Психологические основы
изучения
элитоориентированного
мировоззрения личности
Н.Б. Карабущенко, А.В. Иващенко
Под элитоориентированным мировоззрением личности
мы понимаем устойчивую систему взглядов и убеждений личности на систему
социальных отношений, на взаимодействия в рамках системы «элита (субъект элиты)
– общество (представители не элиты) – природа» как единый «живой организм», субъект
взаимодействия, находящийся в непрерывном развитии и обладающий познавательным
и созидательным потенциалом.
Составляющие
элитоориентированного мировоззрения личности:
- когнитивная, отражающая способы познания
современных общественных отношений и природного мира, совокупность знаний о
человеке в системах: «человек-человек», «человек-природа», «человек-общество»,
«общество - природа»;
- эмоционально-волевая, отражающая преобладание
эмоционального интеллекта в решении вопросов, касающихся проблем социальных и
экологических, упорство, целеустремленность, ответственность в принятии
жизненно значимых решений;
- ценностная, раскрывающая сущность самоценности
как отдельно взятого человека или общества, так и окружающей нас природы или
планеты в целом. Элита должна нести персональную ответственность за разумное
сохранение всего живого на земле, за сохранение духовных и культурных
ценностей, за сохранение традиций и исторического наследия наших предков. В
основу элитоориентированной деятельности должны быть положены нравственно-этические
ценностные ориентации;
- мотивационная, побуждающая к
созидательно-преобразовательной и охранно-сберегающей деятельности в рамках
системы «общество – элита – природа», включающей в себя культурные, духовные и
природные объекты;
- поведенческая, отражающая степень осознания
личностной ответственности за произведенные действия, совершенные поступки в
пределах целостного субъекта взаимодействия «общество – человек – природа»,
выбора эффективных стратегий управления, создание креативной среды для
преобразовательной деятельности.
Элитоориентированное мировоззрение
рассматривается нами как высший уровень развития или как базовый (ядерный)
компонент элитного сознания личности. Оно имеет специфические особенности,
отличающие его от других (философского, обыденного, религиозного, научного и
др.) типов мировоззрения, но при этом вбирает в себя категории и
характеристики, раскрывающие общее представление о мировоззрении как
феноменологической сущности.
Элитоориентированное мировоззрение вбирает в
себя систему отношений личности к другим людям (человеку), обществу, народу,
нации, культуре, религии, природе, технологическому прогрессу, творческое
преобразование окружающей действительности, разумно-сохранное отношение к миру
природы, культурным ценностям, памятникам истории и искусства, использование в
мирных целях природной энергии и новых технологий, созданных руками человека.
Данный тип мировоззрения следует рассматривать
как акме, т.е. высшее достижение на определенном этапе развития личности. Это
может быть этап профессионального становления и самосовершенствования, а может
– этап нравственно-духовного формирования внутреннего мира и др.
Элитоориентированное мировоззрение имеет целенаправленный характер,
т.е. формируется в онтогенезе. С начала, происходит присвоение знаний о мире,
человеке, социуме, природе, закономерностях их взаимодействия в разные исторические
периоды. Накопление опыта, накопление понятий и стихийных представлений
порождает необходимость в систематизации и обобщении с целью формирования
личностно-«выстраданных» умозаключений. Таким образом, развитие осуществляется
от пассивного мировоззрения к деятельностному. Именно в деятельности
мировоззрение приобретает профессионально элитоориентированный оттенок.
Кроме этого, оно отражает: личную причастность
человека ко всему, что происходит в социуме и мире природы; активную
гражданскую позицию; деятельностно-созидательную активность, направленную на
сохранение и преобразование как социальной системы, так и природных объектов,
нуждающихся в защите и восстановлении; выбор эффективных стратегий руководства,
позволяющих преодолевать тупиковые пути развития и находить стратегически грамотные
решения; ответственное отношение к совершаемым поступкам и действиям.
Функции
элитоориентированного мировоззрения личности.
В мировоззрении личности, подчеркивает Д.А.
Леонтьев, выделяются 4 аспекта: содержательный – «характеризует содержание тех
эксплицитных или имплицитных постулатов, на которых строится представление
субъекта о закономерностях, действующих в мире»[1];
ценностный – система идеалов, определяющих будущность и реальность
существующего мира; структурный – психологическая организация мировоззренческих
убеждений, постулатов в единое целое; функциональный, отражает степень влияния
мировоззренческих структур на поведение человека и на воспринимаемую им действительность.
В этой связи необходимо выделить основные
функции элитоориентированного мировоззрения, играющего ключевую роль в
структуре становления личности.
Т. Парсонс определял как одну из главных – ориентационную функцию мировоззрения.
Мировоззрение ориентирует человека: в самом себе, в социуме, в природе. Без
мировоззрения в целом, и элитоориентированного мировоззрения в частности,
человек теряет духовно-нравственные ориентиры, смысложизненные основы, не
способен оценить степень самоценности каждого человека, общества как субъекта
взаимодействия и природы как целостной живой системы, в которой человек
равноправный ее элемент. Человек как субъект истории благодаря мировоззрению,
сохраняя связь с прошлым, вершит настоящее и прогнозирует (планирует) будущее.
Элитоориентированное мировоззрение позволяет, не нарушая связи времен,
сохранять культурные, религиозные, исторические ценности и создавать новые
блага цивилизации, внедрять инновационные технологии, оберегая при этом мир
природного многообразия.
Коммуникативной
функция.
Сущность данной функции берет свои истоки из диалогичности сознания. В процессе
коммуникации элитоориентированному мировоззрению открывается возможность
выстроить картину мира, основанием которой становится живой диалог человека с
самим собой, с другими людьми, с обществом, народом, природой. В диалоге осуществляется глубокое осмысление
проблем, возникающих в мире природном и человеческом, сопереживание и эмпатия,
увеличивается потребность в познании и миропонимании, проявляется ответственное
отношение к сказанному и содеянному.
