Экология/5. Проблемы экологического воспитания

молодежи.

к.б.н, доцент Г.М.Тыкежанова; магистрант А.О.Кулмаганбетова

Карагандинский Государственный университет имени академика Е.А.Букетова, Казахстан

Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов

С 60-х гг. ХХ века человечество столкнулось с проблемой "глобального экологического кризиса", явившегося результатом сложившихся отношений человека и природы. По мнению У. Блэкстоуна наиболее существенными причинами экологического кризиса являются ошибочные ценности, способствующие неограниченной эксплуатации природной среды. Вероятно, сложившаяся экологическая обстановка в мире прямо пропорциональна уровню экологической культуры людей. В связи с этим возникла необходимость в раскрытии сущности и возможно переосмыслении понятия "экологическая культура" для того, чтобы в процессе экологического воспитания способствовать ее развитию. Тем более, что культурные нормы формируются на протяжении всей жизни посредством обучения, воспитания, целенаправленной деятельности человека. Чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соизмеряя их с возможностями природы, тем быстрее можно будет перейти на более высокую ступень взаимоотношений человека и природы./1/

Одним из первых проблему экологической культуры поднял знаменитый исследователь и мыслитель В.И. Вернадский. Разрабатывая концепцию взаимосвязи биосферы и ноосферы, он предсказал, что дальнейшее развитие природы и человека должно строиться как процесс коэволюции, т.е. взаимовыгодного единства.

Прежде чем рассмотреть сущность экологической культуры, уясним понятие "культура личности". Культуру человека можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности. Она - итог качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств. Следовательно, личностная культура представляет собой единый процесс накопления знаний, опыта и качественной реализации их в деятельности и поведении. Культура личности есть и состояние, и результат, и продуктивный процесс усвоения и создания социальных ценностей. Она предполагает развитость и гармонию всех компонентов и их целостное формирование в деятельности.

Естественно, что экологическая культура является составной частью общей культуры личности. Что понимают под экологической культурой сейчас? В педагогической и экологической литературе встречаются разнообразные интерпретации этого понятия, имеющие при этом много общего.

Экологическая культура это знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности. Она формируется в интеграции трех направлений: экологического сознания, нравственно-эстетического и деятельностно-практического отношения. Триединство этой категории отражено в следующем определении. Экологическая культура - это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования. Экологическую культуру рассматривают и как многомерный целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, как субъектный, системный, многомерный опыт личности, обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем. Другие исследователи считают, что экологическая культура - это сложное личностное образование, включающее в себя ответственность за состояние окружающей среды, наличие экологических взглядов и убеждений, опыт деятельности по изучению и охране природной среды, систему научных понятий по проблемам экологии./4/

На основании вышесказанного можно заметить, что экологическая культура является интегральной категорией, вбирающей в себя множество компонентов. В структуре экологической культуры человека выделяют четыре (когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный), а иногда и семь взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов, когда с учетом возрастных особенностей на каждом этапе развития личности доминирующим выступает один из них.

Важным компонентом экологической культуры является личностно-ценностное отношение к природе, помогающее осознать себя частью природы и свою ответственность за последствия общения с ней. Так называемая экологическая ответственность предполагает высокий уровень экологического сознания. Ведь формирование экологической культуры личности это не только вооружение ее природоохранительными знаниями и навыками, но и создание особого внутреннего мира. В основе ответственности лежит нравственное отношение людей к миру природы, а фундаментом ее формирования являются экологические знания. При этом ответственность за природу не равна любви к ней. Можно быть самым активным "другом природы" во внеучебное, внерабочее время и одновременно наносить экологический ущерб. Провозглашение тех или иных ценностей еще не является условием их воплощения в конкретном поведении. Экологические ценности, установки, потребности, сталкиваясь с аналогичными социальными и экономическими, уступают последним и остаются на заднем плане. Вероятно, данное противоречие закладывается в процессе овладения профессиональными навыками, в частности, в период обучения в высшей школе. В городской среде наступает также эффект привыкания к свалкам, загазованности, стираются границы экологического благополучия и неблагополучия, "планка снижается". Все это способствует проявлению антиэкологических форм поведения человека в связи с преобладанием ценностей технологической цивилизации и снижением экологических ориентаций в общественном сознании. По мнению Мак-Джина, преувеличение ценности человека создает угрозу равновесия в природе, а ее преуменьшение может нанести удар по гуманизму. На самом деле, ценностное предпочтение не может быть отдано ни человеку, ни природе. Речь должна идти о системе, в которой они дополняют друг друга. Чтобы сохранить и гуманизм с присущими ему ценностными ориентациями, и природный баланс, экология и этика должны совместно прокладывать дорогу в будущее./2/

