Станкович Т.Я.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
д/с компенсирующего вида № 2168 г. Москва
«КАЗАЧЬИ СКАЗКИ» А.БЕЛЯНИНА В СКАЗКОТЕРАПИИ
Сказкотерапия – один из методов
психотерапии, исследующий сказки как форму существования и проявления
психических процессов и создающий сказки, благотворно влияющие на психику. Она
концентрирует свое внимание на сюжетности психических процессов, то есть на
происходящих с душою историях. Эти истории архетипичны, универсальны для людей
любых культур и времен. Сказкотерапия исходит из того, что бессознательное
развивается и проявляет себя по определенным схемам, количество возможных
вариантов которых довольно ограничено и познаваемо. Эти схемы очень удобно
изучать в форме сказок.
Творчество современного российского
писателя-фантаста Андрея Белянина как нельзя лучше подходит для использования в
сказкотерапии. В частности, это относится к таким его произведениям, как «Рыжий
и Полосатый», «Джек, сумасшедший король», «Казачьи сказки», которые адресованы,
в первую очередь, детской аудитории. Здесь содержится богатый материал,
позволяющий задействовать его в психотерапии. Прежде всего, речь идет о лечении
смехом, позволяющем вызвать и накопить у ребенка положительные эмоции. Рассмотрим
это на примере «Казачьих сказок».
Главным героем цикла «Казачьи сказки»
выступает никогда не унывающий хитроумный казак, постоянно попадающий во
всевозможные передряги и всегда выходящий из них победителем. События,
описываемые в сказках, происходят и в древности («Сказ о святом Иване-воине и
разбойных казаках»), и в относительно недавнем прошлом (средина XIX – начало ХХ века). Уже здесь автор пытается
изобразить исторический быт и нравы казачества, которые позднее будут
воссозданы в историко-фантастическом цикле «Оборотный город». Так, показана
традиционная экипировка казака: «Штаны синие, лампасы красивые, ремень
скрипучий, сапоги блестючие, на боку шашка, на голове фуражка – красавец
мужчина» («Как казак с ведьмой разбирался»). В зависимости от ситуации эта
основная портретная характеристика дополняется разнообразными деталями. У
казака может быть «ус сивый», «грудь колесом», «фуражка набекрень»,
«егорьевский крест», однако сути образа это не меняет. Герой – подлинный слуга
царю и Богу, защитник вдов и сирот, бесстрашный и бесшабашный сорвиголова.
Основным художественным приемом в
«Казачьих сказках» становится стилизация под язык сказов в духе «Левши»
Лескова. Источником сюжетных ситуаций сказок служат и анекдоты, и легенды с
преданиями, и даже произведения художественной литературы. Образ хитрого казака
постепенно становится у Белянина как бы авторским alter ego, удобной маской для
литературной и общественной полемики. Так, писатель неоднократно высказывал
несогласие с засильем в современной российской фантастике «вампирской» тематики.
Это нашло отражение и в «Казачьих сказках». История «Как казак графа Дракулу
напоил» насквозь пропитана полемикой. Фантаст высмеивает излишне
романтизированный коллегами образ кровососа, приземляя его, заставляя потерпеть
поражение от истинно русского персонажа.
Чтение детям «Казачьих сказок» А. Белянина
позволяет стимулировать различные чувства методом моделирования
причинно-следственных связей. Прежде всего, речь идет о воспитании в слушателях
патриотизма, гордости за свою Родину и ее героическое прошлое. Вместе с тем
потенциал белянинских текстов достаточно глубок и может служить для
стимулирования позитивного отношения к жизни, поскольку главный герой сказок
неизменно находит выход из любых, даже самых сложных жизненных ситуаций. Он
никогда не унывает, спешит на помощь нуждающимся в защите. Слушая «Казачьи
сказки», ребенок, как правило, всегда сопричастный с происходящим, воображает
себя героем-казаком, переживает все перипетии сюжета, отзываясь на них душой.
Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться
в желаемом направлении.
Подбирать тот или иной текст следует
сообразно с ситуацией, проблемой, которую предстоит решить. В соответствии с
затрагиваемыми в них проблемами «Казачьи сказки» Белянина можно рекомендовать
для устранения таких проблем: а) страхи и тревоги по самым различным поводам
(«Как казак с ведьмой разбирался», «Как казак царевну замуж выдавал», «Как
казак графа Дракулу напоил», «Как казак сироту от свадьбы избавил»); б)
самоутверждение («Сказ о святом Иване-воине и разбойных казаках», «Как казак
банницу отвадил», «Как казак на том свете гостил»); в) трудности, связанные с
общением («Как казак царевну замуж выдавал», «Как казак студента спасал»); г)
чувство собственной неполноценности («Как солдат с чертом в шахматы играл», «Как
казак девицу от слепоты излечил»).
Работа со сказками строится следующим
образом: 1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение; 2) рисунок наиболее
значимого для ребенка отрывка; 3) «драматизация», то есть проигрывание сказки в
ролях, когда ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. Предпочтительно
отдавать роль «сценариста» самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут
проиграны. Каждый этап обсуждается, поскольку важны чувства ребенка.
Литература:
1.
Белянин А. О. Казачьи
сказки. – М.: «Издательство АЛЬФА-Книга», 2005.
2.
Зинкевич-Евстигнеева Т.
Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000.
3.
Зинкевич-Евстигнеева Т.
Д. Игры в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006.