Регулятивно-творческая
функция,
выступающая в качестве методологии построения общей картины мира. Способствует
нахождению эффективного способа преобразования жизни современного общества,
природной среды и человека в них. Позволяет найти наиболее оптимальный способ
взаимодействия в системе «человек – социум – природа» и определить условия
развития творческого потенциала человека, направленного на сохранение
экологического равновесия и культурно-исторического наследия, на урегулирование
социально-политических противоречий и конфликтов и сбалансирование экономической
составляющей в обществе и мире.
Предназначение системообразующей функции – это системность в формировании
личности, отражающая интеграцию интеллектуальных, эмоционально-волевых,
нравственно-этических, потребностно-мотивационных, деятельностных и
поведенческих характеристик, в их внутренней взаимосвязи. Данная функция
способствует обогащению знаний, умений, навыков, опыта самопонимания и познания
окружающей действительности, инновационной деятельности и отношения к себе и
миру природному и человеческому в соответствии с уровнем сформированности
элитоориентированного мировоззрения.
Смыслообразующая
функция,
обеспечивает возникновение как когнитивных конструкций, способствующих
осмыслению имеющихся знаний о человеке, социуме, природе, так и духовных
смыслов, преобразующих знания и опыт в смысл жизнедеятельности по сохранению
живой планеты, преобразованию мира людей и культурно-исторического наследия.
Смысл (логос) существования личности, обладающей элитоориентированным
мировоззрением, подчиняется как общественным, так и природным законам, определяется
как готовность осуществлять элитоориентированную деятельность, направленную на
совершенствование себя и окружающего мира, при этом используя накопленный опыт
предков и соизмеряя меру своего взаимодействия с природой.
Ценностно-ориентационная
функция,
отражающая уважительное, ответвленное, ценностное отношение человека к миру
людей и природной среде, выявляющая меру социальной ответственности за принятые
решения и совершаемые действия и поступки, раскрывающая нравственно-этическую
сторону взаимодействия в системе «человек - общество – природа», отражающая
готовность действовать и поступать в соответствии с нормами нравственности и морали,
а также оценивать собственную деятельность через призму нравственно-этических
категорий.
Эмоционально-оценочная
функция
отражает степень уважения к себе, удовлетворенность (или неудовлетворенность)
собой, переживание за уровень сформированности ответственности за возможные последствия
своих поступков, действий и высказываний, развитие эмпатии, конгруэнтности,
создание настроя на выполнение определенной деятельности, самоконтроль в
процессе ее выполнения, осознание значимости элитоориентированной действий,
проявление эмоций, связанных с наличием (или отсутствием) опыта, накоплением знаний,
успешностью выполняемой работы.
Условия
формирования элитоориентированного мировоззрения личности
Элитооринтированное мировоззрение личности
рассматривается нами не только как высший уровень развития сознания, но и как
ядро (системообразующее начало) элитологического сознания.
Следует выделить необходимые условия
формирования элитоориентированного мировоззрения личности:
-
Обучение
и воспитание, направленное на формирование элитологических представлений о
целостности и единстве в системе «человек - общество - природа», уважительного
отношения ко всему живому на земле, терпимого отношения к различным верованиям,
культурам, взглядам, мнениям, развития конфликтологической культуры, как
неотъемлемой составляющей противостояния злу, насилию, жестокости.
«Конфликтологическая культура – это интегративное качество личности, включающее
культуру мышления, культуру чувств, коммуникативную и поведенческую культуру,
основывающееся на ценностях ответственности,
свободы, личностной автономии и самореализации и проявляющееся в оптимальных,
соответствующих контексту стилях поведения в конфликте, обеспечивающих
конструктивное решение проблем межличностного взаимодействия»;[2]
-
Профессионализация,
нацеленная на совершенствование личности в профессиональной сфере, на
непрерывное самообразование, умение применять теоретические знания на практике,
открытость к новому в своей профессии, мотивированность на профессиональный
рост;
-
Рефлексия,
т.е. самосознание, эмпатия, расширение знаний о закономерностях
функционирования и развития общества и социальных, межличностных отношений, о
системе взаимоотношений между обществом, человеком и природой, наличие
личностного смысла, вбирающего в себя индивидуально-личностные, социальные и
природные основания;
-
Общение
в различных социальных стратах, общностях, группах, формирование интереса и
толерантного отношения к разнам верования, культурам, этносам, развитие
необходимости в общении с природой и природными объектами;
-
Идентификация,
отождествление себя с различными социальными ролями, статусами, позициями,
представителями различных этносов и верований, с социумом как единым организмом
и объектами живой и неживой природы (формирование ноосферного мышления);
-
Деятельность,
практическое участие в социально значимой работе, в интеллектуальных клубах,
профессионально-лидерских кружках, стройотрядах и др.;
-
Моделирование
социально-экологических ситуаций, деятельности в процессе обучения;
-
Создание
профессиональной элитизирующей образовательно-воспитательной среды в высших
учебных заведениях.
[1] Лентьев Д. Мировоззрение как миф и мировоззрение как
деятельность // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе /
под ред. В.И. Кабрина и О.И Муравьевой. - Томск: Томский государственный университет,
2004. С. 11-29. // http://www.kluver.ru/publ/30-1-0-179
[2] Щербакова О.И.
Психология конфликтологической культуры личности специалиста: формирование в
контекстной образовательной среде: автореф. дис. … док. психол. наук: 19.00.07.
Москва, 2011. С. 26. (46 с.)