Экономические науки/3.Финансовые отношения
К.э.н. Абдимомынова А.Ш.
Кызылординский
государственный университет, Казахстан
Исламское
страхование: проблемы и перспективы внедрения в Республике Казахстан
На сегодняшний день традиционная форма коммерческого страхования принятая в Республике Казахстан не отвечает всем требованиям и нуждам населения. Так отдельные элементы традиционного страхования противоречат принципам шариата
(мусульманского права), что делает крайне затруднительным распространение и популяризацию страхования среди мусульманского населения страны. Также
учитывая то,
что значительная часть
населения Казахстана традиционно исповедует ислам можно
утверждать что продукты исламского страхования будут пользоваться значительным спросом со стороны мусульманского населения. При этом необходимо отметить, что потребителями
исламского страхования могут быть не только мусульмане. Реализация исламского страхования на основе концепции
взаимности, возможность получения инвестиционного дохода может повысить заинтересованность к этому виду страхования среди другой части населения. В мировой практике значительна часть
клиентов операторов исламского страхования не являются
мусульманами.
Учитывая сложившуюся ситуацию на рынке Казахстана, а также рост популярности исламского
финансирования в мире, вследствие мирового финансового кризиса, является
актуальным проведение исследования по вопросу внедрения
исламского страхования в Республике Казахстан. Такафул или исламское страхование
– это система, основанная на принципах взаимной помощи (таавун) и добровольных взносах (табарру), предусматривающая коллективное и добровольное распределение рисков среди участников группы. Такафул представляет собой форму страхования, удовлетворяющую принципам исламского права. В переводе с арабского языка означает «взаимное
предоставление гарантии» [1].
Как и любой другой институт, построенный в соответствии с принципами шариата, исламское страхование должно быть свободно от
элементов гарар и мейсир. Это требование породило несколько
течений среди правоведов-му сульман. Одни
из них считают, что все виды страхования однозначно разрешены с точки зрения мусульманского права. Они основывают свою аргументацию на
известном принципе мусульманского права, гласящем , что в основе всего лежит
дозволение. Поскольку договор страхования и сами страховые
отношения не запрещены напрямую в Коране или Сунне, следовательно, они имеют
право на существование. Кроме того, как отмечают сторонники
этой теории, с точки зрения теории процента в мусульманском праве, все, что приносит пользу обществу, не должно запрещаться, а то, что страхование играет положительную роль в обществе, несомненно.
Субъектами такафула являются операторы (страховщики) и участники (страхователи). Основные положения, которыми обязан руководствоваться
страховщик, во избежание неопределенности, можно сформулировать следующим
образом:
1) часть взносов, вносимых каждым участником (страхователем),
вкладывается в специальный фонд, из которого и происходит
выплата компенсации в случае наступления страхового случая . Все взносы в
такафул-фонд рассматриваются как дар или
жертвование. Но существует и другой фонд, куда поступает остальная часть
взносов, и из которого уже средства вкладываются в прибыльный проект (в любое
не противоречащее принципам шариата прибыльное дело). Из этого фонда
участник получает доход вне зависимости от Наступления
страхового случая . Оператор (страховщик) также, согласно
условиям договора, знает свою долю в прибыли, оговариваемую заранее. Размер
полученного дохода зависит исключительно от проводимых
компанией операций и
не представляет собой фиксированный, не зависящий от
реально полученной прибыли процент;
2) уплаченные взносы, или их часть, могут использоваться только в операциях, не запрещенных шариатом;
3) основная цель исламского страхования состоит в обеспечении гарантией
участников. Стороны договора исламского страхования могут
выступать как в роли тех, кто предоставляет гарантию, так и
тех, кому предоставляется гарантия;
4) исключение процентных отношений, имеющих место при коммерческом страховании;
5) как и в банковском деле за деловой активностью страховщиков призван
наблюдать шариатский совет, в задачи которого входит оценка новых продуктов
(услуг ) компании, а также проводимых ею операций с точки
зрения их соответствия нормам и принципам мусульманского права;
6) все стороны договора исламского страхования должны действовать в
соответствии с принципом наивысшей добросовестности (utmost good faith), свойственным
всем страховым операциям мира;
7) страхователи имеют право выдвигать своих представителей в совет директоров такафул-компании;
8) в такафуле в соответствии с требованиями шариата, в отличие от коммерческого страхования, не нарушаются
условия наследования [2].
