Педагогические науки/5. Современные методы преподавания

 

К.п.н. Хворостов Д.А.

Орловский государственный университет, Россия

Профессиональное использование фотографии и фотодизайна в подготовке студентов

художественно-графических факультетов

к организации среды.

 

В настоящее время  при профессиональной подготовке студентов художественно-графических факультетов работе с таким инструментом художника и дизайнера как фотоаппарат уделяется незаслуженно мало внимания. Он редко учитывается в перечнях необходимого для занятий оборудования, не часто можно встретить методические разработки  по его профессиональному использованию. Проанализировав существующую ситуацию, мы отмечаем, что даже при отсутствии целенаправленной подготовки по фотодизайну на художественно-графических факультетах, общая творческая атмосфера, занятия композицией, рисунком, живописью способствуют  массовому использованию фотоаппаратов. Что же говорить о том, как дополниться и усилится подготовка студентов, если ввести занятия фотодизайном в полном объеме.

В настоящее время фотоаппарат перестал быть роскошью и стал доступен любому студенту. Наряду с традиционными пленочными фотоаппаратами очень широкое распространение получили цифровые фотоаппараты и цифровая фототехника, встроенная в телефоны и смартфоны, и возможность фотографировать появилась у каждого студента. Но, как не каждый умеющий писать становиться писателем и журналистом, так не каждый имеющий фотоаппарат может толково его использовать. Не хватает знаний и умения пользоваться фототехникой. Поэтому, начиная с вводных занятий экспериментальных групп первого курса, мы изучаем с ними основные понятия фотодела, рассказываем о композиции фотографии, закрепляя учебные навыки, получаемые на занятиях «Основами композиции» на рисунке и живописи, прослеживаем линейную и воздушную перспективы, колористические и тоновые отношения.

На начальных занятиях по фотодизайну мы рассказываем,  что зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства. Затем осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. И создается четкое представление о целом. Эта особенность зрительного восприятия учитывается при композиционном построении  любого произведения с целью обеспечения упорядоченного его восприятия.

Необходимо учитывать и объяснять студентам, что линейная перспектива в рисунке и фотографии существенно отличаются, и при переводе фотографии в линейный рисунок эти особенности необходимо учитывать.

Основные виды и жанры художественной фотографии, которые мы рассматривали  в своей работе со студентами следующие:

- Интерьерная фотография. Важно при работе с интерьером не только уметь работать со светом и композицией, но и уметь гармонично подбирать и учитывать расстановку предметов мебели и аксессуаров для композиции. На сегодняшний день одним из востребованных направлений в жанре интерьерной фотографии является рекламная фотография и художественная фотография, где изображение по качеству исполнения можно сравнить с полотнами живописцев.

- Натюрморт в фотографии. Отдельно, очень большое внимание мы уделяем фотографиям отделочных материалов, декоративных покрытий и аксессуаров интерьера. Это уже можно отнести к специфике  жанра фотонатюрморта в проектно-графическом деле.

- Пейзаж в фотографии. В данном случае это в основном фотографии ландшафтного дизайна, архитектурные формы и детали, фотографии конкретного пейзажа, для последующего компьютерного размещения в нем проекта архитектурной постройки.

Одновременно с развитием цифровой фототехники появились профессиональные компьютерные программы для обработки фотографий. На занятиях со студентами экспериментальных групп, с первого года обучения, особое внимание, мы уделяли изучению и работе с программами Adobe Photoshop, ArtRage и Corel Photo-Paint.

В рамках учебных предметов «Художественное проектирование интерьеров», «Основы производственного мастерства», «Материаловедение», «Информационные технологии в Дизайне среды», «Информационные технологии в ДПИ», «Проектирование выставок» студентам были предложены творческие задания, основанные на широком применении фототехники. Большое количество заданий выдавались в качестве самостоятельной работы студентов.

Обязательным элементом отчетности при сдаче курсовых работ и семестровых проектов по предмету «Художественное проектирование интерьеров» стал Паспорт объекта. В вначале работы над проектом студенты подробно фотографировали исходное помещение, выданное им в качестве объекта проектирования. Требования к данному заданию были следующие:

 - получить фотографии всех перспективных ракурсов интерьера при хорошем освещении;

- получить фотографии всех составляющих элементов интерьера – оконные и дверные проемы, вентиляционные короба и отдушины, блоки электровключателей и розеток,  распределительные коробки, радиаторы отопления, сантехнические приборы;

- получить фотографии всех технологических узлов помещения - примыкание дверных коробок, выходы труб радиаторов отопления, выводы электрических проводов на потолке, размещение сантехнических труб и стояков, уровень чернового пола относительно дверных проемов, размещение вентиляционных отдушин.

