История/2.Общая история.
К.искусст., доц. Килимник Е.В.
Национальный институт
недвижимости и инвестиций, Россия
Музееведческий анализ средневекового замка
На основе изучения
автором немногочисленных сохранившихся средневековых документов (замковых
хроник, включающих описи имущест-ва) немного можно сказать об убранстве замков
раннего периода (конец XI – XII вв.) [1],
поскольку сохранилось очень мало свидетельств об этом. Представляется
возможным, что и в XII, XIII,
XIV и в XV столетии обстановка была крайне простой и
непритязательной. Простота такой мебели подтверждается тем фактом, что она
практически нигде не сохранилась, и без
сомнения, она не стоила того, чтобы владельцы замков ее берегли. Отсутствие
средневековой мебели в замках можно сопоставить с отсутствием, каких – либо
упоминаний о мебели в литературе того времени. По мнению автора, представляется
вероятным, что мебель была, не особо важна для феодального владельца, она не являлась
желанным предметом роскоши. Если бы она присутствовала, то могла бы быть
упомянута в поэтических рассказах при описании великолепных замковых залов. Подтверждением
этого может служить опубликованная замковая хроника графа
Фалькенштейна-Неубурга. Начало документа датируется концом XII в. В его содержании отражена самая ранняя инвентарная опись
знатного укрепленного жилища [2]. Средневековая хроника свидетельствует о
суровости и скудности замкового убранства. Существующие зарубежные исследования
и публикации о культурной жизни в феодальных замках мало помогают разобраться и в проблеме фресковой
живописи в замковых комплексах. При этом некоторые зарубежные авторы претендуют
на то, чтобы взять за образец средневекового замкового искусства фрески
некоторых аббатств и церквей (Дж. Бергамини, М. Буора) [3, 4]. В то время как
те немногочисленные примеры изобразительного искусства, которые были найдены автором
в ходе полевых изысканий в замковых комплексах Европы, хронологически больше
относятся к раннему и зрелому Возрождению, Новому времени.
В целом,
рассматривая замковые комплексы феодальной Европы, необходимо отметить, что отличительной
особенностью лишь некоторых оборонных замков Средневековья были элементы
декора. Принадлежали подобные крепости высшей земельной знати и королям, старавшимся
роскошью замкового интерьера и размерами самих замков продемонстрировать свое богатство, силу и значимость в обществе того времени. Но,
поскольку искусство обычно отражает не только уровень культуры, но и уровень
благосостояния, то можно сделать вывод о том, что работы по декорированию
замковых комплексов в период их высшей оборонной значимости в регионах
средневековой Европы имели для большинства небогатых феодалов минимальную важность.
Это во многом объясняется тем, что все они практически не имели материальных
возможностей одновременно поддерживать оптимальной систему фортификаций,
приобретать новое вооружение, усиливать воинские гарнизоны и при этом
заниматься художественным украшением своих крепостей.
Кроме того, нельзя
искать параллели между религиозным искусством и светским украшением зданий.
Отношение к светскому искусству в Средние века было иное, нежели к
религиозному, которое имело большую значимость, и ценность в обществе того
времени. Поэтому фресковая живопись если и имелась в укрепленных резиденциях
аристократии, то размещалась в основном в замковых часовнях. С учетом проведенного полевого исследования
интерьеров на примере сохранившихся замковых комплексов Центральной и западной
части Восточной Европы конца XI –
XV вв. можно
утверждать, что практически не сохранилось ни одного примера светской живописи
в средневековых замковых интерьерах. И нет документов, указывавших на ее существование
вообще. Как уже говорилось выше, единственное исключение – замковые капеллы,
которые, скорее всего, должны рассматриваться в контексте религиозного искусства,
чем как пример украшения внутренних стен феодальных замков. Позднесредневековые
росписи в укрепленных жилищах высшей знати – замках и в домах городских патрициев,
безусловно, были, но делать на их основе какие – либо выводы о художественной
повсеместной деятельности в средневековых замках Европы весьма затруднительно. Поэтому светское жилище феодала не стало
художественным выражением средневековой эпохи, доминирующей оказалась
утилитарность его назначения. Другое дело, что сам образ замка, столь
неотъемлемый от того беспокойного времени, наложил неизгладимый отпечаток на
все мироощущение эпохи. Позже, уже к периоду Возрождения относится появление в
парадных рыцарских залах феодальных замков фресковой живописи, наполненной
символическим значением (гербовый зал замка Звиков, 1580 гг., Чехия).
