УДК 140.8:001
.
ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ.
Песоцкая Елена Николаевна
Кандидат философских наук, доцент кафедры
философии для естественно-научных и инженерных специальностей Мордовского государственного
университета им. Н.П. Огарёва Россия, Республика Мордовия, г. Саранск
Изменение
роли интеллектуального труда в общественном развитиии, в производственной сфере
деятельности, а также возрастание значения электронных коммуникаций связано с
воздействием на социальную среду информационных технологий [4, с.7].
Виртуальная реальность стала новым развивающимся объектом познания, который
«значительно трансформирует мировосприятие человеа и социальные аспекты его
жизни», ... она есть «особое пространство коммуникации, необходимое условие
обмена соременной информацией» [6, с.65]. По оценкам специалистов, через
субъекта она усиливает интеллектуальные возможности цивилизации [Там же. С.70].
В то же время техника формирует у человека сознание «пользователя»,
предполагающее стратегическое отношение к миру как к «иному» [3,с.102]. В
контексте проблемы информационной безопасности «пользователи» и «потребители»
рассматриваются сегодня как социокультурные типы личности соответственно постиндустриальной и индустриальной эпох, где пользователь –
человек, стремящийся самоопределиться и творчески самореализоваться.
Системообразующую роль в таком процессе выполняют ценности. Для
пользователей и разработчиков глобальной компьютерной сети интеллектуальный
суверенитет представляет собой категорию «многоаспектных
ценностей», которые находятся на пересечении технологических,
психологических, познавательных, этических, правовых и многих других проблем
[1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Новые
информационные и коммуникационные технологии приводят к возникновению
локальных и региональных информационных сетей, работая на сохранение либо на разрушение таких
ценностей, к которым относится интеллектуальный суверенитет. Интеллектуальный суверенитет субъекта предполагает
право получать знания и решать вопрос о наделении статусом знания содержаний
тех или иных систем утверждений, оценивать их истинность и использовать для
принятия решений информацию, признанную адекватной. В целом человеческое знание
не является сферой интеллектуального суверенитета. Этот термин применим, в
основном, к ограниченным областям и ситуациям, в частности, это
интеллектуальный суверенитет независимого эксперта в оценке материалов,
относящихся к сфере его компетенции.
Границы интеллектуального суверенитета, как правило, не устанавливаются
явно и четко, однако, в случае угрозы сужения привычных пределов
(действительной или мнимой) возникает напряжение, побуждающее к осознанию
этико-аксиологической значимости эпистемических возможностей [1,с.184].
Этические стандарты поведения в Интернете таковы, что представления об
интеллектуальном суверенитете как о ценности
стало основой этико-аксиологической предпосылки дискуссий, проводимых в этом
направлении и развернутых в 60-е годы
ХХ века с момента появления нового субъекта (или квазисубъекта)
мыслительной деятельности – компьютера. Сегодня, когда знание становятся главным продуктом
производства информационного общества, интеллектуальный суверенитет отдельной
личности, группы, сообщества или народа ставится под вопрос уже действиями носителей естественного интеллекта,
использующих технику в собственных интересах. Отмечается, что новая виртуальная
реальность, созданная современным компьютерными технологиями, обладает
характеристиками, которые являются беспрецедентными. Её основные особенности
поливременность и полибытийность, анонимность, актуальность, интерактивность,
порождённость, размывание пространственных границ коммуникации, расширение
диапазона коммуникации, расширение культурного фона, уравнение статусов, расширение источников, способов получения и
продуцирования информации [6,с.66]. Ситуации, связанные с использованием
компьютерных сетей и Интернета весьма показательно в этом плане. Интернет широко используется для распространения не
только научного, но и других видов
информации (деловой, экономической, политической и т.п.). Кроме того, уровень
развития человека всё ьольше определяется его вовлечённостью в сетевое
общество, поэтому в новых условиях опыт функционирования виртуальной реальности
становится одним из основных показателей «развитости» и «современности»
человека [Там же.
