К.с.н. Ножкина
И.А.
Саратовский
государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, Россия
Социально-политические настроения
крестьянства в период социалистических
преобразований 1920-х гг.
Позиция крестьянства определяла исход
социалистических преобразований в 1920-е гг. Его политические настроения,
социальное поведение находились в прямой зависимости от социально-экономических
процессов.
В деревне существовала до конца 1920-х гг.
специфика «двоевластия» в лице сельсоветов, которые представляли диктатуру
пролетариата и земельного общества - традиционной власти сельской общины.
Община выражала интересы всех полярных слоев крестьянского населения и обладала
реальной местной властью. Советы выступали как политический придаток партии,
дублировали власть партийных и советских органов. Крестьянская община -«мир» -
игнорировала партийно-классовый подход, обладала собственным бюджетом и подчас
содержала сельсоветы.
Община была не просто организация, но и
элемент массового менталитета. Она существовала и тогда, когда не было никакой
внешней силы, которая её к этому понуждала, когда крестьяне были свободны в
выборе форм отношений. «Сила общины состояла в стойком сопротивлении любым
переменам, в незнании иных форм жизни». Крестьянская община, как замкнутая
локальная организация, хранила традиции, ценности и социальные связи.
B 1921 г. центр тяжести всей советской работы был
перенесён в деревню, которая стала одной из главных сфер влияния
государственной власти. Деструктивное отношение к крестьянству, грубое вмешательство
властей, репрессивные действия государства выработали в крестьянском
менталитете определённый поведенческий стереотип. Контент-анализ информационных
сводок ВЧК показывает, что коэффициент вероятной значимости, выражающий
политические настроения крестьян - «настроение крестьян враждебное» имел в
1921г. первое рейтинговое место, «настроение крестьян неудовлетворительное» -
второе рейтинговое место. Следует, однако, заметить, что в самих сводках ВЧК
отношение крестьян к власти, как правило, отождествлялось с их отношением к
коммунистической партии или формы этих отношений непосредственно объединялись,
что косвенным образом свидетельствует о новом понимании органами власти своей
сущности. «Враждебное» и «неудовлетворительное» отношение крестьян, как характеристика
их политических настроений, как отношение не к государству, а к типу власти, на
протяжении изучаемого периода то нарастало, то снижалось.
Пик «враждебности» и
«неудовлетворительного» отношения крестьян к власти приходился, по нашему
мнению, на 1921-1922 гг., здесь он проявлялся в форме открытого и
комбинированного (называемого бандитизмом) вооружённого противоборства. В
качестве социальной базы крестьянских повстанцев репрессивные органы называли
«кулацко-крестьянские» слои, дезертиров (зелёноармейцев)». В центральной России
наиболее масштабным движением крестьянства была так называемая «антоновщина»,
начавшаяся в октябре 1920 г. в Тамбовской губернии и распространившаяся затем
на соседние Саратовскую, Пензенскую, Воронежскую губернии и другие регионы.
Современный научный анализ даёт совершенно
иную картину
«антоновщины». Крестьяне-повстанцы поддерживались не только сельским
населением, но и отдельными частями Красной Армии. Так, в феврале 1921 г.
эскадрон 16 дивизии 2 конного корпуса армии Миронова в Александровском уезде
Ставропольской губернии выступил на защиту крестьян от продразвёрстки.
Содержание данного и многих подобных ему документов весьма характерно
перемешивает оценку реальных настроений среди крестьянства с политизированной
позицией в отношении Советской власти и коммунистического руководства.
Крестьянство, с одной стороны, чувствовало себя обманутым («Вот завоевали себе
свободу, товарищи, погибнем с голоду»), усматривая главных виновников обмана «в
продработниках и вообще в коммунистах», а с другой стороны, «имело туманное
представление о Советской власти». Здесь содержится прямое свидетельство о том,
что советская власть, сначала поддержанная как «своя», связывалась с
«завоёванной свободой», ставит крестьянство на грань - «погибнем с голоду»,
если действия власти оказываются враждебными, то в этом повинны враги
(«продработники и все коммунисты»), либо «своя» власть оказалась совсем не тем,
что поддержали и установили сами крестьяне.
Необходимо признать, что не все было так
просто и однозначно. Дело обстояло гораздо сложнее и интереснее с точки зрения
познания эволюции крестьянства. А именно: власти в то время не только
сознательно разваливали двор как относительно целостную структуру выживания, но
и давали ему возможность воспроизводиться, работать или еще как-то
выкручиваться, для того чтобы исправно собирать с дворов налоги и отчитываться
перед высоким начальством.
В рассказах о первоначальных контактах с
властями, которые приехали создавать колхозы, отчетливо видна неискушенность и
простодушие членов семейного двора, не сумевших догадаться о последствиях
коллективизации. Но русский человек, как известно, крепок задним умом:
"Кабы знать!.." В приведенном ниже отрывке важна именно оценка своих
возможных действий, если бы крестьяне заранее предугадали черты колхозного
строя. Крестьяне не затеяли бы ни восстания, ни консолидации политических
требований, ни снаряжения ходоков в Москву – ничего экстраординарного и
вызывающего! Лишь хитрые, "не дурацкие", примитивные организационно-экономические
меры предпринял бы крестьянский двор, "кабы он знал..."
- Кабы люди в деревне заранее знали, что
будет колхоз, они бы не поджились! Эти, которых потом в Архангельск к черту
поугоняли. Тут люди, может, размотали свое добро бы! Спустили бы лишнее-то.
Чай, не дураки тут у нас жили. И разбежались бы раньше, и разделились бы по
семьям!.. А то ведь он, колхоз, пришел и – раз! два! Всех взнуздали! Прям
сразу! (Юг, Атамановка Волгоградской области. Шаронова).
Как отмечает С.И. Савельев, крестьянство в своей массе выражало
недовольство общим аграрным курсом в разных
формах пассивного сопротивления - антиправительственные
разговоры, листовки, фольклорные песни. Нередко беднота отказывалась проводить мероприятия, навязанные властными органами, в том числе направленные против
зажиточных хозяев.
Ущерб, нанесенный коллективизацией, не
ограничивается разрушением производительных сил – подорвался крестьянский образ
жизни, крестьянская мораль, этика и духовность, потенциал науки.
Открытое противостояние крестьян, доходившее
до вооружённой борьбы крестьянства и власти, к 1923г. исчерпало себя,
крестьянство дистанцировалось от политических проблем, уделяя полное внимание
восстановлению хозяйства. Сводки ОГПУ констатировали: «Отношение крестьян... к
политвопросам - безразличное. Крестьяне заняты восстановлением своего
хозяйства». С 1925 г. политическое сознание
крестьян делает новый поворот от индифферентности к активности. Информационные
сводки ОГПУ вновь фиксируют эти изменения в политических настроениях и
требованиях крестьянства. Недостатки местного управления, усиление
партийно-идеологического нажима на деревню крестьяне проецировали на уровень государственной
политики. И пытались самостоятельно, по-своему осмыслить сущность советской
власти.
Литература:
1.
См.: Ахиезер А. С. Россия: Критика исторического опыта. Новосибирск, 1997. С.
361.
2.
Виноградский В.Г. Российский крестьянский двор: эволюция повседневного существования
//Волга. 1995. № 7. С. 11.
3.
См.: Савельев С. И. Раскулачивание: как это было в Нижне-Волжском крае.
Саратов, 1994. С. 61.
4.
Советская деревня глазами ВЧК - ОГПУ - НКВД. 1918-1939. Документы и материалы:
в 4 т. (Т.1. 1918-1922 гг.). М., 1998.
С. 668.