Т.А. Бекоева – д.п.н., Северо-Осетинский
государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Е.Д. Бекоева – к.п.н., Северо-Осетинский
государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Л.Б. Кусова – к.п.н., Северо-Осетинский
государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Ученые-кавказоведы второй половины XIX столетия о проблемах школы
и образования в условиях
этнорегиональной образовательной системы
Значительные
изменения в социально-экономическом и культурном развитии Северного Кавказа
произошли во второй половине XIX
века, когда были проведены серьёзные экономические реформы и отменено
крепостное право. Укреплялись социально-экономические и культурные связи России
и Северного Кавказа, внимание русских учёных к особенностям истории и культуры
северокавказских народов усилилось, что позволило исследователям говорить о
новом этапе в развитии кавказоведения.
Горцы
мечтали о строительстве собственных домов, мельниц, они хотели разводить сады,
давать образование детям. Постепенно происходило дальнейшее вовлечение Кавказа
в орбиту всероссийского рынка, сближение русского и горских народов. Такие
отношения способствовали ускорению общественно-экономического развития края, а
это «повлекло за собой рост национального самосознания», «немедленно проявилось
в культурной деятельности нации» [12, с.4]. Европеизации народов
Северо-Кавказского региона способствовала просветительская деятельность
передовой русской интеллигенции по созданию письменности для горских языков и
развитию культуры северокавказских народов. В пореформенный период
продолжалось, причём более активно, изучение края историками, учёными
Российской академии наук и грамотными горцами.
Во второй половине XIX века жил и работал на Кавказе
один из выдающихся русских ученых Максим Максимович Ковалевский (1851 – 1916
годы), труды которого получили признание еще при его жизни. Свою работу на
Кавказе в 1883 году он начал с посещения Северной Осетии; в 1885 году он вновь
приезжает в край, а в 1887 году изучает быт и обычаи горцев Дагестана [11,
с.45]. Материалы, собранные М.М. Ковалевским, позволили ему за короткий
срок создать ряд фундаментальных исследований, посвященных общественному строю
народов Кавказа и их обычному праву.
Появление
книг «Современный обычай и древний закон» [3; 4], «Закон и обычай на Кавказе»
стало событием в русском кавказоведении. В сборе материалов ему помогали горцы
Д.Т. Шанаев, С.В. Кокиев и многие другие. Современные
учёные-кавказоведы подчеркивают, что книги М.М. Ковалевского — «это не
только широкое и разностороннее писание общественных форм и отношений родового
строя. Интерес представляет и его обширный исторический очерк, посвященный
вопросам этногенеза осетин, сложным отношениям с Грузией и Кабардой, присоединению
к России, их влиянию на дальнейшую судьбу» горских народов [1, с.101].
В
своей монографии «Современный обычай и древний закон» этот ученый не только
разбирает имущественные права и отношения в горской семье, но и говорит о
положении и роли в ней женщины, рассказывает об особенностях воспитания детей.
В этой книге мы находим рассуждения этого кавказоведа о некоторых особенностях
воспитания юных горцев: «Аталычество – явление, крайне распространенное в среде
горцев Северного Кавказа, (аталык – по-арабски воспитатель. – Т.Б., Е.Б.,
Л.К.); его можно встретить одинаково у Кабардинцев, Татар и Кумыков. Спрошенные
о причинах его возникновения, они обыкновенно отвечают: в доме ребенку легко
избаловаться, но отдайте его в чужие руки, и из него выйдет джигит – высшая
похвала в устах горца» [3, с.282]. Сущность и принципы института аталычества
представлены в монографии М.М. Ковалевского довольно полно, хотя он не
входил в круг проблем семейного воспитания в интерпретации российских
кавказоведов XIX в.
Часто
случалось, что такая система воспитания приводила к отчуждению межу родителями
и детьми: «Горцы Кавказа, и в числе их осетины, не только отдают посторонним
лицам своих детей на воспитание, но и не позволяют последним открыто признавать
себя их потомством. Некоторые директора гимназий передавали мне на этот счет в
высшей степени интересные подробности. Думая доставить им удовольствие, они
приглашали подчас родителей присутствовать на раздаче наград их детям. И что же
оказывалось: приглашенные не только не высказывали за то им своей
признательности, но, явившись на совет, часто обнаруживали признаки нетерпения
каждый раз, когда в их присутствии открыто называли того или другого ребенка их
сыном» [3, с.283]. Предписания семейного этикета были строги и требовали равных
отношений и к своим детям, и к племянникам, и к братьям, и к воспитанникам.
