К.ф.н. Фалеев А.Н.

Московский архитектурный институт (Государственная академия), Россия

УЧИТЕЛЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Каждое  время вырабатывает свой нормативный «образ» Учителя, который характеризуется  набором определенных качеств, обеспечивающих трансляцию культуры, знаний, навыков и опыта в сменяющихся поколениях.  Последовательное рассмотрение нормативных «образов» Учителя различных культурно-исторических  эпох  дает реальную возможность увидеть в его эволюционирующем облике соотнесенность всеобщего и индивидуального. Содействующий оптимальной социализации человека, Учитель в каждую эпоху индивидуален и в своем персонифицированном образе не только несет знание о всеобщих ценностях, объединяющих людей в единое целое, но и лично их демонстрирует.

Что представляет собой нынешний  «образ»  Учителя и  какова его роль в жизни современного подростка, молодого поколения, живущего на пороге ХХI века, предполагающего переход от общества индустриального к обществу информационному?

В первобытных культурах, где передача любого опыта происходила из «уст в уста», обучение не отделялось от социокультурной практики и представляло собой систему непосредственного включения человека в действия рода по принципу «делай как я», утверждение которого было первым важным шагом на пути адаптации человека к жизни в обществе. И, по – видимому, через выживание тех, кто был способен сохранять нужные навыки и  порождать новые, помогать приобретению  знаний и, главное, передавать их последующим поколениям стал складываться древнейший прообраз «Учителя». Это - причастный к высшим силам, жрец, маг, чародей, шаман. Они, как обладающие сакральным знанием,  были коммуникаторами,  знатоками технологии общения с миром потустороннего, с трансцендентными  существами, воля которых сообщалась  как высшие ценности.

В отличие от дописьменных культур, древние греки уже знали учительскую иерархию. Нижнюю ступень в античном мире занимал учитель грамоты, приравнивавшийся к ремесленнику, а высшую – учитель мудрости, преподаватель  главной ценности - философии, которая, по Аристотелю, есть знание об истине вечной. В древнегреческих городах-полисах, как производное от понятия гражданин, существовало понятие «образованный», которое включало в себя, помимо физического развития, чтение и обучение философии, ораторское и музыкальное искусство.  Важно подчеркнуть, что уже в Древней Греции отмечаются два, касающихся воспитания и обучения, различных подхода, представленные платоновской и аристотелевской концепциями, в равной мере полагающими, что только разумом может быть обеспечен добродетельный образ жизни. В платоновской концепции вся организация воспитательного процесса была подчинена, исключительно, формированию единой цели у всех членов общества.  По Платону, с которого по большому счету начинается философский анализ образования, такой целью является служение государству. Принципиально иная задача выдвигалась в аристотелевской концепции, направленной на формирование самостоятельных граждан.

В эпоху средневековья система (схоластического) образования была построена на религиозных ценностях. В эту эпоху человек должен быть религиозным, чтобы быть образованным.  «Учитель» этого времени был священником, проповедником, монахом, отшельником.

С Возрождения начинаются поиски новых жизненных ориентиров. В ренессансную эпоху, переключившую внимание с трансцендентного мира на вопросы посюсторонней жизни и заявившую о праве человека на счастье, которое связывалось с деятельной реальной жизнью, с развитием его способностей, духовным «Учителем» становится философ-гуманист, обратившийся к  мыслительным и эстетическим канонам античности, к поведенческим максимам греко-римской философии.

В Новое время, девизом которого становится бэконовское «знание – сила», на авансцену учительства выходит ученый – естествоиспытатель, полагающий, что просвещение, разум и его высшая форма развития наука разрешат все проблемы индивидуального и социального существования. Развитие человека,  в сущности, совпадает с научным и интеллектуальным прогрессом. Заложенные в философии Нового времени, указанные идеи привели к росту массовости образования, ставшего светским. А увеличивающийся объем и сложность знаний, необходимых для развивающейся индустриализации производства  породили   стандартизирующий и унифицирующий механизм регуляции взаимоотношений между Учителем и учеником, что было связано с подготовкой человека к профессиональной, и, прежде всего, производственной деятельности. Индустриальное общество, вопреки провозглашаемым гуманистическим принципам развития творческих способностей человека, с необходимостью рассматривало последнего как  трудовой ресурс.

Создаваемая информационными технологиями и формами труда новая социокультурная атмосфера, вырывающая индивида  из оков стандартизации индустриального мира, постоянные изменения в сфере коммуникаций, передачи и хранения информации  формируют новую систему жизненных ориентиров.  В ней одной из главных ценностей становится индивидуализация человека как многомерной самоопределяющейся личности, способной к гибкой смене форм и способов жизнедеятельности на основе различных типов коммуникации. В этих условиях появляется новая фигура «Учителя». Он  уже  не является для учащихся главным источником знаний и основным транслятором социокультурного опыта.

Несомненно, что и в современном мире  функция передатчика знаний за педагогом сохраняется, однако теперь она постепенно отходит на второй план. Дело в том, что, помимо учителя, сегодня имеется немало других источников информации, число которых с течением времени  будет, очевидно, только возрастать. 

В ситуации постмодерна известные по прошлым культурным эпохам «образы» Учителя - жреца, философа, священника, ученого -  до определенной степени сохраняют свое значение по отношению к нынешнему учительскому «образу», для которого они – суть, его неотъемлемые части. Нельзя лишь согласиться с требованием,  к ним  целиком и полностью возвратиться.

«Постмодернистская» педагогика не может не использовать достижения всех прошлых эпох. Хорошо это или плохо – особый вопрос, но стремление преодолеть унификацию и стандартизацию классической, «индустриальной» педагогики налицо.  В сегодняшнем  обучении на первый план выходит консультационная, организаторская  деятельность Учителя. Ее суть и цель – раскрыть творческий потенциал ученика, развить его способность к самовоспитанию и самообучению. А это значит, что сегодняшнее обучение настоятельно требует того, чтобы Учитель  был мастером диалога и его ведения, владел искусством постановки вопросов, побуждающих учеников, как участников общения к совместному поиску ответов.

Решительный и радикальный отказ от монолога, превращение его в диалог является благородной задачей, ибо диалогическое общение стимулирует развитие личности, формирует у ученика творческое мышление, «поднимает» его в собственных глазах с каждым найденным правильным ответом. При этом, нельзя забывать, что  в диалогическом общении возникает совместный продукт и учителя, и ученика. Это – полученные в результате их сотрудничества новые мысли и чувства, которые намного ценнее, чем традиционная «из уст в уста» трансляция знаний, навыков, опыта. Ведь вести за собой  - это одно, другое дело – вместе идти, совместно творя, через противоречия и трудности, с которыми сопряжен любой поиск. Именно в этом случае ученик становится настоящим соучастником акта рождения нового, у него формируется способность проникать в суть явлений, вопрошать, сомневаться.

Он начинает в полной мере ощущать себя человеком – существом творящим, думающим, осознающим.