Музыка и жизнь/1. Музыка: изучение и преподавание
К.
культурологии Гулая Т.Н.
Мордовский
государственный университет им. Н.П. Огарёва, Россия
Народно-песенные истоки в творчестве
Л.П. Кирюкова
Л.П. Кирюков – крупнейший в истории
профессиональной музыки Мордовии собиратель и исследователь народно-песенного
творчества мордвы. Образование дирижера и работа хормейстера обусловили
направление его композиторской и исследовательской работы: профессиональное
хоровое творчество, обработки и аранжировки устного музыкального фольклора
мордовского народа. В своем исследовании «Становление мордовской профессиональной музыки» Н.И. Бояркин пишет: «…творчество Л.П. Кирюкова всецело
определяется мордовской народной музыкальной культурой, оно явилось связующим
звеном между традиционным народным и профессиональным искусством» [1, 78].
Результатом многолетней собирательской
деятельности Кирюкова в полевых экспедициях на территории Мордовии и за ее
пределами стали записи около 500 образцов народных песен, бóльшая часть
которых опубликована в сборниках. Композитор видел возможности дальнейшего
развития профессионального музыкального искусства в изучении истоков
национального народного творчества, в полной мере выражающего менталитет
народа, его темперамент, нравственные позиции. В его сборниках представлены не
только народные песни, но также оригинальные хоровые аранжировки и обработки
самого композитора.
Первый сборник «Мокшэрзянь морот» (1929),
включающий 44 мокшанские и 16 эрзянских песен, явился итогом творческой
деятельности композитора за десятилетний период. В сборнике представлены песни
для сольного и хорового исполнения, а также профессиональные обработки народных
напевов. По мнению Н.И. Бояркина переложение фольклорного первоисточника композитором
для исполнения хоровым коллективом «не представлялось отходом от аутентичности
фольклорной традиции, а воспринималось лишь большей или меньшей редакцией» [1, 62].
Следующий сборник Кирюкова –
«Мокша-мордовские песни» – был также издан в Москве (1935). Мокшанские песни,
составившие сборник, представляют музыкальные образцы, доступные для исполнения
самодеятельными хоровыми коллективами. Сборник «Мокшэрзянь народной морот»
издан в Саранске в 1948 г. Его составляют 22 мокшанские и 18 эрзянских песни, а
также авторские произведения композитора.
В указанных нотных изданиях представлена
небольшая часть собранных и обработанных композитором мордовских народных
песен. Многие песни, записанные Кирюковым, вошли в сборник «Мордовские народные
песни» (сост. Г.И. Сураев-Королев, 1957).
Композитор редактирует записанные в
полевых экспедициях подлинные мордовские напевы с целью предоставления широкому
кругу музыкальных коллективов и солистов материала, приспособленного для
непосредственного концертного исполнения. Многоголосные напевы из указанных
сборников – аранжировки, в которых прослеживаются тенденции преобразования
хоровой фактуры средствами народной многоголосной традиции и западно-европейской
функциональной гармонии, «…фактурные, ритмические и другие подобные изменения
народного напева, а прежде всего – его композиционное развитие, а также
добавление инструментальных голосов и новых тембров»
[1, 62].
В исследовании Н.Е. Булычевой «Фольклор и
фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале
мордовской музыки)» рассматривается специфика обработок мордовских народных
песен начального периода творческого пути Кирюкова. По мнению автора «изучение
стилистики многоголосия аранжировок и обработок, опубликованных в сборниках
песен, и авторских хоровых сочинений Кирюкова раннего периода, позволяет
говорить об интенсивных поисках им путей и методов гармонизации мелодий. Композитор
стремился, с одной стороны, сохранить элементы народного музыкального стиля
напевов, с другой – использовать полученные во время учебы в семинарии и
консерватории знания по классической теории. <…> Одна из особенностей
хоровой фактуры аранжировок народных песен и авторских сочинений – более или
менее поочередное сопоставление двухголосия и трехголосия, в котором нижний голос партитуры иногда
точно или гетерофонно
повторяет средний голос» [3, 120–122].
Начиная с 30-х гг. композитор расширяет
спектр музыкальных выразительных средств и начинает привлекать инструментальное
сопровождение (фортепиано), однако «партия
инструмента в таких работах не играет самостоятельной роли, а близка по своей
фактуре многоголосному хоровому изложению» [1, 63]. Звучание мордовской
народной песни в сопровождении фортепиано имело, прежде всего,
концертно-просветительскую направленность национального искусства на территории
республики и за ее пределами, а также способствовало профессиональному росту
исполнительских коллективов.
Таким образом, собирательская деятельность
Кирюкова имеет непреходящую ценность для сохранения народно-песенной культуры
народа и развития профессионального искусства. Однако следует заметить, что
«многие произведения характеризуются авторской трактовкой напевов.
