История /1. Отечественная история

 

к.и.н. Черничкина В. А.

Владимирский государственный университет, Россия

Светские новшества в городской праздничной культуре российской провинции в последней трети XVIII – первой половине XIX века.

Если в XVIII веке основными праздниками в  культуре российской провинции были религиозные торжества и народные гуляния, которые зачастую являлись сплавом языческих крестьянских традиций и христианства, то к середине XIX века в праздничной культуре города все явственнее происходит нарастание светских начал. И в первую очередь это проявилось в государственных праздниках как особых торжеств нового типа, в которых задействованы элементы европейских зрелищных развлечений: приемы, парады, балы и фейерверки и др. Остановимся более подробно на таких светских элементах праздничных торжеств как бал и театральные представления.

Неотъемлемой частью светских празднеств был бал, который  имел свои правила и свой этикет, определенные для каждой исторической эпохи. Вообще бальный этикет был сложным и разнообразным.

Основным элементом бала были танцы, которые служили организующим стержнем вечера. Нужно отметить, что очередность танцев на балу не была произвольной, она имела свои традиции и строгую церемониальную последовательность. .[3. С.273-275]

Постепенно бал в празднично-развлекательной культуре России становится не просто последовательностью определенных танцев, а он превращается в церемониал, имеющий свой особый язык, ориентированный на зрелищность.[2. С.179] Нередко в записках современников отмечалось, что «бал есть жизнь в миниатюре со всеми ее обольщениями, интригами, странностями, кознями, со всем, что есть в ней сладкого и горького».[1.C. 271]

Провинциальные балы, как правило, подчинялись тем же правилам организации, что и столичные, но в тоже время они имели и свои особенности. Внутренняя организация бала даже провинциального была делом исключительной культурной важности, так как бал, зачастую являлся конкурсом на владение определенным комплексом сословных норм светского обращения. Однако степень жесткости подчинения светским нормам этикета была различной: между многотысячными балами в Зимнем дворце, приуроченными к особо торжественным датам, и небольшим балами в провинции с танцами под крепостной оркестр или даже под скрипку, на которой играл немец-учитель, проходил долгий и многоступенчатый путь.

Отметим, что первоначально бальный церемониал провинциальных праздников был несовершенен - для него все еще был характерен оттенок народной культуры с ее замкнутым характером. Постепенно в бальная культура губернских центров попадает под влияние европейской «раскрепощенной» культуры: усложняется декорационное оформление залов, наблюдается более строгое подчинение этикету «на столичный манер», отступление от которого нередко осуждалось обществом.

Основными действующими лицами бала были дворяне. Именно балы оказали большое влияние на бытовой этикет, пластику и костюм дворян, являясь одним из важнейших каналов проникновения в Россию европейской моды. В центре провинциального бала были руководители губернии. Празднество начиналось только с появлением в Дворянском собрании губернатора, вице-губернатора и членов их семей.

Постепенно начинают ломаться социальные перегородки, все больше устраиваются общественные балы, в которых присутствуют дворяне, чиновники и представители купечества. Подобные балы приурочивались к таким торжественным событиям как приезд в город или губернию высокопоставленного гостя или открытие государственных учреждений и др.

На общественные балы во всем блеске и роскоши являлись купеческие жены и дочери. Так, современники отмечали, что провинциальные купчихи были одеты «по старинке, в бархатные и парчовые кофты и юбки с шелковыми платками, шитыми серебром и золотом, …с бриллиантовыми нитями на шее, также с серьгами в ушах, перстнями на всех пальцах».[4. C. 27.] По наряду молодой представительницы купеческого сословия судили о возможном приданом. Зачастую от того, насколько был богат наряд молодой девушки, зависело то, как удачно она выйдет замуж.

Именно с начала XIX века представители богатейшего купечества губернских центров становятся организаторами пышных праздничных торжеств, где обязательным элементом был бал.[6.C.167-168.] Отметим, что бал был мероприятием не дешевым и тем самым его организация на «высшем уровне», особенно в рамках городского праздничного мероприятия, давала возможность продемонстрировать купечеству его устойчивое материальное положение, «успешность» в делах и приобрести престиж в глазах общественности.

С середины XIX века в программу праздничных торжеств, посвященных государственному официальному событию стали входить театрализованные мероприятия. Это связанно с тем, что в рассматриваемый период заметную роль в культурно-общественной жизни города стал играть театр, который являлся одним из средств усовершенствования человеческих взаимоотношений и самого человека. Первоначально театрализованные представления носили «любительский характер», т.к. играли в них преимущественно сами дворяне-чиновники, а пьеса сочинялась непосредственно к определенному праздничному событию.

Однако театральное искусство динамично развивается в провинции и уже к середине XIX века выходит на профессиональный уровень. Так, городские торжества дополняют театральные постановки в исполнении профессиональной труппы актеров. На театральных подмостках демонстрируются знаменитые пьесы, как правило, патриотического характера.[6.C.163.]

Итак, праздничная культура провинции последней трети XVIII – первой половине XIX века только еще начинает развиваться и для нее характерно традиционное сочетание религиозных и светских элементов. В рассматриваемый период среди увеселительных мероприятий праздничных  торжеств ярко выделяется бал и театральные представления. Именно они вносят в провинциальный городской праздник элементы европейского светского этикета и придают зрелищность.

Литература

 

1.     Бегунова А. Повседневная жизнь русского гусара в царствовании Александра I  – М: Изд-во АО «Молодая гвардия», 2000. – 383 с. – ISBN 5-235-02400-1.

2.     Дуков Е.В. Бал в культуре России XVIII – первой половины XIX вв.// Развлекательная культура XVIII-XIX вв. Очерки истории и теории. – СПб. : Изд-во «Дмитрий Буланин» ,2000.- С. 173-196. – ISBN 5-86007-179-5.

3.     Захарова, О.Ю. Светские церемониалы в России XVIII – начала XX в. – М.: Центрополиграф, 2001. – 351с. – ISBN 5-9524-0319-0

4.     Корш Е. Быт купечества и мещанства. б/м, б/г.

5.     Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII – XIX века. – СПб.: Исскуство-СПб, 1994. – 399с. – ISBN 5-210-01468-1.

6.     Повседневная жизнь провинциального города Владимира в последней трети  XVIII –  первой  половине XIX в.: Монография / И.И. Шулус, Н.В. Киприянова, Н.В. Мягтина, В.А. Черничкина; / под. ред. И.И. Шулус–  Владимир: Изд-во ВлГУ,  2009. –  360  с. . – ISBN 978-5-89368-940-2.