УДК: 26-47
Б.Ф. Аханов.
ЮКГУ
им.М.Ауезова. Шымент. Казахстан
Э.Ж.Жанибекова
ЮКГУ
им.М.Ауезова. Шымент. Казахстан
ВЛИЯНИЕ ИГРОВЫХ
МОМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
НА ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЕМОГО И КАЧЕСТВО ВОСПРИЯТИЯ ИМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Summаry
The article is considered about
influence of game moments used in training process on formation of educable
, s in formative interest of and its perception guality
of teaching material
Одной из
форм организации учебного процесса выступает игра. Игра - один из
основных видов человеческой деятельности. Подлинная игра исключает всякую
пропаганду. Она содержит свою цель в самой себе. Ее дух и ее атмосфера –
радостное воодушевление. Нидерландский мыслитель XX века Йохан Хейзинга,
в своём классическом труде «Homo ludens», что
значит «Человек
играющий»,
проанализировал сущность и значение игры как источника культуры. Й. Хейзинг
утверждает, что понятие «человек играющий» (homo
ludens) аналогично понятию «человек созидающий», и
что игра есть специфический фактор всего, что окружает людей в мире. [1]
И. Хейзинга предлагает следующее определение Игры как феномена культуры
«Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных
границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным
правилам, с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения
и радости, а также сознание «иного бытия», нежели «обыденная жизнь». [2]
Игра
необходима для эффективного
стимулирования всех сторон развития обучаемого (при
необходимости – его коррекции), для гармонизации
сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок и т.д. На уроке игра
позволяет обучаемому испытать радость умственного напряжения и преодоления
интеллектуальных трудностей, которые сопряжены с решением учебных задач. Таким
образом, дидактическая игра является хорошим средством для формирования
интереса обучаемого к учебному процессу,
она способна привлечь внимание обучаемого,
воспитать в них любовь к определенному
предмету,
вызывает познавательный интерес к изучаемому предмету.
Проблема познавательного
интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость
теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.
Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность)
является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания
(стихийного, незаметного или организованного, очевидного), — эта тяга к
творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в
частности, в средство формирования познавательных интересов обучаемых, в средство формирования потребности учиться,
получать знания. [3]
Психология
подчеркивает творческий характер игровой деятельности, отмечая главенство
воображения и фантазии. Эстетика отмечает общность миропонимания ребенка и
творца, проявляющуюся в символическом переосмыслении действительности, в
способности смотреть на мир глазами своего героя, в близости способов выражения
- метафоричности, условности. Все это делает игру столь привлекательной для
педагогики. Ведь она способна не только увлечь, заинтересовать обучающихся,
активизировать познавательную активность детей, являясь мощным средством
педагогического воздействия.
Как сказал
Максимилиан Волошин: «Гении
- это те, которые не сумели вырасти». [4]
Познавательный интерес, будучи
включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с
формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к
той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению
с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и
отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение,
мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует
познавательный интерес. Более того, познавательный интерес, активизируя все
психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает
личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности
(изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и
значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов,
привнесения в них творческого начала).
Обучение, которое в качестве ведущих целей
рассматривает обеспечение (организацию) развития высших психических функций
личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития,
является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер.
Результатом такого обучения служит достигнутый обучающимся уровень развития
личности, его индивидуальности. [5]
К подбору игр надо предъявлять ряд требований:
1.
Игры должны соответствовать определенным
учебно-воспитательным целям, нести содержательную нагрузку в соответствии с
программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам, разнообразить методы
преподавания и организации учащихся, вносить вклад в повышение их активности и
самостоятельности;
2.
Игры должны соответствовать изучаемому материалу и
строиться с учетом подготовленности и психологических особенностей учащихся;
3.
Игры требуют создания необходимого дидактического
материала и определения методики его применения.
Дидактическая игра позволит ярче реализовать все ведущие функции
обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую.
Учебный материал, приобретенный в
результета применения в учебном процессе дидактических игр качественно повышает
восприятие учебного материала, так как обучаемый активно участвует в процессе
игры, направленной на решение позновательных задач. Учебно-дидактическая игра даст возможность:
- приобретения обучаемыми
предметно-профессионального и социального опыта, принятия индивидуальных и
совместных решений;
- формирования познавательной и выявления
профессиональной мотивации;
- закрепления знаний
обучаемыми, применения их в нестандартной обстановке;
- развития
теоретического и практического мышления;
- выработке умений самостоятельного приобретения
знаний и навыков добывания информации. [6]
В процессе обучения необходимо систематически
возбуждать, развивать и укреплять систему применения учебно-дидактических игр,
что развивает познавательный интерес обучающихся и является важным мотивом
учения, стойкой чертой личности, мощным средством воспитывающего обучения, повышения его качества.
Использованная литература:
1.
Сильвестров Д.
Предуведомление к «Homo Ludens» // Хейзинга Й. Homo Ludens . М ., 1992.
2.
Хейзинга Й. Homo Ludens . М ., 1992.
3.
Щукина Г.И.
«Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся».
Москва, «Педагогика», 1988.
4.
Максимилиан Волошин. Собрание сочинений в 10 томах. Том 6. Книга 2. Проза
1900-1927. Очерки, статьи, лекции, рецензии, наброски, планы
5.
Бабкина Н.В.
Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная
школа. 1998. № 4.
6.
Тыльдсеп А.А., Корк В.А.
«Мы изучаем химию», изд. «Просвещение». 1988г.