его двух мировых отделах, заседавших в городах
Дербенте и Темир-Хан-Шуре. Другой целью реформы было ослабление исполнительной,
судебной и законодательной власти мусульманских руководителей сельских общин
(кадиев, суфийских шейхов) и создание светской общедагестанской администрации,
которая пользовалась бы доверием и авторитетом у местных жителей и была бы
послушным исполнителем решений центральных российских властей области. Активные
участники движения Шамиля и восстания 1877 года были лишены всех прав, казнены
или высланы из Дагестана. В то же время члены сельских и окружных судов были
поставлены под строгий надзор российских военных властей области. Словесные
суды содержали сельские общины. Члены Дагестанского народного суда, окружных
народных судов и председательствующие в словесных судах сельские старосты стали
получать жалование от правительства (320-240 руб.)[3][3]
По своему составу словесный суд мало отличался от
дореформенных судов по адату. В то же
время реформа ограничила судебную самостоятельность сельской общины. Прежде
важнейшие постановления сельского суда выносились на обсуждение сельского
схода (джамаата, руккел), на котором присутствовали все взрослые мужчины
селения, начиная с 15 лет. После 1868 года сход стал играть чисто совещательную
роль в обсуждении уголовно-хозяйственных судебных дел. На него допускались по 1
представителю от каждого домохозяйства («дыма»). Также была ограничена власть
дибира. Вместо него председателем словесного суда стал сельский
староста-бегавул. Если при голосовании общество разделялось на две равные
части, то вопрос[4][4] решался так, как говорил бегавул. Сход
без него не имел права собраться, а если и собрался, принятое решение не имело
юридической силы. После восстания 1877 года начальник округа стал назначать
бегавула, а также утверждать кандидатуру избранного сходом дибира и других
членов суда (диванбеков).[5][5]
Третьим важнейшим направлением реформы являлось ослабление
шариата и модернизация адатного права и процесса с целью подготовить
постепенный переход дагестанцев к единому российскому судопроизводству и
уголовному законодательству.[6][6] По форме суд остался простым. Процесс
по-прежнему носил обвинительный характер, одинаковый при разборе уголовных и
поземельных дел. Прокуроров и адвокатов не было. Сельский суд собирался у
мечети по пятницам, если заявление не требовало немедленного разбирательства.
За исключением случаев изнасилований, увоза девиц и оскорбления женщин дела в
судах всех уровней всегда рассматривались гласно.Пореформенные адатные суды
всех уровней по-прежнему различали два основных вида исков: прямые (с
доказательствами) и по подозрению.[7][7] Новым видом дел стал иск по доносу
полиции. Доказательствами считались: 1) собственное признание обвиняемого; 2)
вещественные доказательства; 3) записи дореформенных адатов; 4) показания
свидетелей, данные под присягой. Ответчик мог очиститься соприсягой своих родственников
и односельчан. Как и прежде, различали клятву именем Аллаха и т.н. кебинную
присягу (кебин талак, хатун талак), когда в случае лжесвидетельства женатый
разводился с женой, а холостой закладывал свой участок (мульк) как вакф
сельской мечети. Из принятых в адате наказаний в несколько измененном виде
юридическую силу сохранили изгнание кровника из сельского общества (канлы),
штраф за пролитие крови (дият, алым), платежи (композиции) за любое уголовное
преступление, взимавшиеся как в пользу пострадавшего, так и в пользу общества.
Шире, чем до реформы, должно было применяться тюремное наказание. Были
предприняты попытки ограничить распространение ответственности за уголовные
преступления на ближайших родственников подсудимого, переложив ее на плечи
одного подсудимого.[8][8] Вместе с тем российская администрация
попыталась запретить ряд архаичных уголовных адатов, прямо противоречащих
российскому законодательству. Вне закона было объявлено кровоотмщение,
разрешенное по дореформенному адату по отношению к кровникам и застигнутым на
месте преступления ворам и развратникам. Теперь оно было приравнено к обычному
убийству. Высылка кровника в канлы была заменена ссылкой на поселение в Сибирь
и другие отдаленные районы России. Запрещены были адаты, разрешавшие
трехдневный грабеж имущества убийцы, и ишкиль (барамта) - самовольный захват
имущества должника, отказывающегося уплатить долг. Вместо ишкиля и кровной
мести были установлены денежные композиции (дият) по адату при посредничестве
(маслихат) сельских имамов и российских офицеров, возглавлявших наибства и
округа Дагестанской области.
[1][1] . Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана в. XIX в. М., 1961. С. 227; История народов Северного Кавказа, конец XVIII - 1917 г. М., 1988. С. 281.
[2][2]. Егорова В.П. К вопросу о сельском управлении в Дагестане // Сборник научных сообщений. Вып. 1. Махачкала, 1970.
[3][3] . ЦГАД. Ф. 2, On. 12, д. 31, л. 1-11
[4][4]. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. On. 1. Д. 22. Л. 7.
[5][5] .«Положение о сельском управлении в Дагестане», § 109: «...по назначению начальства занимают должности сельского старшины и его помощников». См.: ЦГАД. Ф. 4. On. 2. Д. 5. Л. 18.
[6][6] . РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. On. 1. Д. 22. Л. 7.
[7][7] . Памятники обычного права народов Дагестана XVII-XIX вв. Махачкала, 1965.
[8][8]. Омаров А.С. Судебно-правовая политика
царизма в Дагестане // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. On. 1. Д. 49. Л. 13.