Гребенюк
Татьяна Ивановна, Самарская
государственная академия культуры, аспирантка
кафедры библиографии
История библиотек духовных школ Нижнего
Новгорода
XVII – XVIII веков
Образованное
протестантское и католическое
духовенство, во время путешествия Петра Великого по Западной Европе,
обратило на себя его внимание, невольно напрашиваясь на сравнение с
православным русским. Сравнение
оказалось далеко не в пользу русского духовенства.
Вот почему Петр
вскоре после своего возвращения из-за границы укорял Патриарха Адриана, как
главу русской церкви: «священники ставятся неграмотными; надобно позаботиться,
чтобы и православные христиане и иноверцы познали Бога и закон Его» [2, С. 1]. Отсюда Петром издается ряд специальных
приказов об обучении детей духовенства и об учреждении школ «лучшаго ради
священства» [2, С. 1].
Первым из епархиальных архиереев на желание царя
откликнулся нижегородский епископ Питирим [1, С. 101].
В XVIII веке по ряду специальных
указов Петра I для обучения детей духовенства
повелевается создать в епархиях школы.
А при них открывали небольшие
библиотеки. И в 1721 году последовал царский указ об открытии в Нижнем Новгороде
предложенных епископом духовных школ: эллино-греческой и славяно-российской.
Но до создания
духовной школы, первой была « ».
Она появилась в Нижнем Новгороде осенью 1718 года. 66 учеников, набранных из
посадских и солдатских детей, обучал «чтению, письму, цыфири и некоторой части
геометрии» [5, С. 255] присланный из Петербурга учитель Михаил Крелов. При отъезде из столицы в провинцию Крелов был
снабжен только что вышедшими тогда первыми русскими печатными учебниками. Два
полных года школярам предстояло изучать аддицию, субстакцию, мультипликацию,
дивизию. Другими учебниками были
«Букварь словесно-российских письмен», «Феатр, или зеркало монархов» и
руководство по географии – «Краткое земного круга описание». В то время книги
стоили очень дорого. Из этого мы делаем вывод, что в школе существовала
библиотека, состоявшая в основном
учебников: «Арифметики» Л.Ф.
Магницкого, «Грамматики» М. Смотрицкого, «Букваря словесно-российских письмен»,
«Феатра, или зеркала монархов», «Краткого земного круга описания» и другие. В
расчете одна книга на десять учеников
[5, С. 256].
Четыре школы созданные Питиримом, архиепископом Нижегородским и Алаторским: Букварная, Славяно-Российская,
Эллино-Греческая и Певческая. Первый набор был 200 учеников. Для этих школ
была организована единая библиотека. По «Реестру посылаемых в Нижегородскую
епархию таблицам и книгам» в библиотеку
закупались: «таблицы для складов» церковной и гражданской печати, рукописи, а
также учебники: Азбука церковной и гражданской печати, Букварь Феофана
Прокоповича, Грамматика монаха Мелентия Смотрицкого, краткая Греческая грамматика
братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, Катехизис ученический и для учителей,
Арифметика, Физика, Математика и др. По
реестру за год поступило 57 книг и таблиц [4, С. 204-206]
Необходимо упомянуть и Нижегородскую семинарию -
она оказала заметное влияние на нижегородскую культуру. В 30-е годы XVIII века на базе архиерейских школ возникла семинария для
детей духовенства. Семинарская фундаментальная библиотека существовала,
вероятно, с момента основания семинарии.
К 1764 г. в ней числилось до 684 экземпляров книг [3, С. 255] По
распоряжению епископа Нижегородского Дамаскина (в миру – Семенова-Руднева
Дмитрия Ефимовича) в 1790 г. в библиотеке были сделаны опись и каталог книгам.
Сам Дамаскин, окончивший Геттингенский университет, дополнил библиотеку
сочинениями лучших в то время иностранных авторов. Жемчужиной библиотеки
семинарии был составленный по поручению Екатерины II двухтомный пятиязычный «Словарь языков разных
народов, в Нижегородской епархии обитающихся» [1, С. 164] Книги
были размещены в шкафах со стеклянными дверями, в особом помещении
семинарского здания. Книги были переплетены, пронумерованы и подразделены по
отделам и разрядам. В библиотеке было много древних рукописей. К
сожалению, найти данную опись не
удалось.
По данным из различных источников, можно установить, что в семинарской библиотеке хранились следующие
книги : «Собственноручное поучение Дмитрия Ростовского»; черновой экземпляр
«Татаро-мордовско-чувашско-черемисского словаря» в 2-х томах; «Нравственное
богословие» преподанное в 1771 году доктором богословия Лессом, в рукописи; отрывок толкования на
книгу «Бытия» [1, 20, 44].
Согласно «Приходно-расходной книге» за 1798 год для семинарии
были закуплены книги в Святейшем
Синоде : «сентябрь 1798 года, оплачено
за двадцать риторик французских и
латинских» [90, С. 5]; у нижегородских купцов
и мещан закуплено 5 книг «Богословия» и «Философии» [90, С.
12, 28]; оплачено в Московский почтамт
за «Всемирную историю»; выписано из Москвы, через его «высокобродие» Батыш-Каменского, триста восемнадцать книг,
прописей, нот и газета «Московские ведомости». По данному реестру были
закуплены: «Граматика» латинская,
греческая и немецкая, прописи латинские
и русские, нотные обиходы, «Лексиконы»,
«Фразеологий» и «Латинский исборник» [7, С. 16].
