Ценностные ориентации как эталон саморазвития и совершенствования личности курсантов в условиях милицейской подготовки.

 

                                             М.В. Васильева   УО «МГУ им. А.А. Кулешова»

 

 Аннотация

 

В настоящей статье представлено исследование ценностных ориентаций курсантов в условиях специальной милицейской подготовки. Исследование показало, что ценности, которые важны для будущей   профессиональной деятельности  не вошли в число преобладающих. Последнее становится возможным  в  условиях совершенствования учебно-воспитательного процесса и саморазвития личности.

Введение

 

         Социально-экономические преобразования, происходящие в обществе, значительно изменили  социокультурную жизнь, сказались на уровне жизни населения, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения.  В этой связи в «Национальной доктрине образования»  ставится задача усиления воспитания учащейся молодежи на современном этапе социально-экономического развития страны.

         В этих условиях особенно остро встает проблема воспитания нравственных ценностей у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и к другим людям, к обществу, природе. Приоритет воспитания нравственных ценностей определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества. Нравственные ценности носят общечеловеческий характер, они принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно-исторических изменений цивилизации. Поскольку нравственные ценности не существуют в отрыве от других  ценностных отношений, они как бы накладываются на все виды ценностей, облагораживая их, придавая человеческой деятельности гуманистический смысл и эмоциональную насыщенность.

            В сфере образования молодёжи  имеются возможности для  инициирования и поддерживания вариативности личностного и профессионального развития и роста.  Особую значимость  приобретают знания о личности,  о её направленности, системе ценностей,  особенностях возрастного развития.  Результатом эффективного педагогического процесса выступает активная, инициативная личность, способная самостоятельно и ответственно справляться с нестандартными  ситуациями в различных сферах жизнедеятельности человека и прежде всего, в своей профессиональной деятельности.

            Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных структур базируется на гуманистических ценностях личности: ценностях жизни своей и других людей, свободы, справедливости, что требует комплексного изучения и целенаправленного развития. 

            Б.Г. Ананьев писал: «… имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов  и психологов … Этим общим центром является ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей»  [1, с. 300]

            Исследования,  проведенные В.А. Михалевым, которые  могут быть применимы и к сотрудникам ОВД, показывают, что человек в погонах должен обладать общими социальными качествами (гуманизм, нравственность, патриотизм, коллективизм, убежденность, творчество, самостоятельность, и т.д.);  индивидуальными, личными качествами (честность, порядочность, чуткость, упорство,  воля, смелость, мужество и т.д.); а также специальными качествами (компетентность, ответственность, дисциплинированность, физическая сила, инициатива  и т.д.) [4].

             Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью

 повышения качества мировоззренческой подготовки будущих сотрудников

 правоохранительных структур.  Цель  исследования - выявить  ценностные  ориентации будущих сотрудников правоохранительных органов проводилось на базе   Могилевского колледжа МВД Республики Беларусь (в настоящее время Высший колледж МВД  РБ) и Белорусский институт правоведения. Выборку испытуемых составили курсанты I и II курсов в возрасте от 19 до 22 лет в количестве 124 человека, находящиеся на казарменном положении в соответствии с требованиями к организации учебно-воспитательного процесса.

             Для сравнения результатов исследования ценностных ориентаций курсантов была определена выборка студентов III курса факультета «Правоведения» Белорусского института правоведения в количестве 49 человек, возраст 19-22 года.

           В исследованиях современных философов А.И. Арнольдова, Л.П. Буевой, М.С. Кагана и других дается глубокий анализ теории ценностей. В их работах представлен категориальный аппарат, который включает понятия «ценность», «ценностное отношение», «оценка», «ценностные ориентации». Многие авторы трактуют ценность как  благо, как предмет, явление, свойство и т.д., которое, независимо от того, что знает о нем человек, как он к нему относится, играет положительную роль в его жизни. В конечном итоге, эта точка зрения приводит к утверждению о том, что ценностями являются вещи, явления, отношения и т.п., объективно способствующие общественному прогрессу, отвечающие его потребностям. Очевидно, что предмет лишь в том случае влияет на поступки и действия человека, когда последний осознает связь его свойств и качеств со своими потребностями и интересами.