Следовательно, складывается ситуация, когда при достаточно высоком внутреннем уровне культуры может наблюдаться неэкологичное поведение человека, и, наоборот, "экологические" поступки совершают люди, не обладающие достаточной суммой знаний, умений и навыков по взаимовыгодному сотрудничеству с природой. Однако нельзя отрицать взаимозависимости компонентов экологической культуры личности. Так, практическая экологическая деятельность способствует развитию мотивации, появлению новых стимулов к углублению экологических знаний. С другой стороны, укрепление мотивов эколого-познавательной активности приводит к осознанию необходимости практического участия в экологической деятельности, являющейся "несущей конструкцией" экологической культуры.

На наш взгляд, несомненным остается тот факт, что базисом высокой экологической культуры является соответствующее экологическое сознание. Оно - часть общественного и индивидуального сознания, с присущими ему эмпирическим и теоретическим уровнями, а структурными элементами экологического сознания являются знания, убеждения и навыки в области взаимодействия человека с природой. С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин так раскрывают эту дефиницию: "Экологическое сознание - это совокупность представлений (индивидуальных, групповых) о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней"./3/

Экологическое сознание - обязательный элемент экологической культуры. Оно вырастает на базе логической переработки знаний, но представляет качественно новую ступень, т.к. происходит превращение знаний в убеждения. Именно убеждения обусловливают ценностные ориентации и установки людей, их сознательное, ответственное отношение к природе. Высокое экологическое сознание, в свою очередь, стимулирует познавательную активность личности, побуждает к овладению новыми экологическими знаниями и их использованию в целях улучшения окружающей природы. Вновь подтверждаются тенденции взаимовлияния рассматриваемых элементов экологической культуры (экологической образованности, экологической сознательности и экологической деятельности), но связь далеко не всегда является однозначной. В частности, повышение уровня экологической образованности не ведет автоматически к высокому экологическому сознанию, поскольку позитивный настрой от приобретенных знаний может нивелироваться негативными качествами личности: пассивностью, равнодушием, слабоволием, безответственностью. Поэтому судить об уровне экологического сознания человека можно, выяснив степень развития таких черт, как чувство ответственности за сохранение природы, озабоченность состоянием окружающей среды, нравственное отношение к природному миру, любовь к природе и др./5/

На основании вышесказанного, мы предлагаем собственную формулировку многомерного понятия экологической культуры. Экологическая культура - это обобщенная характеристика личностных качеств, которая отражает процесс и результат формирования экологического сознания личности и предполагает неразрывное единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к ней и соответствующих умений, навыков, потребностей взаимодействия с ней, основанного на гармонизации взаимосвязей в системе "природа-человек". Структура экологической культуры личности изображена на рисунке 1.

Именно новое экологическое сознание, так называемое экоцентрическое, изменяет поведение людей по отношению к природе. Целью экологического образования и воспитания является формирование личности, имеющей высокий уровень экологической культуры, значит, обладающей новым экологическим сознанием, экологическим мировоззрением, которое позволяет взаимодействовать с миром природы на основе понимания его законов, сотрудничать с природой, а не управлять ей. Предпосылки для формирования нового экологического сознания были заложены в трудах представителей русского космизма - В.С. Соловьева, Н.И. Бердяева, П.А. Флоренского. Личность, имеющая такой тип экологического сознания, называется "экологичной". Соответственно, она и является моделью личности с наиболее высоким уровнем экологической культуры. По мнению Э.С. Маркаряна, в процессе человеческой деятельности выработался универсальный механизм приспособления человека к окружающей среде - культура, которая является "универсальной технологией" человеческой деятельности, позволяющей упорядочивать и обеспечивать активность людей в их взаимодействии со средой. Однако антропоцентрическая парадигма мышления, сущностная особенность которой восприятие человека как высшей ценности, а природы - как его собственности, глубоко проникла в современное общественное сознание./6/