Рассматривать их всецело как образцы народной музыкальной культуры, аутентично
представляющие фольклор, – значит допустить принципиальную ошибку в трактовке
ведущих стилевых черт традиционной мордовской народной музыки» [1, 61]
Ведущее место в его композиторском
творчестве занимают хоровые произведения. Музыкальные образы произведений – это
отражение картин народной жизни мордвы во всей ее полноте; своеобразные
«документы эпохи», которые как в калейдоскопе составляют историческое прошлое и
трудовые будни советского человека, красочные сцены традиционных народных
обрядов и современные праздники. Названия хоровых произведений точно передают
смысл окружающей композитора действительности: «Слава партии» (сл. П. Гайни),
«Ленинский закон», «Песня славы», «Бригадир», «Колхозные частушки». В это же
время он создает произведения, тесно связанные с
мордовской народной музыкой, посвященные родной земле: «Ходила в поле» (сл. М.
Бебана), «Рано в поле» (сл. С. Самошкина), «Над Сурой-рекой», «Посадил я
яблоньки». Авторами поэтических текстов стали поэты Мордовии, а
исполнялись произведения на двух язык (мордовском, русском).
В хоровой музыке композитора наиболее ярко
и последовательно проявляется его отношение к народно-песенным истокам, что
обнаруживается на различных уровнях: в образном строе, в интонационном родстве,
в ритмических особенностях, в фактурных решениях, в ладово-гармонических
чертах, в формообразовании. В каждой из обозначенных сфер композитор использует
оригинальные музыкальные приемы, придающие его произведениям ярко национальный
характер.
Интонационный строй его музыкального языка
имеет родственные корни с фольклорным материалом. Композитор привлекает
специфические народно-песенные обороты, свойственные мордовской музыке:
трихордовые попевки, характерные ступени различных диатонических ладов. Особое
внимание уделено VI повышенной ступени в миноре
(дорийское наклонение) и VII пониженной –
в мажоре (миксолидийское наклонение).
Ритмические особенности сочинений Кирюкова
обусловлены специфическими ритмами мордовских народных песен и плясок. Так, для
бóльшей части его произведений характерна опора на устойчивые
ритмо-формулы кштем (народных плясок). Такая особенность обнаруживается не
только в произведениях танцевальных жанров.
Фактура хоровых произведений максимально
приближена к народным образцам: терцовая втора, бурдонирующие низкие голоса,
разнообразно выраженная подголосочность. К оригинальным, часто используемым
гармоническим приемам можно отнести использование аккорда мажорной субдоминанты
и натуральной доминанты в миноре, ладовой параллельной переменности, плагальных
каденционных оборотов.
Формообразование в песнях и хоровых сочинениях подчинено народным принципам
строфичности, двухчастности. Композиционные особенности танцевальной музыки
обусловлены контрастно-составным принципом, связанным с народной традицией
«состязаний» плясунов, со сменами солистов, передачей инициативы. Следует
отметить вариационный принцип развития его инструментальных произведений, также
берущий начало от народного музицирования.
В большинстве сочинений Кирюкова – как
вокально-хоровых с сопровождением, так и инструментальных – очевидно стремление
композитора воспроизвести средствами фортепиано или симфонического оркестра
тембровую специфику и манеру игры народных инструментов.
В хоровых произведениях, обработках, операх, инструментальных сочинениях
естественно и художественно оправдано используются особенности национального
фольклора мордвы и некоторые приёмы классической европейской полифонии. Одним
из главенствующих видов полифонии является имитационная полифония. Однако
нельзя не отметить, что имитационность присуща не только профессиональным образцам,
но и уникально развитому, не имеющему аналогов в мире, музыкальному языку
мордовского народа.
Обращение к народным истокам
проявлялось в самых различных формах. Наиболее распространенный прием – это
привлечение целостных напевов народных песен и плясок (наигрышей). Примером
подобного рода может послужить колыбельная «Тютю-балю», в которой привлекается
прием цитирования музыкального первоисточника. Кроме этого, Кирюков
интерпретирует музыкальный фольклор, творчески преломляя специфические жанровые
черты, что проявляется на уровне внешнего подобия, в «манере подачи»
музыкального материала хоровых сочинений. Так, для плясовых песен характерно
поочередное проведение темы разными голосами, с тембровыми контрастами, противопоставлениями групп
хора, как бы воссоздающими «вступление
новых танцевальных групп в пляску» [1, 75].
Для протяжных песен («Родимый
край» (сл. П. Гайни), «Мордовская земля», «Поднимайся!», «Чапай» (сл. Ф. Атянина),
«Расцветай, Мордовия моя!» (сл. С. Пронина), «За мир» (сл. А. Мартынова), «Яксень
паксяв» (сл. М. Бебана), «Рана паксяв» (сл. С. Самошкина) свойственно введение
сольных запевов, которым отвечает хоровое многоголосие со специфическим полифоническим
подголосочным строем.