          Огромное значение в функционировании социальных систем и групп в жизни индивидов имеет такой аксиологический феномен, как предмет, признаваемый ценностью, воспринимаемый субъектом как необходимый ему. Предмет, обладающий объективной позитивной значимостью, которая  не отражена сознанием человека или отражена неверно, оставляет человека равнодушным к нему или же вызывает действия, не адекватные реальной роли предмета в жизни и деятельности человека. Ценность, как регулятор социального поведения, возникает лишь тогда, когда предмет  влечет к себе человека, определяет цели его деятельности, подталкивает к определенным действиям. Т.о., определение ценности требует введения такого обязательного признака, как субъективное признание предмета ценностью, его освоенность ценностным сознанием. Из сказанного следует, что в общем виде  ценности можно определить как любые предметы человеческих стремлений, желаний, воспринимаемые в качестве таковых сознанием личности. Акт оценки есть выражение объективно обусловленных потребностей и интересов человека, и тот предмет, который им соответствует, в определенной социальной ситуации рано или поздно начинает осознаватся ценностью.

        В отечественной педагогике концепции, теории и идеи ориентации личности в мире ценностей разрабатывались такими учеными, как И.С. Артюховой, Т.К. Ахаян, И.Д. Багаевой, Б.С. Гершунским, А.И. Донцовым, А.В. Кирьяковой, Г.А. Мелексовым, Н.Н. Никитиной и др.

        В Зарубежной педагогике течение, получившее название педагогической аксиологии, представляют В. Дильтей, Ф. Званецкий, Б. Рассел, Б. Суходольский, Э. Шпрангер. Аксиология выступает основой методологии исследования проблем развития личности.  Процесс образования с точки зрения педагогической аксиологии предстает как «встреча личности с объективными ценностями культуры, их интериоризация, и как следствие - обогащение духовных сил человека»  [5, с. 105].

         Из многообразия философских определений категории «ценность» мы выделяем определение А.Г. Здравомыслова, которое органично раскрывает  проблему нашего исследования: «Мир ценностей – это, прежде всего, мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей, тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности» [2, с.160].

         В психологии  ценности и ценностные ориентации изучаются многими учеными (М.И. Бобнева, С.С. Бубнова, К. Клакхон, М. Рокич, Л.М. Смирнов).              

          В нашем исследовании с целью изучения ценностных ориентаций приняли участие курсанты  Могилевского колледжа МВД РБ (в настоящее время Высший колледж МВД РБ) и  студенты Белорусского института правоведения. Нами применялась широко используемая в психодиагностической практике системы образования      методика     М. Рокича «Ценностные ориентации» [3].

          По мнению М. Рокича,  система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения личности и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Автор различает два класса ценностей:

          Терминальные (активная жизнедеятельность, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусства, любовь, материальное обеспечение, наличие хороших и верных друзей, общественное призвание, познание, продуктивная жизнь, развитие, развлечение, свобода, счастливая жизнь, счастье других, творчество, уверенность в себе) – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

          Инструментальные (аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, исполнительность, независимость, непримиримость, образованность, ответственность, рационализм, самоконтроль, смелость, твердая воля, терпимость, широта взглядов, честность, эффективность в делах, трудолюбие, чуткость) - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

        Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

        Респондентам предъявлялись два списка ценностей (по 18 в каждом). В списке испытуемый присваивал каждой ценности ранговый номер по порядку значимости. Задача испытуемых была разместить ценности по порядку значимости для них как принципов, которыми они руководствуются в своей жизни.

          Количественный и качественный анализ  полученных данных позволил проанализировать   уровни ценностных ориентаций курсантов.

