Аспирант Кубасов А.В.

Челябинский государственный педагогический университет, Россия

 

ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ» В РУССКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ СООБЩЕСТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА П.Д. БОБОРЫКИНА)

 

Вторая половина XIX в. для истории России знаменовалось периодом эволюции государственных взглядов. Время начала правления Александра II Романова Ф. Тютчев охарактеризовал как «оттепель». Буквально с первых дней своего восшествия на престол император приступил к преобразованию облика России с целью включения ее в «общество европейских цивилизованных народов» (С.М. Соловьев). Указы, циркуляры и постановления стали  издаваться беспрерывно. Однако отмена крепостного права, преобразования в судебной, земской, военной и других сферах носили половинчатый характер. Осторожность при проведении реформ в итоге привела к тому, что ни одно из благих начинаний  Александра II Романова не было встречено с пониманием и одобрением. Общественное состояние К. Аксаков в веху преобразований  охарактеризовал как: «…внутренний разлад, прикрываемый бессовестной ложью… При потере взаимной искренности и доверчивости все обняла ложь, везде обман… Все лгут друг другу, видят это и продолжают лгать, и неизвестно до чего дойдут. Всеобщее развращение или ослабление нравственных начал в обществе дошло до огромных размеров… Это сделалось уже не личным грехом, а общественным…» [4, с. 172]. В обстановке нравственного и морального «разделения» общества оформляется новое явление – интеллигенция, к осознанию которого обращается литературное сообщество. Впервые слово «интеллигенция» в 1836 г. употребил В. Жуковский, описывая в своем дневнике пожар в Петербурге, в  котором сгорело несколько сот человек, и через некоторое время рядом с этим пепелищем некие люди устроили бал до поздней ночи. О публике придумавшую это действо воспитатель будущего императора Александра II Романова отозвался следующим образом: «кареты наполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которое у нас представляет всю русскую европейскую интеллигенцию» [5, с. 306]. Таким емким понятием автор объединил тех из высшего дворянства, кто был устремлен вести жизнь по европейским принципам, отвергающим моральные ценности российского православия. Подобные метаморфозы с воцарения Александра II Романова становились нормой.

В пореформенную веху (1880-1890-е гг.) активизируется деятельность интеллигенции, убежденной в том, что через личное устроение посредством деловых усилий устроится и сама окружающая среда. Журналист, критик и писатель П.Д. Боборыкин, благодаря которому в русской культуре утвердилось понятие «интеллигенция», являясь беспристрастным регистратором и хроникером русской жизни, в ряде своих произведений пореформенного периода стремится отразить развивающуюся действительность.  Посредством слова Петр Дмитриевич, «закрепляет не то, что было, […] а живую действительность настоящего» [3, с. 476]. Согласно этому выведенные им в качестве главных персонажей, образы не воспринимаются как художественная материализация тех или иных идей, или духовно-нравственных концепций. Это характеры, напрямую взятые из действительности, отражают ее логику, развивающуюся независимо от авторской позиции.

Феномен «интеллигенция» Боборыкиным осмысливается в поздних романах «На ущербе» (1890) и «Перевал» (1894), в которых нашло отражение жизни интеллигенции в 1870-1880-х гг.

Роман «На ущербе» - это хроника духовной жизни интеллигенции. Перед читателем раскрывается быт «интеллигентных» москвичей 1880-х гг. Они общаются с себе подобными, читают «хорошие» книги, в основном зарубежных авторов, даже «штудируют» их, посещают лекции, ведут разговоры с «направлением» - рассуждают на общественные и моральные темы [1, с. 55, 117]. Под маской «интеллигентных» читаются карьеристы, ренегаты, приспособленцы, откровенные прожигатели жизни, которые стремились стать «властителями дум».

Метания буржуазии в пореформенный исторический период и попадание ее под влияние нового конгломерата интеллигенции раскрываются Петром Дмитриевичем в романе «Перевал». Глaвный герой Юрий Лыжин, - дворянин испытaвший нa себе дaвление времени реформ не желает «прямо мириться с тем, что принесли с собою последние годы», но при этом не может «уходить в твердыню принципов и упований, в которых изверился» [2, с. 9]. Решающую роль в обретении им истинного пути играет Кострицын, высокообразованный, пришедший к ницшеанскому культу личности, в чем не малая заслуга Кумачева, у которого он служит.  Европейски образованный фабрикант и кандидат прав не только  «показатель новой фазы общественного роста», а  «представитель интересов города, да и простого народа» [2, с. 26, 32-33]. Вскоре под влияние Кумачева попадает Лыжин, и бывший народолюбец становится «посредником между капиталом и трудом». Постепенно полинявший народник убеждается в том, что противоречия между трудом и капиталом преодолимы. «И народ, и предприниматели, весь этот Китай-город, ряды, амбары, банки и склады, даже гешефтмахерство, проявляют жизнь, и чтобы ее улучшить, надо считаться с ней умело и почтительно, а не уничтожать, не подрывать, не умничать, не ставить поверх всего свое книжное резонерство» [2, с. 268]. Именно в сохранении традиций, уважительном отношении ко всем и ко всему заключается искомый идеал, который, однако, «не вполне» осуществляется нa деле интеллигенцией. Кумачев и Кострицын покидают Лыжина, разуверившись в нем, но сама идея мирного разрешения социальных противоречий и возможности легального полезного служения народу не теряет для них своей привлекательности, что нашло отражение во время голода в одной из глухих провинций. Они от лица интеллигенции принимают участие в  организации столовых, оказывают медицинскую помощь, собирают средства.

Боборыкин, выступая в роли стороннего наблюдателя, на страницах своих произведений раскрыл характер интеллигенции, которой предстояло сыграть одну из ключевых ролей в жизни общества в начале ХХ столетия. Новое явление он определил как замкнутый конгломерат, для которого основополагающими является европейская ментальность, но при этом интеллигенция стремятся понять окружающую действительность, оставаясь сторонним наблюдателем, и являясь высокообразованной, благодаря начитанности, формулирует идеологию будущего. Выработанный П.Д. Боборыкиным образ укорениться в общественном сознании, а в процессе оформления новых путей развития России самой интеллигенцией трансформируется и обретет новые качества.

 

Литература:

1. Боборыкин П.Д. На ущербе // Собрание романов, повестей и рассказов П.Д. Боборыкина. – СПб.: Изд-ие А.Ф. Маркса, 1897. – Т.5. – С. 9-205.

2. Боборыкин П.Д. Перевал // Собрание романов, повестей и рассказов П.Д. Боборыкина. – СПб.: Изд-ие А.Ф. Маркса, 1897. – Т.7. – С. 5- 331.

3. Кони А.Ф. Воспоминания о писателях // Сост., вступ. ст. и комм. Г.М. Миронова и Л.Г. Миронова. – М.: Правда, 1989. – 656 с.

4. Кормер В.Ф. О карнавализации как генезисе «двойного сознания» // Вопросы философии. – 1991. – №1. – С. 166-185.

5. Шмидт С. Истории слова «интеллигенция» // Общественное сознание российского благородного сословия: XVII – первая треть XIX века. – М.: Наука, 2002. – С. 305-311.