Книги для семинарской
библиотеки приносили в дар многие нижегородцы, как люди знаменитые и
почитаемые, так простые. В числе дарителей
Архиепископ Питирим; Епископ Иоанн I, завещал книги на латинском и польских языках в
семинарскую библиотеку, выписывал для учеников книги и журналы; епископ Дмитрий (Сеченов), увеличил расходы
на семинарию в частности на покупку церковных
книг и церковной утвари; епископ Вениамин I; епископ Феофан; епископ Дамаскин выписывал из-за
границы книги и журналы [1, С.
118, 133, 164, 240]
Кроме того, при
семинарии Дамаскиным было создано Церковное Древлехранилище. Архив
Макарьевского Желтоводского мужского монастыря первоначально хранился в самом
монастыре, а потом по предписанию
епископа Нижегородского и Арзамасского Иакова, архимандрит Варлаам передал в
Церковное Древлехранилище при духовной семинарии 829 документов XVII-XVIII вв. [5, С.
280].
Опись старопечатных
церковно-славянских книг Церковного Древлехранилища (сорок семь экземпляров):
книга «Иова» 1517 г. и книга «Иисуса сына Сирахова» 1517г.; «Апостол» 1564г.
московской печати; «Евангелие» учительное 1569 г. «Апостол» 1597 г. московской
печати; три «Евангелия» напрестольных; два «Евангелия» напрестольных 1628 г.
(Филаретовские) московской печати;
«Апостол» (книга «Деяний и апостольского послания») 1635 г. московской
печати; два «Требника» 1636 г. московской печати; «Евангелие» напрестольное
1637 г. московской печати; «Евангелие» напрестольное 1640 г. московской печати;
«Псалтырь» с возеледованием 1642 г. московской печати; «Номоканон» 1646 г.
епископа Львовского Арсения Желиборского; «Апостол» 1653 г. московской печати;
«Кормчая» 1653 г. московской печати; «Служебник» 1655 г. московской печати; «Евангелие» напрестольное
1657 г. московской печати; «Требник» («Евхологий» сиесть «Молитвослов») 1658 г.
московской печати; три
«Служебника» 1658 г. московской печати;
«Служебник» 1658 г. (6-е издание) московской печати; «Шестодневец» 1660 г.
московской печати; «Жезл правления» 1666 г. ; «Минея» служебная (сентябрь,
октябрь, ноябрь) 1666 г. московской печати; «Служебник» 1667 г. московской
печати; два «Евангелия» напрестольных 1668 г. московской печати; «Служебник»
1668 г. московской печати; «Пентикостарион» («Триодь» цветная) 1670 г.
московской печати; «Служебник» 1676 г. московской печати; два «Евангелия»
напрестольных 1677 г. московской печати; «Служебник» 1677 г.; «Требник»
киевской печати; «Минея» служебная (месяц сентябрь) 1710 г. московской печати;
«Благодарственное моление к всещедрому Богу за премистивый Его промысел во
возведении на всероссийский престол императрицы Анны Иоанновны и к утверждению
самодержавия ее» 1735 г.; «Триодь»
постная 1742 г. московской печати; «Пентикостарион» 1742 г. московской печати;
«Апостол» 1742 г. напечатан в Москве; «Молебное пение о победе на
супостаты Христоименитому воинству»
1742 г. напечатано в Москве; «Требник» напечатанный в царствование Елизоветы
Петровны; «Апостол» 1756 г. московской печати; «Библия» 1757 г.; «Служебник»
1762 г. напечатан в Киево-Печерской
лавре; «Чинопоследование соединяемым из иноверных к православно-католической
восточной церкви» 1772 г. московской печати; пространный «Катихизис» 1786 г.
московской печати; «Слова Иоанна Златоуста» (в одном переплете находятся два
разных издлания); «Служба на 5 сентября» (святой праздник Захарии и пресвятой
Елизаветы) 1793 г. напечатана в Москве; «Библия» 1797 г. московской печати [6,
С. 1-25].
В 1787 году в Нижнем было открыто четырех классное светское Главное
народное училище. Оно давало своим ученикам довольно разнообразные знания. В
училище преподавались: арифметика, иностранные языки, священная история,
«Катехизис», география общая и Российская, грамматика, геометрия и др. В библиотеке училища, соответственно преподаваемым предметам имелись учебники и книги, прописи, а также
пособие «О должностях человека и гражданина» [5, С. 266].
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Архимандрит Макарий
Памятники церковных древностей. – Н. Новгород : Нижегородская ярмарка,
1999.
2. Днепровский,
Д.П. Духовные школы в Нижнем Новгороде
перед открытием семинарии (1721-1738гг.) // Действия Нижегородской Губернской
Ученной Архивной Комиссии: сборник. – Н. Новгород, 1912. – Т.16, Вып. 1. - С. 1-8.
3. Нижегородская
Духовная семинария. К 15-летию возрождения. – Нижний Новгород : РИДО, 2008.
4. Нижегородский край. История в документах с
древнейших времен до 1917 года: хрестоматия / сост. Н.Ф. Филатов. – Арзамас :
АГПИ, 2001.
5. Смирнов,
Д.Н. Очерки жизни и быта Нижегородцев XVII-XVIII. – Горький
: Волго-Вятское кн. изд-во, 1971. – 351 с. : ил.
6. Снежневский,
В.И. Опись журналам Нижегородского
Наместнического Правления за 1787-1862 гг. // Действия Нижегородской Губернской
Ученой Архивной Комиссии : сб. – Н. Новгород, 1897. – Т. 2, Вып. 15. - С.
1-120.
7. ГКУ ЦАНО Ф. № 619. 1 оп. Ед. хр. 143. Л. 1-143.