Чёткое
градирование по возрастному принципу предполагает существование специально
избранных обществом воспитателей, однако в рамках семейной общины эти функции
выполняли почти все старшие члены семьи по следующему принципу: «Красноречие
может сделать среди них убеждение ещё больше, а пример делает все».
М.М. Ковалевский интересовался и другими обычаями горцев. Он писал о
побратимстве, куначестве [4, с.314], кровной мести (том II) [4, с.5 – 20], об уважении
к старшим [4, с.285] и других горских традициях. Его труды получили признание
ещё при жизни учёного не только в России, но и за рубежом. И сегодня работы
этого крупного кавказоведа являются ценным источником для изучения социальных и
бытовых отношений северокавказских горцев не только во второй половине XIX века, но и более раннего
периода.
Просветительской
деятельностью в крае занимался Николай Францевич Грабовский, который в 60-е –
70-е годы написал ряд статей о жизни и быте горцев. Он был причислен к Главному
управлению наместника на Кавказе, в качестве штатного сотрудника Управления
начальника Кабардинского округа, в 1878 году получил место судебного
следователя Кабардинского округа. Через четыре года Н.Ф. Грабовский работал
в должности участкового мирового судьи Владикавказского округа (ст.
Прохладная), а в конце 80-х годов стал участковым мировым судьёй города
Владикавказа [6, с. 267-268]. Он имел возможность пользоваться архивными
материалами местных органов власти.
Для
изучения обычаев горцев просветитель совершил ряд поездок в кабардинские,
балкарские и ингушские сёла, изучал экономический и общественный быт этих
народов. В своих статьях Н.Ф. Грабовский описывал увиденные факты, обобщал
и истолковывал их [8, с.15].Чаще всего он отдавал свои исследования в «Сборник
сведений о кавказских горцах». Здесь были напечатаны следующие его работы: «Ингуши, их жизнь и
обычаи», «Очерки суда и уголовных преступлений в Кабардинском округе»,
«Присоединение к России Кабарды и борьба за ее независимость», «Свадьба в
горских округах Кабардинского округа», «Экономическое положение бывших
зависимых сословий Кабардинского округа» [2].
Особо можно выделить его работу о присоединении к России Кабарды,
которая, по мнению М.О. Косвена, является «обширным, серьезным и ценным
сочинением», написанным на основе литературных и архивных материалов.
Случалось,
что представители русской интеллигенции становились организаторами и учителями
светских школ в наместничестве. Так, Евгений Иванович Козубский (1851-1916
годы), который в течение 26 лет преподавал историю и географию в Реальном
училище Темир-Хан-Шуры, основал областной кустарный музей, написал ряд книг по
истории и археологии Дагестана («Историческая записка о первом десятилетии
Темир-Хан-Шуринского реального училища», «История
города Дербента», «История Дагестанского
конного полка», «К истории народного образования в Дагестанской области в
первое пятидесятилетие» [5] и другие). Он также работал в качестве секретаря
статистического комитета. Свои исследовании, в том числе и по просвещению, он
чаще всего отправлял в «Сборник сведений о кавказских горцах» [10, с.333].
На
Кавказе было известно и имя Ивана Семеновича Костемеревского (1813 – 1897
годы), выпускника Петербургской медико-хирургической академии, который приехал
сюда в 1840 г. в качестве полкового врача Дагестанского конного полка, а
позднее работал окружным врачом Гунибского и Казикумухского округов. Вместе с
коллегой Э.С. Андреевским Иван Семенович познакомил горцев с новым методом
лечения малярии при помощи хинина. Он оказывал помощь приходившим к нему
горцам, с уважением относился к кавказским обычаям и традициям, изучил аварский
и кумыкский языки. В 1851 году он основал первую в крае медицинскую школу для
подготовки местных фельдшеров» [12, с.121].
