Педагогические науки/6.Социальная педагогика
Д.п.н. Мурзалинова А.Ж., студент Агзамова А.
Северо-Казахстанский
государственный университет им. М.Козыбаева, Республика Казахстан
Л.Н.ГУМИЛЕВ
В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ
Мир единодушен в признании научных достижений
Л.Н.Гумилева: «О нынешней распространенности книг Л.Н.Гумилева можно говорить
как о феноменальном явлении, высветившем необходимость присутствия Гумилева в
современной интеллектуальной Галактике» [1, с. 103]. В книге Н.А.Назарбаева «В потоке истории» имеются интереснейшие
цитаты-зарисовки из трудов Л.Гумилева, подтверждающие, насколько точно носитель
русской культуры и человек другого времени разбирается в этнопсихологии близких
нам по духу народов:
- «С оазисами в Средней Азии они (арабы)
справились довольно быстро, но как только вышли в степь, то столкнулись с
кочевыми тюрками и тюргешами (тюргеши – это одна из разновидностей западных
тюрок). И тут их продвижение остановилось. Хотя арабы предлагали им принять
веру ислама, но те отвечали гордо. Хан тюргешей Сулу говорил: «У меня все люди
воины, а у вас кто? Ремесленники, сапожники, купцы. Мы же ведь этого делать не
умеем, и ваша вера нам не подходит» (Гумилев Л.Н. География этноса в
исторический период. – Л., 1990. С. 60)» [2, с. 89].
- «Впоследствии мусульмане, сталкиваясь с
тюрками, отметили их удивительное умение находить общий язык с окружающими
народами. Эти качества тюрки проявляли вне зависимости от того, приходили ли
они в новую страну как победители или как гости, как наемники или как военнопленные
рабы; в любом случае, они делали карьеру с большим успехом, чем представители
других народов» (Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – М., 1993. С. 149)» [2, с. 96].
Н.Назарбаев – один из ярких приверженцев
теории евразийства. В этой связи интересны воспоминания Гадильбека Шалахметова,
знавшего лично Л.Н.Гумилева: «В 1986 году на телевидении мы вели рубрику «Экран
дружбы», где вели рассказ о республиках Средней Азии. Тогда в Таджикистане
случился большой сель. Мы полетели помогать таджикам и там прошло совещание
председателей правительств стран Центральной Азии. В то время Нурсултан
Абишевич Назарбаев был председателем Совета министров КазССР. Мы летели с ним в
самолете. …я сидел с ним рядом и читал книгу, которую мне прислали из Москвы.
Это была впервые изданная книга, ее прислал Лев Николаевич Гумилев – «Этногенез
и биосфера земли». Нурсултан Абишевич спросил у меня, что я читаю. Я ответил,
что читаю книгу историка Гумилева. Он сказал: «Ну что за ерунда? Какая-то
древность. У нас сейчас Горбачев, перестройка. Поэтому тебе надо интересоваться
перестройкой». Я в ответ: «Перестройка может и кончиться когда-нибудь, а вот
то, что написано в этой книге, будет полезно нам всем». Он взял у меня книгу, и
я могу сказать, что именно с 1986 года Нурсултан Абишевич начал интересоваться творчеством ученого и, наконец, в 1994 году
выступил в МГУ с лекцией о Льве Николаевиче Гумилеве и евразийстве. Это была
знаменитая, глубокая лекция нашего Президента» [3, с. 166].
Интересно, что в «Советском
энциклопедическом словаре» 80-х гг. об евразийстве не было ни строчки, тогда
как для Л.Н.Гумилева – это «самая близкая научная школа, манера мышления,
источник постоянного вдохновения, стимул к работе на протяжении долгих
десятилетий» [1, с. 195]. И еще – главный завет Л.Н.Гумилева – судьбы мира в
XXI веке решаются на евразийском пространстве.
Одна из целей национальной политики в
Казахстане – нахождение точек соприкосновения разных культур в пределах одного
государства. В ее реализации важнейшую роль играет феномен евразийства.
В практически-политическом смысле феномен
евразийства в Казахстане проявился в том, что имевшие место конфликты
1989-1992гг., как отмечают аналитики, носили здесь локальный характер и по
большому счету были основаны не на этнических, а на социально-экономических
противоречиях. «В этой связи можно смело утверждать, - пишет Т.Ж.Абайдильдин, -
что ожидаемые /с позиций западных наблюдателей/ масштабные межэтнические
конфликты между основными этносами в Казахстане /казахами и русскими/ не произошли по причине общих культурно-ценностных
установок большей части населения. Совместное проживание и взаимодействие
этносов в пределах одной страны принесло свои плоды: появился особый
казахстанский [евразийский] менталитет, особое духовное состояние, выражаемое в
неприятии обособленности националистических крайностей» [4, с.14].