         Так,  респонденты I курса среди  инструментальных ценностей определили  для себя  наиболее значимыми – «воспитанность» (с 1 по 9 ранг - 78%, при этом на 1-ом месте разместили включительно – 40 %); затем по значимости выделили «аккуратность» (с 1 по 8 ранг – 68 %); также  преобладающими стали: «ответственность» (с 1 по 9 ранжирование – 64%  и «жизнерадостность» (с 1 по 9 ранг – 64%),   «образованность» - (с 1 по 6 ранг – 54%); «независимость» (с 1 по 7 ранг - 50%);  «честность» - (с 1 по 5 ранг – 40%).

         Наименее значимыми для себя курсанты определили такие ценности,  как «чуткость» (с 13 по 18 ранг – 44 %) и «широту взглядов» (с 10 по 18 ранг – 56%).   

         Респонденты II  курса  в количестве 74 человек инструментальные ценности ранжировали следующим образом:

         Наиважнейшими среди указанных ценностей оказались «воспитанность» - (с 1 по 4 ранг – 65%); «аккуратность» (с 1 по 5 ранг - 53,7%); и «честность» (с 1 по 5 ранг – 49,2%).

         17,5 % курсантов на 1-е место для себя выделили следующие инструментальные ценности: «образованность», «ответственность», «рационализм».  

         49,7 % курсантов с 12 по 18 ранг расположили  ценность  «широту взглядов;42,7%  с 13 по 18 ранг - «эффективность в делах, трудолюбие»; 19% анкетируемых на последнее место определили - «высокие запросы».

         Анализируя полученные данные инструментальных ценностей респондентов начального и выпускного этапов обучения, очевидно то, что сложившиеся ценности анкетируемых выражаются в разных человеческих потребностях. В исследовательской работе коллектив  курсантов был выбран, в связи с тем, что учебно-воспитательный процесс построен таким образом, что они  находятся на казарменном положении.

         Достаточно высокий процент респондентов I и II курсов наиважнейшими для себя отметили такие ценности, как «воспитанность», «образованность», «честность», «аккуратность», которые являются фундаментом любой профессии и личности.

        К наименее важным инструментальным ценностям анкетируемые отнесли – «широту взглядов» и  «чуткость»,  что указывает на  необходимость совершенствования  учебного процесса с интегрированием содержания предметов образовательной сферы (естесственно-научной, гуманитарной и т.д.).   

         Анализируя результаты опросных данных респондентов 1-го курса в связи с ранжированием терминальных  ценностей,  можно отметить, что 55% из них на 1-е место для себя определили - «здоровье»; с 1 по 8 ранг  80% курсантов расположили  «материальное обеспечение»; а также главной  ценностью является  «любовь» - (с 1 по 7 ранг у 80% респондентов).

          С 13 по 18 место респонденты ранжировали такую ценность, как  «счастье других» (46%),  что также должно быть учтено при осуществлении   образовательного процесса, так как специфика будущей  профессиональной деятельности состоит в обеспечении благополучия других людей, государства и общества.

        64% курсантов II курса также преобладающими назвали  «здоровье»; 72.4% респондентов «любовь» расположили с 1-е по 6-е место; 58% курсантов(с 1 по 5 место) - «счастливую жизнь».

         Достаточно высокий процент респондентов второкурсников (58,5%), также как и первокурсников, с 13 по 18 место  расположили такую ценность, как  «счастье других». Для 45% анкетируемых также не значима такая ценность,  как «красота природы и искусства» - ( с 15-е по 18-е место).

          С целью получения более полного представления о формировании ценностных ориентаций  личности курсантов  суза МВД  мы предложили последним ответить на вопросы «Какие воспитательные мероприятия проводятся в вашем учебном заведении?».

           Результаты данных представлены см. таблицу № 1.

 

 

 

 

 

                                                                                                              Таблица № 1

 

Название мероприятий

Курсанты

 1 курс (%)

Курсанты

2 курс (%)

1.

Конкурсы самодеятельности творчества среди молодежи.

     82%

         66%

2.

Развлекательные мероприятия (диско, вечера отдыха, юмора)

      68%

         58%

3.

 

Спортивные мероприятия (турпоходы, спартакиады)

86%

94%

4.