В
1857 году по инициативе И.С. Костемеревского в селении Нижний Дженгутай
при Дагестанском конном полку (в аптеке) была организована школа начальной
грамоты; здесь просветитель и его помощники обучал русскому языку, арифметике,
истории, географии, пению и всадников полка, и их детей; его помощником стал
полковой аптекарь. Вскоре весть об открытии школы распространилась по всему
Дженгутаю, и в школе появилось так много учеников, что аптека не могла их
вместить. И И.С. Костемеревскому пришлось хлопотать о выделении более
просторного помещения (временами число горцев, обучающихся в школе, достигало
45 человек). Так началась самоотверженная просветительская и педагогическая
деятельность полкового врача по развитию грамотности и культуры горского
населения Дагестана. В статье «Опыт распространения русской грамотности среди
аварцев», опубликованной в газете «Кавказ» в 1859 году (№ 40), он рассказал о
деятельности школы при полке для аварцев. Просветитель отмечал, что о
существовании конного полка было известно многим, «а что существует при этом
полку школа для малолетних детей и братьев всадников и самих всадников полка,
об этом, кроме начальства, едва ли кто еще знает. Тем не менее, школа
существует и подготовляет в тиши средства к усвоению цивилизации русской» [7].
Просветитель
изучал историю, культуру, этнографию, экономику народов Дагестана, написал
множество статей по географии и статистике этого края. Эти работы вызвали
интерес не только у широкого круга читателей, но и у кавказоведов. Например,
опытный исследователь проблем кавказоведения академик А.П. Берже высоко
оценил статью И.С. Костемеревского «Салаватия», которая была напечатана в
газете «Кавказ» в 1858 году. Этот учёный, член Кавказского Отдела
Императорского Русского Географического Общества был убеждён в том, что
И.С. Костемеревский «раскрыл нам дверь в неведомую страну, он же поведёт
нас и вглубь её и объяснит нам многое, что до сих пор для нас остаётся
неразрешённым и загадочным». Академик пожелал автору успехов при дальнейшем
описании им отдельных обществ Дагестана. И.С. Костемеревский искренне
любил горцев; жил он очень скромно, в 1912 году в Темир-Хан-Шуре на его
пожертвования был открыт первый музей. К концу жизни он собрал 30 тысяч рублей
(в те времена это была большая сумма), которые завещал употребить на дело
народного просвещения [9, с.62-63].
Многие русские просветители
и педагоги также занимались обучением северокавказских горцев. Учеником и
помощником И.С. Костемеревского был фельдшер Николай Львов, много
сделавший для распространения медицинских знаний. Ф.А. Качановский,
главный врач Темир-Хан-Шуринского военного госпиталя, готовил кадры среднего
медперсонала, работая врачом в прогимназии, а затем в реальном училище, он
пропагандировал медицинские и санитарные знания среди местного населения [11,
с. 98-99]. В Кабарде и Балкарии занимались врачебной и просветительской
деятельностью А.И. Дроздовский и многие другие медицинские работники.
Русские врачи, практиковавшие в Северо-Кавказском образовательном пространстве,
своим трудом и гуманным отношением к горцам содействовали русско-кавказскому
сближению.
Литература
1. Васильева Л.М. Проблемы
истории Осетии в русской науке XIX века (Историографический очерк). –
Орджоникидзе: Ир, 1975.
2. Грабовский Н.Ф.
Экономическое положение бывших зависимых сословий Кабардинского округа //
Сборник сведений о кавказских горцах. – Тифлис, 1870. – Вып. 3. – Отд. 4.
3. Ковалевский М.М.
Современный обычай и древний закон. Т. 1– М., 1886.
4. Ковалевский М.М.
Современный обычай и древний закон. Т. 2. – М., 1886.
5. Козубский Е.И. К истории
народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие //
Дагестанский сборник. – Темир-Хан-Шура, 1902.
6.
Косвен М.О. Материалы по
истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // Кавказский
этнографический сборник. Т.1. – М., 1955.
7. Костемеревский И.С. Опыт
распространения русской грамотности среди аварцев // Кавказ. – 1858. – № 40.
8.
Кумыков Т.Х.
Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. Нальчик:
Каб.-Балк. кн. изд-во, 1965.
9.
Магометова В.Д. Роль
передовой русской интеллигенции в просвещении и развитии культуры среди горцев
Северного Кавказа во второй половине XIX века
// История, этнография и культура народов Северного Кавказа: Сб. статей. –
Орджоникидзе, 1981.
10.Магометов А.Х. История,
этнография и культура народов Северного Кавказа. – Орджоникидзе, 1981.
11.Свистунова
А.И. Прогрессивная деятельность русской интеллигенции в Дагестане. – Махачкала,
1973.
12.Фадеев А.В. Идейные
связи и культурная жизнь народов дореформенной России. – М.: Наука, 1966.