Назарова Ю. П., Ивахненко Н. М.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени
Михаила Туган-Барановского, Украина
ТЕОРИЯ
ИГР —
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД
В
последние годы значение теории игр существенно возросло во многих областях экономических и социальных наук. В
экономике она применима не только для решения общехозяйственных задач, но и для
анализа стра-тегических проблем предприятий, разработок организационных
структур и систем стимулирования.
Целью
статьи является дать
научно-хронологическую характеристику математическому методу решения задач –
теории игр, и сферу его применения.
Теория игр —
математический метод изучения оптимальных стратегий
в играх. Под игрой
понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за
реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует
некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу — в
зависимости от поведения других игроков. Теория игр помогает выбрать лучшие
стратегии с учётом представлений о других участниках, их ресурсах и их
возможных поступках.
В экономике часто анализируются
ситуации, в которых сталкиваются интересы двух или более конкурирующих сторон,
преследующих различные цели; это особенно характерно в условиях рыночной
экономики. Такого рода ситуации называются конфликтными. Математической теорией
конфликтных ситуаций является теория игр.
Первая
статья по математической теории игр была написана Джоном фон Нейманом в 1928
г., а первая книга с систематическим изложением теории игр и подхода к анализу
экономических проблем — в 1943 г. Ее фон Нейман написал вместе с Оскаром
Моргенштерном; они вместе работали в Институте передовых исследований в
Принстоне.
Уже
в момент зарождения теории игр многие предсказали революцию в экономических
науках благодаря использованию нового подхода. Эти прог-нозы нельзя было
считать излишне смелыми, так как с самого начала данная теория претендовала на
описание рационального поведения при принятии решений во взаимосвязанных
ситуациях, что характерно для большинства актуальных проблем в экономических и
социальных науках. Такие темати-ческие
области, как стратегическое поведение, конкуренция, кооперация, риск и
неопределенность, являются ключевыми в теории игр и непосредственно связаны с
управленческими задачами.
Первые работы по
теории игр отличались упрощенностью предполо-жений и высокой степенью
формальной абстракции, что делало их малопри-годными для практического
использования.
Основные вопросы, которыми
занимались специалисты по теории игр в 1950-60-е, были связаны с внешней
политикой, в частности ядерным сдер-живанием и гонкой вооружений.
За последние
10 – 15 лет положение резко изменилось. Бурный прогресс в промышленной
экономике показал плодотворность методов игр в прикладной сфере.
С помощью теории игр экономисты
моделируют все ситуации, в кото-рых возникает стратегическое взаимодействие. В
теории отраслевых рынков игры возникают везде, где на рынке присутствует более
одной фирмы. Самый простой пример —
«игра Штакельберга», в которой фирма-монополист выбирает стратегию, позволяющую
сделать вход на рынок затруднительным, а другая фирма решает вопрос о том,
стоит ли ей входить на рынок. Конкуре-нцию нескольких крупных фирм (например,
МТС, Билайна и Мегафона) не-возможно описать без теории игр, потому что
основные мотивы фирм в такой ситуации — стратегические. Важно не только
рассчитать результаты собст-венных шагов, но и учесть возможную реакцию
конкурентов. Основные мо-дели других разделов экономической теории, например
теории фирмы (теории контрактов), которая изучает взаимоотношения между владельцами,
менеджерами и работниками фирмы, тоже сделаны с помощью теории игр.
После 1994 г. за
достижения в теории игр выдано несколько Нобелевских премий по экономике. В
2005 г. премию получили Томас Шеллинг, работы которого стали фундаментом
современного стратегического анализа во внешней политике и в бизнесе, и Роберт
Ауманн, подчеркнувший роль представлений игроков о том, что думают другие
игроки. В 2007-м — Леонид Гурвиц, придавший точный математический смысл идее о
том, что в плановой экономике невозможно создать правильные стимулы для
экономических субъектов (что эквивалентно, в терминах теории игр, придумыванию
игры, в которой участники, пользуясь своей личной информацией, приходят к тому
самому результату, который нужен создателю игры), Эрик Маскин и Роджер Майерсон,
сформулировавшие общую задачу создания правильных стимулов и создавшие попутно
самую важную часть экономической теории последних десятилетий — теорию
аукционов.
В последнее время эти
методы проникли и в управленческую практику. Вполне вероятно, что теория игр
наряду с теориями транзакционных издержек и “патрон – агент” будет
восприниматься как наиболее экономически обоснованный элемент теории
организации.
Список литературы:
1.
Свободная энциклопедия Википедия. Теория игр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/