В хоровых произведениях можно
обнаружить средства музыкальной выразительности, свойственные традиционной
народной музыке. Ритмические формулы плясовой песни придают оригинальность
партии фортепиано в песне «Эскадрон» (сл. Н. Эркая). Мелодика традиционных
необрядовых лирических песен воспроизводится в интонациях хора «Яксень паксяв»
(сл. М. Бебана), где «опорные звуки мелодии образуют характерную для мордовских
народных песен «квинтовую рамку» [1, 75].
Одной из характерных
особенностей музыкального языка Кирюкова
«начиная с 40-х годов, следует считать <…> стремление автора
передать в музыке акцентность мордовской речи, что выразилось в частой смене
метра» [1, 76]. Рассматривая стилистические особенности произведений композитора
первой половины 50-х гг. Н.И. Бояркин указывает, что обнаруживается «точная передача
ритмических типов народных плясовых песен, а также вариационный метод как
основа формообразования сочинения в целом (причем, иногда это вариации на две и
более темы)» [Там же].
Анализируя музыкальный язык
сценических произведений композитора, в частности музыкальной драмы «Литова»,
можно говорить о близости к народному творчеству как результату изучения
композитором всего комплекса музыкально-выразительных средств мордовской
народной песни. «Порою музыка настолько этнографична (особенно в жанрово
бытовых эпизодах), что трудно отделить оригинальную тему от цитаты» [4, 7].
Среди использованных народных напевов можно выделить следующие: эпическая
«Вишкине од цера полонс понгсь» («Молодой парень в полон попал»), лирическая
протяжная «Вай, иля пува, варма, вирь ланга» («Вай, не дуй, ветер, по-над
лесом»), лирическая «Умарина» («Яблонька»).
В работе Н.И. Бояркина
приводится множество примеров цитирования народных напевов, а также отдельных
элементов народной песни, например, ритмической основы или типичных
интонационных формул. «В ряде хоровых эпизодов композитор использует лишь
ритмические формы народных песен и плясок, соединяя их с мелодикой, основанной
на типичных попевках мордовских народных песен. В этом отношении особенно
показательны хоры «Симинь, симинь, ирединь» («Пил, пил, опьянел») и «А
симевлинь винадо» («Не пил бы я вина»), в основу ритмического развития которых
положена ритмика мордовских, в частности мокшанских плясовых, песен села Левжа
Рузаевского района Мордовской АССР. Композитор использует приемы из практики мордовских
инструменталистов, исполнителей плясовых наигрышей: важное место занимают
проведение темы в сжатом виде и дробление сильных долей такта» [1, 68].
Есть и другие примеры
использования подлинных народных песен в «Литове». Так, в песне юродивых (1 действие) за основу
взята песня о ногайском полоне «Вишкине од цера полокс понксь» («Юноша в полон
попал»). Эти же интонации привлекаются в песне Литовы. Бояркин указывает и на
более опосредованное использование фольклорных традиций в драме «Литова», в частности,
применение характерных черт народной музыки в отдельных разделах того или иного
номера. Например, в хоре «Рав лангов мольтяно, косо тол палы» («Пойдем на
Волгу, где огонь горит») «с мелодикой
народных песен связано лишь вступление, где использована начальная фраза
русской песни «Из-за острова на стрежень» [1, 68]. Здесь композитор пытается
сочетать фольклорные элементы с современным «интонационным словарем».
Нередко в оркестровом
сопровождении проявляются признаки, которые характерны для мордовской
народно-песенной культуры: квинтовые бурдонные созвучия или мелодические
фигурации, основанные на традициях бурдонирования. В ладовом отношении многие
ведущие темы «Литовы» имеют отчетливо выраженное дорийское наклонение
(Увертюра, арии Литовы).
К особенностям мордовского
национального фольклора, которые послужили Кирюкову основой для создания музыки
драмы, относится многоголосие, в котором проявляются не только его
гармонические свойства, но и полифонические приемы. По мнению И.И. Земцовского
«Поразительное по красоте, развитости и стройности искусство многоголосного
хорового пения – уникальное не только среди фино-угров, но и в мировой
музыкальной культуре» [Цит. по: 2, 178].
Таким
образом, рассмотрев различные по жанрам и воплощению произведения Л.П. Кирюкова, можно сделать вывод, что
композитор оригинально
соединяет черты мордовского народно-песенного многоголосия (диафония, бурдон,
гетерофония, варьированная имитация) и отдельные приемы классической
европейской полифонии.
Литература:
1. Бояркин Н.И. Становление
мордовской профессиональной музыки. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1986. – 160
с.
2. Бояркин Н.И. Кирюков Л.П. // История
Мордовии в лицах: биогр. сб. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1994. – С. 93–94.
3. Булычева Н.Е. Фольклор и фольклоризм
периода формирования профессиональных традиций (на материале мордовской
музыки). – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2003. – 240 с.
4. Кавтаськин Л.С. Мордовская народная песня // Мордовские народные
песни. – М. : Гос. муз. изд-во, 1957. – С. 3–12.