Необходимо отметить, что утверждения ряда
зарубежных исследователей в своих работах описывавших феодальные замки в тех
или иных регионах Европы (О. Писонь, Б. Гуеркуин, А. Фиала, М. Бона, М. Плачек) об их наполненности предметами искусства
уже в эпоху Средневековья представляются не совсем точными [5, 6]. Безусловно,
замки не были голыми и пустынными, предназначен-ными только для размещения
воинского гарнизона при феодальном владыке. Некоторые из них, принадлежавшие
королям и крупнопоместной знати, были богато украшены и обставлены, но все же,
это не были типичные примеры феодальных замков. В качестве доказательств вышеуказанными авторами приводятся примеры
обстановки некоторых замковых комплексов, относящейся к Возрождению и началу
Барокко. К этому склоняются и отдельные отечественные ученые, полагая, что
большие общественные залы могли быть украшены фресками или картинами и
гобеленами, о которых известно из письменных источников, а некоторые экземпляры
дошли и до наших дней [7]. Их позиция, скорее всего, наследует тому же
романтическому представлению, которое в результате сегодня приводит к
экстраординарной моде в Европе на обновленные средневековые феодальные
твердыни. В качестве обрамления рыцарской культуры, феодальные замки, видимо,
должны были соответствовать тому
чарующему имиджу, который был для них искусственно создан в эпоху Романтизма
(А. А. Бестужев-Марлинский, В. Скотт), и который уже присутствовал ранее в средневековой
литературе. При этом необходимо отметить, что функционально литература зрелого
Средневековья не только способствовала становлению и развитию европейской
культуры в целом, но и начинала противоречить прежним идеям смирения и покаяния
религиозной культуры Средневековья. В этих условиях замки особенно земельных
магнатов становились своеобразной ареной для поэтических и литературных
схваток, развивая и обмирщая средневековую религиозную культуру, подготавливая
почву для будущей Реформации.
Что касается позднего Средневековья, то здесь можно говорить о
переходном периоде. Замки активно участвовали в этом процессе развития
европейской культуры, что видно по их остаткам. Со времен позднего
Средневековья частное жилье постепенно становилось все более важным. Замки
стали лучше освещаться, они становились все более гостеприимными и комфортными,
нежели суровыми, и гораздо более просторными. Развитие ренессансных тенденций в оборонном замкостроении лучше всего
проявилось в украшении аттиком стен, облицовке въездных ворот и создании
внутренних двориков, украшенных аркадами. Если в ранний доренессансный период
мощные блоки грубо отесанной (рустованной) квадровой кладки встречаются во
многих замковых стенах, выполняя исключительно защитную функцию, то со второй
половины XV и особенно в XVI –
первой трети XVII века подобную кладку можно
обнаружить в наиболее бросающихся в глаза внешних частях фасадов зданий,
выступавших наружу башнях и особенно въездных воротах. Но, несмотря на
значительную толщину стены, способной своей мощью противостоять камнеметам и
орудийным выстрелам, подобная рустованная кладка имела больше декоративные,
нежели оборонные функции. Помимо этого, такая кладка несла и большое символическое значение, поскольку она
создавала более внушительный и
неприступный образ, одним своим видом отбивая у нападавших желание штурмовать такое
сооружение. Тем более, что подобные рустованные стены никогда не создавали в
тех замках, где был возможен штурм с использованием орудий, мин и приставных
лестниц. Только в случае с дворцовыми комплексами в замках крупных феодалов или
укрепленной резиденции главы рода можно утверждать, что здесь существовали
элементы художественного убранства.
В Средние века во
многих районах Европы появились и росли цеха, специализирующиеся на
производстве гобеленов. Гобелены не только выполняли декоративную функцию, но и
предохраняли от сквозняков, а также были источниками развлечения, так как
иллюстрировали известные эпические поэмы и баллады. В мире, столь остро
испытывавшем недостаток визуальных образов, каким было Средневековье, где
обычные люди могли видеть искусство только в церкви, – в этом мире светское искусство имело большую важность, нежели это можно
вообразить сегодня.
Интересны темы,
использовавшиеся в гобеленах: были популярны иллюст- рации к библейским текстам,
так же, как и исторические сюжеты, и мотивы повседневной жизни (интерьер замка
Швигов, XV-XVII вв.). Такие или почти такие циклы сюжетов мы могли бы надеяться
обнаружить в средневековых замках, если верить описаниям в литературе того
времени. Однако женщина, чья комната была украшена подобными гобеленами, была
графиней Aделью де Блуа, дочерью Вильгельма
Завоевателя и одной из самых знаменитых женщин во Франции. Очевидно, сложно
вообразить, будто более позднее убранство замка, принадлежавшее знатной семье в
Великом княжестве Литовском и Русском, Австрии, Польше, Чехии или Венгрии,
могло быть таким же, как и в замке Блуа во Франции. Даже крупные феодальные правители
центрально- и восточноевропейских регионов не знали такой роскоши. Культура и
великолепие французского двора и королевских дворцов были на самом высоком
уровне для того времени, это был образец, с которым центрально- и восточноевропейские
рыцарские замки не могли надеяться соперничать. Гобелены, изображающие подобные
темы, существуют, как показали проведенные полевые исследования в центрально- и
восточноевропейских регионах, только в императорских и королевских замках, а
также в резиденциях крупноземельной знати Священной Римской империи и Речи
Посполитой. В качестве примера можно привести изученные автором в ходе
проведенных полевых исследований на территории Западной Украины в 2008 г.
