Филологические науки/2.
Риторика и стилистика
К.филол.н.
Максютенко Е. В.
Днепропетровский национальный
университет им. Олеся Гончара, Украина
Концепт авторства в прозе Лоренса Стерна:
ранний опыт осмысления
В работах современников Л. Стерна, тяготеющих к биографическому жанру, реконструкции контекста жизненного опыта Стерна-художника и характерологических свойств его личности, осваивается тот историко-литературный объем понятий, который в настоящее время специалисты соотносят с идеей «биографического автора», составляющей одну из важных граней парадигмы авторства и присутствующей в традиции изучения прозы Стерна, начиная еще с момента публикации его романных шедевров, которые, быть может, не сразу обретут высокий статус классических в европейской культуре.
Проблема несовпадения,
«драматичности» сосуществования в авторе ипостасей реальной исторической
личности и творца была весьма давно заявлена в литературной эмпирике,
констатировалась многими писателями, философами, художниками, а в ХХ ст.
получила более отчетливое теоретическое обоснование в работах представителей
многих школ (русские формалисты, М. Бахтин, Б. Корман, Н. Рымарь, В. Хализев,
Н. Тамарченко,
В. Прозоров, В. Шмид и др.). В
то же время единства взглядов в определении понятия «биографического» автора и
однозначности его терминологического наполнения не существует в
литературоведческой науке. Семантические границы концепта рождались
непосредственно из художественной практики и, несмотря на то, что не всегда
возникает абсолютное сближение синонимического ряда, используемого при
обозначении этого явления, большинство исследователей единодушны в том, что
обращение к фигуре внетекстового автора
предполагает соотношение писательско-житейской стороны и творческой. И хотя
теоретики литературы, следуя «одному из основных положений современной
аксиоматики авторства»,
указывают на отсутствие тождества между автором как реальным лицом,
«фактическим» создателем произведения, и субъектом художественной деятельности,
некоторые из них оказываются более радикальны и настаивают на жестком разрыве
этих форм бытия автора, отодвигая биографическую личность писателя за пределы
литературоведческих исследований (М. Бахтин,
Б. Корман). Другие – видят ее более протеистично, диалектично, когда
представления об авторе как исторически реальном человеке «формируются на
основании анализа его текстов», и «черты его биографии, специфика психического
устройства, извивы жизненного пути принимаются в расчет настолько, насколько
они функциональны в исследовании произведения»
(Н. Бонецкая, В. Сыров). А в последнее время настойчиво звучат голоса
филологов, которые возвращают категорию биографического автора
(Ш. Берк, А. Кораблев, Е. Созина, Т. Автухович, М. Антонюк), считая ее дополнительной смысловой подсветкой, резонирующей с тематическими
пластами, присутствующими в тексте, и
указывают на то, что различные проявления и аспекты авторства – это
взаимообращающиеся величины.
Вопрос о соотношении жизни
автора и его творчества, поставленный биографами Стерна, постоянно интересует литературоведов,
с течением времени многие из аспектов этой темы разрастаются и уточняются,
создавая содержательный объем понятия «биографический» автор, связанного с
проблемой повествовательного изображения событийной шкалы истории жизни
личности, преломления индивидуальных свойств в структуре создаваемых
произведений и возможности осознанной авторепрезентации. И заслуга создателей
стерновских биографий в том, что они – первые собиратели и комментаторы
объемной, постоянно обогащающейся свидетельствами, письмами, дневниками,
фактографии этапов судьбы Стерна, не прямо, но опосредованно вошедших в его
литературные тексты.
Всплеск интереса к «биографической личности» Стерна приходится на 20–60-е гг. XIX в. и на протяжении последующего столетия не только не угасает, но, наоборот, нарастает, по сей день сохраняя актуальность. Традиция осмысления обстоятельств жизни Стерна, в основе которой – мемуарно-автобиографический очерк, созданный им незадолго до смерти, насчитывает около двадцати работ, среди них наиболее весомыми и значительными по полноте и завершенности, концептуальности творческого портрета Стерна, заслужившими признание специалистов, являются различные по жанровым моделям историко-литературные труды П. Фитцджеральда (1864), У. Кросса (1909), Л. Хартли (1943, 1968), Г. Флюшера (1961), Д. Томсона (1972), А. Кэша (1975, 1986), А. Кемпбелла Росса (2001) и др.