Попытаемся проанализировать перспективы
внедрения и развития исламского страхования (Такафул) на рынке Казахстана. К
сильным сторонам развития исламского страхования в Казахстане можно отнести:
1.
Такафул система в отличие от
традиционного страхования не противоречит принципам и нормам Шариата, что дает
возможность мусульманскому населению страны беспрепятственно пользоваться
услугами страхования;
2.
Как показывает практика, исламским страховым организациям присущ более
низкий риск дефолта компании, так как
такафул оператор (страховщик) ведет свою деятельность в качестве агента
и все риски по управлению средствами фонда несут его участники;
3.
Основная цель такафул компаний не коммерческая, а социальная:
общественное благосостояние и взаимопомощь;
4.
Развитие исламского страхования с учетом мирового опыта может позволить
внедрить на рынке Казахстана совершенно новые виды страховых продуктов;
5.
В отличие от традиционного страхования
такафул система подразумевает
наличие возможности контроля действий менеджмента со стороны участников фонда [3].
Слабые стороны носят специфический
характер и определяются лишь новизной исламского страхования для
Казахстана, и следовательно, со временем, могут быть устранены:
1.
Отсутствие практического опыта в сфере исламского страхования;
2.
Проблему отсутствие специалистов в области исламского страхования
необходимо решить путем обучения и подготовки соответствующих кадров;
3.
На первоначальном этапе проблема отсутствие экспертов по нормам
мусульманского права может быть решена путем привлечения зарубежных
специалистов;
4.
Первоочередной задаче стоящей на пути внедрения исламского страхования
является отсутствие законодательной базы и норм регулирования. Решение данного
вопроса ложится на плечи финансового регулятора;
5.
Проблема отсутствия знаний о принципах исламского финансирования
среди населения может быть решена регулятором и самими
исламскими финансовыми институтами путем предоставления соответствующей
информации через СМИ;
6.
Отсутствие необходимых инвестиционных инструментов на рынке ценных
бумаг, пожалуй, является одной из наиболее трудно решаемых задач.
Помимо возможностей существует ряд угроз,
отнестись к которым следует с особым вниманием при внедрении системы исламского
страхования:
1.
Слабая развитость рынка страхования. К сожалению, на сегодняшний день
страхование пользуется низкой популярностью среди населения (за исключением
обязательных видов). Отдельные граждане даже не видят смысла в страховании как
финансовом инструменте. Это может быть объяснено низкой финансовой грамотностью населения;
2.
При внедрении исламского страхования весьма велик риск мошенничества в
виду низкой финансовой грамотности населения в целом и отсутствия знаний о
принципах исламского финансирования среди населения. К сожалению, в Казахстане
уже был зафиксирован первый прецедент мошенничества в сфере исламского
финансирования;
3.
Кроме того присутствует угроза захвата рынка иностранными игроками. Так
как среди специалистов страхового рынка Казахстана отсутствуют эксперты в
области исламского финансирования, вполне очевидным является то, что на
первоначальном этапе развития
исламского страхования в стране могут преобладать опытные иностранные
компании. В заключении хотелось бы отметить, что процесс внедрения исламского
страхования в Казахстане будет достаточно сложным и трудоемким. Исламское
страхование существенно отличается от традиционного, в том числе в принципах
инвестирования, предоставления гарантий и управления.
Список использованной
литературы:
1.
Беккин Р.И. Механизм
финансирования в исламском банковском деле// Банковское дело. - 2007. - № 9.
2. Бизнес
по законам шариата (мониторинг СМИ ) // изд . М .: Изд - www.umma.tatarlar.ru
3. Рыскулов А.С. Перспективы
развития исламского страхования в Республике Казахстан. // Международная
научно-практическая конференция молодых ученых, магистрантов и студентов,
Казахский экономический университет имени Т. Рыскулова. – Алматы, 2010.