Т.Н. Красникова
Музыкально-теоретическое образование ХХI века в современном культурном
контексте
В непрерывно меняющемся звуковом мире музыковедение как сфера его осмысления, как область гуманитарного знания, являет себя в различных ипостасях: в виде научного исследования, доклада, газетной статьи или журнального опуса, в виде комментария к концертному действу или организации целых музыкально-художественных проектов. Везде музыковедение присутствует как род словесности, владение которым в анализе и толковании произведений, характеристике творческого процесса, познании судьбы композиторов приобретает особое значение.
Историко-культурная ситуация в России, в особенности в ее крупных городах складывается достаточно благоприятно. Музыкальное просветительство и просвещение насыщено филармоническими мероприятиями. Они проникают в пространство музеев, становятся частью салонной культуры. Вместе с тем возникает вопрос: готовы ли музыковеды ХХI века проявлять себя столь же многогранно и своевременно как, например, представители русской критической мысли ХIХ века. Достаточно сослаться на деятельность князя В. Одоевского, создавшего в своих очерках и статьях хронограф концертной жизни Москвы и Питербурга. Именно он, как блестящий литератор, критик, публицист в живом непосредственном контакте с М. Глинкой, А. Верстовским, А. Серовым вызвал мощный общественный резонанс событиям музыкальной культуры, связанным с их творчеством как в России, так и за ее пределами.
Отражает ли современная печать полемику, подобную той, которая возникла по поводу этих событий, например, на страницах «Московский телеграф», или журнала «Музыка», выходивших в начале ХIХ века под редакцией В. Держановского, где в одном и том же номере могли быть помещены противоположные мнения. Обеспечивает ли система музыкального образования специалистов, справляющихся с подобными задачами?
Ситуация, сложившаяся в высших учебных заведениях свидетельствует о том, что в учебных планах и стандартах нового поколения под эгидой специальности «Прикладное музыковедение» фигурирует такое направление как «Музыкальная журналистика», на которое в этом году был проведен прием. Здесь уже сейчас воспитываются специалисты, осваивающие журналистский стиль и способные откликнуться в периодической печати, радио- и телепрограммах на события в культурной жизни страны. Художественная и аксиологическая ориентация в современном культурном пространстве – функция не только специалистов, но и всего гуманитарного центра, каковым является факультет истории, теории, композиции Российской Академии музыки имени Гнесиных. Он обладает большим творческим потенциалом и имеет давние традиции. В его состав входят кафедры композиции и инструментовки, аналитических методов музыкознания, теории и истории музыки, музыкальной звукорежиссуры, с 2000 по 2005 год - музыкального менеджмента. В 2000 году возникла кафедра музыкальной информатики, акустики и компьютерной музыки. Эта кафедра готовит специалистов в области компьютерной музыки и оранжировки.
Структура деятельности музыканта-профессионала должна включать в себя глубокое знание музыкальной педагогики и психологии. Направление музыкальной педагогики исследует специфику творческого процесса, природу музыкальных способностей и гиперспособностей учащихся с учетом возрастных фаз развития, особенности перцепционных процессов в музыке, а также методики музыкально-теоретических и исторических дисциплин, где важное значение обретает педагогическая практика. Они образуют весомую часть базового фундаментального образования, которую венчает государственный квалификационный экзамен по музыкальной педагогике. Он проводится в форме конференции и позволяет выявить студентов, способных заявить о себе на музыкально-педагогическом поприще. Ведь именно педагогика образует наиболее широкое поле деятельности для выпускников факультета на всех уровнях системы отечественного музыкального образования. Именно поэтому Академия уделяет особое внимание подготовке специалистов по этому профилю уже в пространстве бакалавриата.
Академия музыки имени Гнесиных и ее историко-теоретико-композиторский факультет в какой-то мере являются зеркалом, фокусирующим судьбу России, идею и текст которой предстоит еще разгадать будущим поколениям… Концепт этой судьбы представляется нам сочетанием культурного консерватизма, почвенности, верности традициям – с одной стороны и инноваций, открытий, инсайтных предзнаний – с другой.
Здесь проходят международные культурные акции, работают специалисты по связям с зарубежными странами, на основе которых создано единое культурное пространство для воспитания нового поколения ученых, музыкантов и общественных деятелей. Без обмена опытом в этом пространстве, создающем стереофонию представлений о системах музыкального образования, не возможен прогресс вузовской науки.
Какова же роль факультета, каково его отношение в подготовке прежде всего музыковедов в свете болонских cоглашений? Начнем с того, что на факультете помимо россиян и представителей стран ближнего зарубежья, приобретают знания студенты и аспиранты из Польши, Монголии, Китая, Греции, Сербии, Кубы, Франции, Испании, Японии и других стран. В связи с необходимостью создания конвертируемого сертификата международного образца были созданы планы и программы по бакалавриату и магистратуре, которые обеспечили соотносимость между отечественным и зарубежным вузовским музыкальным образованием.