После этого, в ходе выполнения интерьерного проекта, на имеющиеся фотографии в компьютерных программах Adobe Photoshop, ArtRage и Corel Photo-Paint накладывались варианты текстур обоев, декоративных рельефных покрытий, венецианской штукатурки, напольных покрытий. Отдельно рассматривались технологические особенности размещения коллекций настенных керамических плиток и керамогранита в различных цветовых вариантах. Обыгрывались варианты оформления радиаторов отопления, вентиляционных отдушин, блоков электровключателей и розеток. Предлагались варианты дверных блоков размещенных на фотографиях перспектив интерьера. Оконные проемы украшались вариантами штор и жалюзи.

Для того чтобы иметь архив фотографий обоев, керамической плитки, декоративных покрытий, штор, дверных блоков и прочих материалов и аксессуаров оформления интерьера, студенты получали в качестве самостоятельной работы задание обойти интерьерные салоны, магазины и студии города и сфотографировать необходимые материалы и аксессуары. Руководитель проектов - автор данной статьи организовывал производственные практики и экскурсии студентов в интерьерные салоны и магазины с подробными лекциями, обзором представленного товара и обязательным фотографированием выставленных образцов.

Итоговый вариант Паспорта объекта включал в себя предварительные фотографии, последовательный подбор материалов и аксессуаров с наложением на предварительные фотографии и конечный вариант разработанного интерьера, исполненный методом наложения слоев с помощью компьютерной программы  Adobe Photoshop, так же выполненный на предварительных фотографиях перспективных ракурсов. Такой Паспорт объекта очень наглядно, на фотографиях одного ракурса, показывает разницу между первичным положением дел на объекте проектирования и итоговым вариантом интерьерного проекта.

Работа над Паспортом объекта велась параллельно с основной работой над проектами методами «от руки» и в программе 3Ds Max и приучала студентов к полномасштабному использованию инструмента дизайнера – «фотоаппарат».

 Нами было замечено, что ряд студентов  всерьёз увлёклись фотоискусством, и после окончания университета успешно работают фото - художниками и фото - дизайнерами.  Имея за плечами художественно-эстетическую подготовку на уровне нашего факультета, они успешно выдерживают конкуренцию среди профессиональных фотографов. 

 

Литература

1.     Хворостов Д. А., Краснова. Я. Н. Проектирование интерьеров. Использование программы 3D Studio Max на занятиях со студентами отделения Искусство Интерьера. Учебно-Методическое пособие. Орел. 2010, 77 с., с ил.

2.      Хворостов Д. А. Интерьер в истории русского изобразительного искусства и современные компьютерные технологии. Вестник Орловского государственного университета. № 1, 2011.

3.      Хворостов Д. А. Компьютерная двумерная графика как инструмент подготовки профессиональных кадров на художественно-графическом факультете. Вестник Орловского государственного университета. № 3, 2011.

4.      Хворостов Д. А. О профессиональной подготовке художника –          проектанта. Компьютер и работа «от руки». Вестник Орловского государственного университета. № 4, 2011.

5.      Хворостов Д. А. Компьютерные средства обучения студентов художественно-графического факультета. Вестник Орловского       государственного университета. № 5, 2011.

6.      Хворостов Д. А. Компьютер как новое средство обучения студентов художественно-графического факультета. Международная конференция «Перспективные разработки науки и техники». Педагогические науки, современные методы преподавания. Перемышль, Польша. Ноябрь 2011.

7.     Хворостов Д. А. Проектирование Дизайна среды. Использование компьютерных технологий на занятиях со студентами художественных вузов. Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing. ISBN-13: 978-3-8484-0566-4, Германия Саарбрюкен, 2012, 324 с., ил.

8.     Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Специфика рисунка в декоративно-прикладном искусстве. Зависимость подготовительного рисунка от материала и технологии исполнения декора.  LAP LAMBERT Academic Publishing.  ISBN: 978-3-659-18963-0, Германия Саарбрюкен, 2012, 276 с., ил.