Педагогические науки
К.п.н.,
доцент Апанасюк Л.А.
Тольяттинский государственный университет, Россия
Поликультурное воспитание как фактор освоения межкультурного
взаимодействия в молодежной среде
Еще в 1924 г.
американский философ Хорес Каллен выдвинул концепцию (и ввел термин)
«культурного плюрализма», согласно которой здоровое общество может состоять из
различных по этническому происхождению групп, гордящихся своим культурным
наследием и разнообразием.
Так, американские антропологи предлагают создавать сообщества
по принципу культурной разнородности, тогда
как обычно сообщество строилось по принципу культурного единообразия.
Они также выражают уверенность, что диалог, построенный на различиях, не
уничтожит их и не смоет; что он поможет развить чувство взаимоуважения к этим
различиям и будет способствовать тому, чтобы эти различия не помешали важным
диалогам таких социальных понятий, как правосудие и всеобщее равенство.
Поликультурное воспитание фокусируется на
нескольких педагогических принципах:
·
принцип сосуществования
социальных групп различных рас, религий, этносов;
·
воспитание человеческого
достоинства и высоких нравственных качеств;
·
воспитание позитивного
отношения к культурным различиям;
·
воспитание
толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
К числу функций
поликультурного воспитания можно отнести:
·
формирование
представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
·
осознание важности
культурного многообразия для самореализации личности;
·
развитие умений и
навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и
взаимопонимания.
Поликультурное воспитание
преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм»,
«равенство», «объединение»:
·
уважение и сохранение
культурного многообразия;
·
поддержка равных прав на
образование и воспитание;
·
формирование и развитие
в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей.
Таким образом, содержание
поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров:
·
социокультурной
идентификации личности;
·
освоения системы понятий
и представлений о поликультурной среде;
·
воспитания
положительного отношения к культурному окружению;
·
развития навыков
социального общения.
Изменения в воспитании и
образовании в сторону поликультурности в современном мире уже происходят. На
Западе этот процесс особенно заметен в последние пятьдесят лет. Если в начале
XX века ответом на возраставший плюрализм общества была политика откровенной
ассимиляции национальных меньшинств, то в 1940—1950-е гг. движение за
совместное обучение представителей различных рас выдвинуло на первый план
задачу воспитания терпимости и взаимопонимания. В 1960—1970-е гг. в образовании
обозначились новые тенденции, признававшие ценность культурного многообразия:
стали разрабатываться специальные программы поликультурного образования,
обучения иммигрантов, этнических и расовых меньшинств.
На смену эпизодическим
педагогическим проектам с информацией о малых этносах и их культурах стали
приходить концептуальные программы образования, направленные против расизма и
иных национальных предрассудков. В них делаются попытки учитывать
мировосприятие других культур, предлагается учебный материал по истории,
культуре, литературе доминирующей культуры. Во многих странах мира установки
поликультурализма входят в программы педагогического образования. Страны, где в
той или иной степени предусмотрена политика поликультурного воспитания, можно
разделить на несколько групп: с исторически давними и глубокими этнокультурными
различиями (Россия, Испания); ставшие поликультурными вследствие своего
прошлого как колониальных метрополий (Великобритания, Франция, Голландия);
страны, где поликультурность есть результат массовой иммиграции (США, Канада,
Австралия).
Основными направлениями, в
русле которых развивается поликультурное воспитание в ведущих странах мира,
являются: педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств;
билингвальное обучение; многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами
против этноцентризма. Все эти направления отражаются в особых учебных
программах и специальном обучении этнических меньшинств. Такая работа, в
основном, охватывает следующие направления:
-лингвистическая поддержка:
обучение на языке большинства и преподавание языка малой группы;
-социокоммуникативная
поддержка: знакомство с нормами поведения, принятыми в стране пребывания;
-специфическое преподавание
учебных предметов: так, преподавание языка меньшинства содействует успеваемости
говорящей на нем студенческой молодежи, что позволяет смягчать трудности при
изучении социальных наук, истории, естествознания, поскольку студенты из
меньшинств часто не владеют соответствующей терминологией на доминирующем
языке.
Таким образом, поликультурное
воспитание – это формирование личности, осознающей равенство культур, наций и
этносов, положительно относящейся к поликультурной среде любого сообщества
наряду с четкой этнической идентификацией и любовью к своей родной культуре.
Одним из главных способов
такой организации является соответствующее изучение тех или иных учебных
дисциплин. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет
решать двойную задачу: стимулировать интерес молодежи к межкультурному
взаимодействию и новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения
на окружающий мир. А возросший интерес к поликультурному воспитанию обусловлен
расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и
расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.
Фактор нарастающей значимости поликультурного воспитания, изменения педагогики
в целом - глобализационные, интеграционные мировые процессы. Вот почему
нарастает потребность в освоении межкультурного взаимодействия в молодежной
среде.
Литература:
1. Бортникова Т.Г., Апанасюк Л.А. Социально-культурные
условия формирования навыков межкультурного взаимодействия студентов-мигрантов:
Монография / Т.Г. Бортникова, Л.А.Апанасюк. Тамбов: Грамота, 2008. 132 с.
2. Декларация Принципов толерантности //
Материалы Генеральной конференции ЮНЕСКО. М., 1995.