В попытках осмысления культурологического значения литературной деятельности Стерна, той задачи, которую ставят перед собою создатели биографических жанров, можно выделить определенные стадии, когда накапливаются ценные сведения и свидетельства, составившие «биографический эпос» Стерна, ставший ориентиром для последующих поколений исследователей, тем более что автор «Тристрама Шенди» и «Сентиментального путешествия» является одним из признанных создателей европейской литературы чувствительности, где важной оказывается виртуозность воплощения личностных душевных переживаний. В ранние годы интереса к произведениям Стерна (конец XVIII–XIX ст.) рефлексия над концептом авторства более всего оформляется в пространстве, как бы закрепленном за биографическим «двойником» автора-творца, хотя сомнение в том, насколько «биографическая тень» автора-сочинителя приблизит читателя к смысловой глубине текста и создаст «иллюзию понимания» (К. Исупов), постоянно преследует литературоведов. Недоверие к предпочтению биографических критериев в определении вложенного автором в текст смысла постоянно посещает критиков, хотя в течение многих десятилетий такой исследовательский путь будет преобладать и во многом способствовать накоплению референциальных характеристик к произведению, впоследствии используемых как благодатный материал для столь ценимого специалистами жанра научного комментария. В те времена, когда бахтинское положение о «вненаходимости» автора-творца еще пока жестко не отрезвляло исследователей, а читатель сохранял абсолютную веру в силу комментирующего слова, создатели первых биографий о Стерне видели в писателе «сообщника» автора-творца, сочинителя, чей индивидуально-психологический контур повторен в образе литературного героя, а его жизнь, следуя Ю. Лотману, оказывается «ведущим источником концепционного пояснения» произведения.
Начальный этап, закладывающий фундамент для последующего изучения
и оценки «реальной» личности Стерна, представлен рядом биографических текстов,
принадлежащих В. Скотту (1823), Г. Такерману (1857),
П. Фитцджеральду (1864), где автор как биографическое лицо хотя и не становится
объектом специального изучения и научной рефлексии, но осваивается с помощью
определенного объема критериев описания этого понятия, связанных, прежде всего,
с нарративизацией истории жизни Стерна. Из биографической эмпирики обстоятельств
судьбы Стерна историки литературы выделяют ряд важных эпизодов, которые
содержат яркие психологические характеристики личностных свойств художника,
будучи убеждены в том, что биография Стерна стала мощным содержательным
ресурсом «Тристрама Шенди» и «Сентиментального путешествия». И здесь особое
внимание они уделяют происхождению Стерна, истокам его ментальности,
национальных корней, где смешиваются несколько культурных традиций –
английская, ирландская и французская, во многом обусловивших, по мнению
филологов, такие важные черты характера Стерна, как эксцентричность, склонность
к странностям и причудам, театрализации поведения, ироничность и остроумие,
нестабильность эмоциональных состояний, подверженность резкой смене настроений,
что находит воплощение и в
поэтологическом рисунке его произведений. Литературные критики также
заинтересованно реконструируют генеалогию семьи Стерна, создают его
психологический портрет, где видят сходство с непостоянным, импульсивным нравом
отца, описывают подробности сложных взаимоотношений с матерью, увековеченных им
в образе миссис Шенди, обязательно упоминают о драматической ссоре Стерна и его
дяди, покровителя, Жака Стерна, влиятельного йоркширского священнослужителя и
политика, разрыв с которым во многом повлиял на принятое им решение отойти от
журналистской деятельности и, обратившись к литературному творчеству,
наконец-то обрести независимость.
В то же время на страницах
текстов В. Скотта, Г. Такермана,
П. Фитцджеральда, Г. Трейлла и др. возникает не просто набор биографических
реалий истории жизни Стерна, но и литературный образ жизни художника, где
сквозь призму созданных им текстов происходит поиск биографических схождений
деталей судьбы Стерна-писателя и сотворенных его воображением героев, что
ощутимо в очевидном сходстве ведущих черт центральных персонажей стерновских
произведений, Тристрама Шенди и пастора Йорика, и самого автора (худощавость,
бледность, высокий рост, роковая болезнь – астма, осложненная туберкулезом, дар
художника, музыканта, остроумца, склонность к скептицизму, подверженность
любовным увлечениям) и в выявлении прототипов персонажей стерновских книг (Вальтер
Шенди – собирательный образ, восходящий к фигуре Жака Стерна, Тоби Шенди – отец Стерна, миссис Шенди –
жена и мать Стерна, доктор Слоп – йоркширский врач Ричард Бертон, политический
противник Стерна, Евгений – Джон Холл-Стивенсон, Дженни – возлюбленная Стерна,
Кэтрин Фурмантель), среди которых не только близкие Стерна, но и провинциальный
круг жителей Саттона, где он служил приходским священником, а также друзья,
единомышленники, представители эпатажного сообщества «Скелтон» (собиравшегося в
поместье “Skelton Castle”,
принадлежавшем семье Дж. Холла-Стивенсона), ценившие досуг, веселое
времяпрепровождение, книги Рабле, умение забавляться милыми пустяками жизни,
следуя призыву “Vivе la bagatelle!”