Встречи с интересными людьми, творческими работниками.

76%

60%

5.

Встречи с представителями правоохранительных органов.

82%

82%

6.

Консультации со специалистами по вопросам здорового образа жизни

46%

34%

7.

Обсуждение вопросов семьи и брака

-

2%

8.

Кураторские часы

44%

32%

 9.

Другое.

-

2%

 

            Анализ результатов позволяет отметить, что не все проводимые мероприятия отвечают ценностным ориентациям и запросам юношей. А ведь ценностные ориентации определяет  процесс деятельности от замысла до результата,  выбор цели, способов ее достижения, оценку действия в сопоставлении поступка с общей направленностью личности, планами, жизненными целями. Ценностная ориентация как результат определяется свободным владением широким кругом знаний в определенной области и подразумевает то, что приобретенный человеком уровень – это  своеобразный необходимый фундамент для постоянного развития, совершенствования имеющихся жизненных представлений.

           В сравнении с курсантами, студенты III курса факультета «Правоведения» Белорусского института правоведения из терминальных ценностей главными для себя определили следующие: «здоровье» - 80%,  «любовь» и «счастливую семейную жизнь» - 35%; 50% респондентов такую терминальную ценность, как «счастье других» расположили на 16,17 и 18 место.

          Из инструментальных ценностей анкетируемые выделили наиважнейшими: «воспитанность» и «независимость» - 40%, как наименее значимыми для 40% респондентов  (17 и 18 места) – «непримиримость».

          На основе анализа можно отметить,  что ценности, которые важны для будущей   профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных структур не вошли в число преобладающих. Задача представителей правоохранительной сферы состоит в умении  встать в позицию другого человека; быть чутким к его проблеме, тем самым выполняя функциональную обязанность – защиту прав общества и человека; проявлять принципиальность; быть целеустремленным и настойчивым в выполнении профессиональной деятельности. Правоохранительные структуры являются именно тем институтом государства и общества, который во многом определяет его судьбу, внутреннюю стабильность, место, роль  и авторитет в современном мире. 

          

         Выводы

 

        Таким образом ценностные ориентации - устойчивые, инвариантные «единицы» сознания личности, отражающие содержание её направленности и являющиеся системообразующим компонентом ее внутренней структуры. Проявляясь в оценках, мотивах и потребностях личности, ценностные  ориентации во многом определяют поведение и деятельность человека и служат его саморегулятором. Система ценностных ориентаций может выступать программой жизнедеятельности и служить основанием для реализации  личности, в которой суммируются представления о целях жизнедеятельности и средствах их достижения.

         Ценностные ориентации, выполняя прогностическую и проектировочную функции, позволяют построить идеальную модель  будущей деятельности, которая выступает как эталон саморазвития и самосовершенствования личности. Психолого-педагогический аспект проблемы состоит в том, чтобы объективные ценности стали субъективно-значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами личности.

          Решению этих проблем могут способствовать условия для формирования ценностей, которые окажут позитивное влияние в становлении молодых специалистов.  Ведь «ценностная ориентация» является процессом и результатом поиска человеком социального, профессионального и личностного статуса в жизни.

 

                                                        Литература:

 

1.     Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания / Б.Г. Ананьев – М.: Наука, 1997. – 380 с.

2.     Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности/ А.Г. Здравомыслов -  М.:, 1986. –    222 с.

3.  Козубовский В.М. Общая психология: личность: учебное пособие/ В.М. Козубовский – Мн.: Амалфея, 2005. – 448 с.

4. Михалев В.А. Профессиональное воспитание военнослужащих контрактников (на опыте воспитания  рядового и сержантского состава): Дисс. … канд.пед.наук. М., 1996. – 198 с.

5. Савина А.К. Польша: аксиологические основы процесса целеполагания в образовании. Высшее образование в России/ А.К. Савина – 2003. -№ 4. – с. 102-106 с.

6. Юрчук В.В. Современный словарь по культурологи/ В.В. Юрчук – Мн.: «Современное Слово», 1999.-736 с.