Верным индикатором научности теории является
факт наличия ее последователей. После Л.Н.Гумилева евразийством интенсивнее
многих занимается А.Дугин. Современного автора особенно интересует в наследии
евразийцев геополитика.
В глобализирующемся мире, в котором многие
границы утрачивают свое былое значение, а региональная интеграция стран
увеличивается, понять иное
сообщество крайне необходимо. Ведь в условиях глобализации традиционное
понятие «нация – государство» приобретает новое значение и нуждается в
переосмыслении, что не означает конца существования национальных государств и
национальной культуры: речь идет об их трансформации. И политические,
экономические, нравственные решения следует принимать, учитывая сложность
отношений между обществами в условиях глобализации.
Научное наследие Л.Н.Гумилева безгранично:
понадобятся долгие годы, чтобы освоить его. Но уже сегодня поражают этика
ученого, его высокая избирательность и требовательность к собственной научной
деятельности, преданность науке. Приведем
показательный пример: «…Лев Николаевич
просил различать его и академика Бромлея, которого называл этнографом, а себя
этнологом… А Л.Н.Гумилев отдавал себе отчет: этнография – описание этноса – еще
даже не наука, а этнология – учение об
этносе, народоведение» [1, с.104].
По
Л.Н.Гумилеву, этнос – не раса. Зато шесть расовых типов положили начало
бессчетному количеству этносов, а этносы – это сообщества, составляющие
человечество. До последнего времени в науке по большей части применялся термин
«нация». Однако Л.Н.Гумилев считает этот термин социально-экономической
характеристикой, оставляющей в стороне этнические параметры. Этническая
характеристика лучше воспринимается и улавливается в больших массах, чем в
единичных случаях. Этнос – это форма существования того или иного вида, причем,
как отмечал Л.Н.Гумилев, «монорасовых этносов не знаю ни одного». Все
человеческое сообщество, называвшееся ранее антропосферой, он назвал
«этносферой». И вновь открытие Л.Н.Гумилева работает на человечество, его
будущее: «Этнология подобна метеорологии, сейсмографии, геологии и гидрологии.
Она не может изменить закономерностей этногенеза, но может предостеречь людей,
не ведающих, что творят». Этнология объясняет во многом феномен евразийства.
«Закономерности этногенеза как природного процесса подтверждены историей
контакта Древней Руси и Великой степи», - писал Л.Н.Гумилев [5, с.684].
Есть еще одно открытие Л.Н.Гумилева - пассионарность.
Термин «пассионарность» введен в научный обиход именно Л.Н.Гумилевым и объяснен
в книге «Этногенез и биосфера Земли»: «пассионарность – это биологический
признак; а первоначальный толчок, нарушающий энергию покоя, - это появление
поколения, включающего некоторое количество пассионарных особей. Они самим
фактом своего существования нарушают привычную обстановку, потому что не могут
жить повседневными заботами, без увлекающей их цели» [6, с.272].
Л.Н.Гумилев убежден: «Высшая степень
пассионарности, которой может обладать человек, - это быть самим собой,
неповторимой личностью, полностью отдающей себя своему делу, как, например, Исаак
Ньютон посвятил свою жизнь науке – все остальное ему было просто неинтересно»
[7, с. 88]. К подлинным пассионариям Л.Н.Гумилев относил бескорыстных людей, свершивших деяния, изменившие
человечество. Поэтому появление пассионарных личностей «продвигает» историю
сквозь века и страны. Вместе с тем пассионарные личности реализуют себя в
большом пространстве – полиэтническом, многоконфессиональном,
мозаично-культурном мире, где «право
выбора пути всегда принадлежит этносу», где есть разумные и образованные
правители.
Сегодняшние постсоветские государства лишь
в той степени останутся суверенными, в какой сумеют изучить и осмыслить
противоречивый и поучительный опыт истории, о котором точно, проницательно и с
безусловным прицелом на практическое использование писал Л.Н.Гумилев.
Литература
1. Фроловская Т. Евразийский Лев.
Библиотека журнала АМАNАТ. – Семей, 2003. – 248с.
2. Назарбаев Н.А. В потоке истории. –
Алматы: Атамұра, 1999. – 296с.
3. Живя в чужих словах. Лев Гумилев.
Беседовала Зарина Асанова // 2012. - №1. – С. 166-167
4.
Абайдильдин Т.Ж. Принципиальная оценка устаревших постулатов – веление времени
/Дом дружбы. Восточный Казахстан. – Усть-Каменогорск, 2003. – 232с.
5. Гумилев
Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.: Мысль, 1989
6. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера
Земли. – Л., 1989
7. Гумилев Л.Н.Чтобы свеча не погасла. –
М.: Айрис-Пресс, 2002. – 560с.