С.65]. Следовательно, движение к удовлетворению потребностей человека в
оперативном получении информации любого вида и назначения чрезвычайно расширяет
сферу его интеллектуального суверенитета. При этом формы и содержание
источников создает противовес манипуляции общественным мнением, в котором
нередко упрекают электронные СМИ.
Одна из особенностей Интернета как средства электронной
коммуникации связана с предоставлением
доступа к печатным текстам, вытесняемым из коммуникативной сферы телевидением и
радио. В общем случае печатный текст создает более благоприятные условия для
рациональной и объективной оценки содержания, чем способы предоставления
информации, характерные для телевидения [1, с.186]. Для оценки
социально-политических событий особое значение приобретает вовлечение печатных текстов в электронную коммуникацию.
Это относится к ситуациям, когда речь
идет о соблюдении, либо нарушении норм и соглашений, зафиксированных в
соответствующих документах. Интерпретация последних в собственных интересах
противоборствующими сторонами лишает самостоятельных суждений читателей,
радиослушателей , телезрителей, не имеющих контекста этих документов. За
помещенную в Интернет информацию в результате не несет ответственности ни
автор, ни провайдер.
Этико-аксиологическую направленность получили также дискуссии о
преднамеренной дезинформации. Это вопросы о способах представления и хранения в
компьютерных сетях информации, которая
обеспечивала бы пользователям максимальную
уверенность в надежности и
проверяемости информации
(возможности проверки ссылок на интернет-ресурсы, мигрирующие по сети, либо
исчезающие из нее). Этот момент особо важен в коммуникациях, например, научных
сообществ. Таким образом, реакцией на дезинформацию и одновременно важной
социальной проблемой является более
глубокая разработка требований к разработке этических стандартов научных
электронных публикаций, ответственное отношение социального субъекта к
собственному информационному фонду. Формированию такого отношения будет способствовать ценностное осознание
проблемы интеллектуального суверенитета.
Таким образом, процесс взаимодействия современного человека как субъекта
познаний и виртуальной реальности как особого объекта этого познания приводит к
постоянным изменениям в системе ценностных координат в направлении появления
качественно иных видов социальных и индивидуальных взаимоотношений, стратегии
их развития и «сетевой демократии».
________________________________________________________________
1.Алексеева И.Ю. Интернет и проблема
субъекта./ Философия науки. Методология и история конкретных наук. Учеб.пособ.
Колл. авторов.М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2007.- С. 160-192.
2.Ершова Т.В. Концептуальные вопросы
перехода к информационному обществу ХХ1 века// Вестник РФФИ.1999. № 3(17).С.21-22.
3.Казарова Т.В. Культура информационного
общества в контексте аксиологии.//Информационное общество в России: проблема
становления. Вып.2: Сб. науч.тр. М., 2002.- С.100-104.
4. Кевбрин Б.Ф., В.П. Глазков. Влияние
информатизационных технологий на развитиии экономической сферы / Философия и
современность: Матер. Междунар. науч.-теоретич. конф. (Саранск, 21-22 января
2008 г.): в 2-х частях / [ред.- кол.: Кевбрин (отв. ред) и др.]; Саранск. кооп.
ин-т РУК.- Саранск, 2008. - Ч.2 – С.3-7
5. Колин К.К. Информационные проблемы социально-экономического развития
общества // Проблемы социальной информатики. М., 1995. Вып. 1. С. 25-31
6.Немыкина О.И. Виртуальная реальность как
новая коммуникативная система глобализации // Философия и современность: Матер.
Междунар. науч.-теоретич. конф. (Саранск, 21-22 января 2008 г.): в 2-х частях
/[ред.- кол.: Кевбрин (отв. ред) и др.]; Саранск. кооп. ин-т РУК.- Саранск, 2008. - Ч.2 – С. 65-70
7.Wechert J. What is New or Unique about Internet Activities// Internet Ethics
Hondmills etc.: MacMillan, 2000