В связи с этим хочу подчеркнуть, что магистратура предполагает движение от базового образования в сферу многообразия и многоаспектности знания о музыке. Она следует по пути его актуализации и интеллектуализации в ту область, которая влечет за собой повышение ценности профессионализма. Что же делается в этом направлении на факультете? Руководство кафедр и факультета работает над созданием гибкой и мобильной системы факультативов и авторских курсов, которые направлены на внедрение в учебный процесс новых дисциплин. Они также служат экспериментальной базой для создания монографий и научных исследований.
Назову лишь некоторые из тех, которые действуют на факультете в настоящее время. Это «Основы сочинения духовной православной музыки», «Инструментовка для духового оркестра», «Интерактивная музыка» - у композиторов, «Фактура в музыке ХХ века», «Ритмика в сочинениях композитор ХХ века» и авторских курсов, таких как «Основы научного исследования» у музыковедов, «Музыка как вид искусства», – у композиторов. Подобные курсы, на наш взгляд, содействуют оптимизации и актуализации учебного процесса.
Поскольку издательства, филармонии, средства массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение), городские органы культуры пополнены выпускниками факультета, в учебные планы включены такие предметы, как основы редактирования, музыкальное просветительство, критика, лекторско-филармоническая практика.
Концептуализм в интерпретации и восприятии музыкальных произведений, ставший эмблемой современного музыкознания, побуждает авторов специальных курсов обращаться к познанию теоретических систем, разработанных самими композиторами. Они подготовили почву для таких актуальных курсов, как «Теория современной композиции», которая , заняла свое место в учебных планах третьего поколения, готовится курс «Музыкальная семиотика»
На кафедре композиции и инструментовки, а также компьютерной музыки, акустики и информатики сосредоточена блестящая плеяда композиторов, многие из которых имеют международное признание. Это –
К. Волков, Г. Чернов, В. Пьянков, А. Ларин, А. Муравлев, А. Головин, В. Ульянич. Их музыка звучит в концертных залах, на отечественных и зарубежных фестивалях и международных конкурсах, записывается на компакт-диски. Изучение их творческих лабораторий, эстетических платформ и стилевых концепций - предмет внимания молодых музыковедов в курсах музыкальной критики, лекторской практики, в дипломных работах, статьях и очерках, диссертационных исследованиях. Стоит специально отметить сотрудничество наших преподавателей с Союзом композиторов Москвы в подготовке статей и докладов аспирантов и студентов факультета для серии сборников «Из наследия композиторов ХХ века». Обучение мастерству композиции осуществляется в рамках специалитета – пятилетнего образовательного цикла.
По мнению Д.С. Лихачева «Русская культура не перенимала, а творчески распоряжалась мировыми культурными богатствами». В связи с этим хочется пожелать, чтобы при координации систем музыкального образования учитывалась специфика их развития и в России, и зарубежных странах.
В рамках специалитета работает и кафедра музыкальной звукорежиссуры. Она обладает большим творческим и научным потенциалом. Наличие особенного учебного плана, заключающего в себе блок инженерно-технических и специальных дисциплин обеспечило подготовку квалифицированных профессионалов, которые в настоящее время востребованы самыми престижными организациями, такими, как Радио, Телевидение. Кафедра оснащена высококлассным современным оборудованием. Ее студенты ежегодно участвуют во Всероссийских и Международных форумах, в Голландии, Англии и других странах мощным. Масштабна деятельность факультета по пропаганде достижений отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Свидетельство тому – периодика вечеров в Центральном доме ученых при Академии, Доме композиторов, музеях Москвы, в художественных проектах Комитета по культуре при Правительстве Москвы, в организации фестивалей и конкурсов. Концерты композиторов, исполнителей, юбилейные вечера, посвященные памятным датам, проходят при активном участии педагогов, студентов-музыковедов и звукорежиссеров. Жизненно важной артерией факультета является лаборатория по изучению фольклора и этнографии, проекты которой ежегодно спонсируются государственными научными фондами.
Хочу в заключении доклада подчеркнуть, что историко-теоретико-композиторский факультет является важнейшим подразделением Российской Академии музыки, реализующим широкую программу в различных областях научного знания: музыкологии, культурологии, фольклора, музыкальной психологии, методологии и методики музыкально-теоретических и исторических дисциплин. Он обладает широким спектром специальностей и выпускает специалистов широкого профиля, востребованных на рынке труда: музыковедов-лекторов, редакторов, критиков, исследователей, педагогов, композиторов, звукорежиссеров. Мы готовы к творческому диалогу по созданию планов и программ нового поколения, которые бы органично были включены в современную музыкальную культуру и исходили бы из требований современности.