экспонаты Олеского замка, принадлежавшего в конце XVII в. королю Яну Собесскому
– величественный огромных размеров батальный холст "Битва под Веной"
Мартино Альтомонте (1692 год). Кроме того, в экспозиции Олеского замка находится
уникальная коллекция деревянной скульптуры XVI – XIX вв., самая большая, как
указывает руководство музея-заповедника, не только в Украине, но и в Европе.
При этом необходимо отметить, что всего лишь небольшая часть этого художественного
наполнения интерьеров Олеского замка приходится на последнюю четверть XVII –
XVIII столетий. Вся остальная коллекция сконцентрирована в Олеском замке, как
филиале Львовской картинной галереи с 1975 г. и, собственно, к историческому
развитию Олеского оборонного замка XIV – XVI вв. отношения не имеет.
Многие образцы
внутреннего убранства во Франции, княжествах Священной Римской империи,
Северной и Центральной Италии XV –
XVI веков довольно ясно демонстрируют, что в искусстве
городской буржуазии и искусстве рыцарских замков использовались одни и те же
темы и формы. В Европе того времени образцом и эталоном был рыцарский роман,
влиявший не только на интерьеры и обстановку комнат, но и “вдохновлявший на
устройство рыцарских турниров и даже на выбор имён для младенцев”[8].
В дополнение к
изображению придворной жизни в замках следует отметить важную роль, которую
играло декоративное убранство фасадов в украшении замков и дворцов. Кроме того,
фресковая живопись и гобелены Средневековья и Возрождения наглядно
демонстрируют, как человек того времени представлял себе замок, абстрактно
отображая при этом его главные элементы – расположение на возвышении,
увенчанную зубцами крону высокой стены и еще более высокую башню.
Подводя итоги, необходимо отметить, что на основе
проведенных полевых исследований сохранившихся феодальных замков конца XI –
первой трети XVII
вв. в районах Центральной и западной части Восточной Европы, есть все основания
полагать, что в период Возрождения и особенно начале Нового времени, в отличие
от прежних достаточно аскетичных по своему скромному художественному убранству
замковых комплексах Средневековья, теперь даже в небольших по своим размерам
рыцарских замках появляются отдельные комфортные и красивые помещения,
украшенные немногочисленной резной мебелью, витражами, фресками и гобеленами,
выполненными в хорошем художественном уровне. Однако для этого времени нет
возможности провести особого различия между живописью в городских домах и
живописью в сельских рыцарских замках, перестроенных и декорированных с учетом
господства нового стиля. Кроме того, в зарубежной и отечественной литературе,
нередко говорится о замках как о музеях под открытым небом, вобравших в себя
все материальное наследие Средневековья, Возрождения, и т.д. [9]. С точки
зрения музееведческого подхода сам замок, безусловно, является произведением
искусства, а его декоративное внешнее и внутреннее убранство достойны музейной
экспозиции. Он представляет собой органический историко-архитектурный фон для
классических произведений искусства – собраний
гобеленов, картин, фресок, стариной мебели и оружия, и, кроме того – для театрализованных представлений (спектаклей, концертов) и
реконструкций исторических событий, таких как турниры, балы, карнавалы. Поэтому исследование феодального замка актуализирует
не только замковую архитектуру, но и рыцарскую культуру в целом.
Литература
1. Falkenstejn,
Burgenchronikeinzelteil XII-XVI das
Jahrhundert. – Falkenstejn: Falkenstejn, 2006. – 265 р.
2. Ulmer K. Castles of Friulia. – Milan: Edited Andrea Barbarinelli, 2006. –
Р. 82 – 85.
3. Bergamini G., Buora M. Il
castello di Udine. – Udine: Udine, 1990. – 39 р.
4. Buora M. Aquileia Romana
nella collezione di Francesco di Toppo. – Milano: Electa (ed.), 1995. –163 р.
5. Fiala A. Hrady a
zamky na Slovensku. – Bratislava: Obzor, 1998.
– S. 14 – 18.
6. Placek M., Bona M. Encyklopedie slovenskych hradu.
– Praha: Nakladatelstvi Libri, 2007. – S. 37.
7. Тяжелов В. Н. Искусство Средних веков в Европе. – М.: Искусство, 1981. – С. 123 – 125.
8. Ulmer K. Castles of Friulia. – Milan: Edited Andrea
Barbarinelli, 2006. – Р. 58 – 70.
9. Cordani R. Il Castello itinereri milanesi e
Lombardi mito arte sroria in Italia e in Europa. – Milano: Editrice CELIP,
2010. – Р. 11.