Гуманизация и гуманитаризация образования, понимаемые как формирование у обучающихся особой формы отношения человека к окружающему миру и себе, своей деятельности в нем предполагает проявление гуманного отношения к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание. Существует точка зрения, в соответствии с которой образование рассматривается как неизбежная предпосылка, способствующая постоянному развитию способности людей объясняться по вопросам улучшения состояния окружающей среды, следовательно, повышению экологической культуры. Наоборот, экологическая культура обеспечивает повышение качества профессионального образования, т.к. является элементом общечеловеческой культуры.

Экологические убеждения, ценности, ответственность,

нравственное отношение к природному миру, любовь к природе

(экологическая сознательность)

                   

Экологические знания,

представления, умения, навыки

(экологическая образованность)             Экологические поступки, поведение

участие в экологических мероприятиях

(экологическая деятельность)

 

Рис.1. Структура экологической культуры личности

На сегодняшний день является общепризнанным, что решение проблемы повышения экологической культуры лежит в плоскости образования. Формирование экологической культуры в процессе обучения - это оптимальная форма экологического воспитания.

Особое значение, на наш взгляд, имеет процесс формирования экологической культуры в период обучения в высшей школе. Для какой бы деятельности ни готовился специалист, он должен обладать экологической этикой и экологической культурой. И если передача знаний, умений, навыков - задача специалистов, то формирование отношения к природе, целей и мотивов взаимодействия с ней, готовности выбрать экологически целесообразные стратегии деятельности - задача всех педагогов. Поэтому экологизация образования, предполагающая решение задач экологического воспитания, рассматривается как важная современная тенденция в образовательных системах. Она предусматривает реализацию принципов преемственности, интегративности, междисциплинарности и проблемности. В вузах нужно создавать эффективную систему экологического образования и воспитания, ориентированную на взаимосвязь профессиональной подготовки студентов с конкретными задачами экологизации научно-технического прогресса. Теоретическое освоение экологических знаний должно быть тесно связано с практическим участием студентов в работе по охране окружающей среды, в экологических мероприятиях.

Именно в стенах вуза студенты приобщаются к научно-исследовательской работе, к творческому поиску решения проблем в области окружающей среды. Учебно-исследовательская деятельность уже в старших классах средней школы обеспечивает формирование всех компонентов экологической культуры учащихся. Следовательно, одним из педагогических условий, способствующих повышению экологической культуры учащихся и студентов, будет поощрение междисциплинарных научно-исследовательских работ, имеющих экологическую направленность, а также проведение мероприятий по презентации экологических работ.

Несомненно, дополнительным педагогическим условием повышения экологической культуры учащихся будет создание экологической воспитывающей среды в университетском городке. Именно педагогическая среда оказывает большое влияние на поведение личности, т.е. на проявление не только внутренней, но и внешней экологической культуры. Экологизированная педагогическая среда является условием и средством формирования экологичной личности.

Другим условием формирования экологической культуры студентов является повышение экологической культуры преподавателей, предполагающее, в первую очередь, развитие способностей и умений экологизировать процесс преподавания. Высокая экологическая культура должна в недалеком будущем стать важным квалификационным критерием преподавателя вуза и учителя средней школы.

Список литературы:

1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия: Пер. С англ. - М.: Международные  отношения, 1993. - 136 с.

2. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. - М.: Юристъ, 1996.  -  624 с.

3. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. - СПб.: СПбГУПМ,  1993. - 72 с.

4. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 2. - СПб.: СПбГУПМ,  1995. - 72 с.

5. Лосев К.С. Вода. - Л.: Гидрометеоиздат, 1989.- 272 с.

6. Яншин А.Д. Научные проблемы охраны природы  и  экологии.  // Экология  и  жизнь. - 1999. - № 3