Педагогические науки/6.Социальная педагогика

 

Студент группы НВП-10 Каримова А.

 

Северо-Казахстанский государственный университет им.М.Козыбаева Казахстан

 

Проблема межэтнических контактов

в творчестве Л.Н.Гумилева

 

 

Теодор Рузвельт, Вудро Вильсон, Мартин Лютер Кинг, Андрей Дмитриевич Сахаров, Лех Валенса, Лев Николаевич Гумилев … Эти гениальные люди жили и творили в разные времена эпохи, являясь представителями определенных областей жизнедеятельности человека, однако их объединяет одно – вклад в дело укрепления содружества наций.

Л.Н.Гумилев - советский и российский ученый, историк-этнолог, доктор исторических и географических наук, поэт, переводчик. Самый печатаемый историк, вызывающий всеобщее уважительное к себе отношение.

Рассмотрим мировоззрение Л.Н.Гумилева в аспекте реализации проблемы межэтнических контактов.  Дадим научно-теоретическую интерпретацию понятию «этнос». По мнению Л.Н.Гумилева, этнос – это естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности.

Следует выделять положительную и отрицательную комплиментарность.  Положительная комплиментарность рассматривается как выражение безграничной толерантности по отношению к партнеру, воспринимаемому «таким, каков он есть», без каких либо попыток изменить, переделать его под собственные стандарты, запросы, интересы.

Отрицательная комплиментарность характеризуется как нетерпимость и антипатия. В данном случае доминирует стремление перестроить или уничтожить партнера.

Но наряду с этими основными вариантами комплиментарности, Л.Н.Гумилев выделяет и нейтральную, определяемую как «терпимость, вызываемую равнодушием». Нейтральная комплиментарность свидетельствует о потребительском отношении к партнеру, его игнорировании.

Этнос, по утверждению ученого, всегда позитивная система. Мировоззрение позитивных этнических систем строится на основе гармоничных, конструктивных контактов с природой. Таким образом, отношения в этнической системе строятся на идее комплиментарности. 

Продолжая мысль о сущности понятия, Л.Н.Гумилев отмечает, что этнос как долгоидущий процесс, определяется тремя параметрами:  а)пространственным (географическим ландшафтом); б)временным (изменение пассионарности от рождения до распада через определенную последовательность фаз); в)контактным (взаимодействие с другими этническими системами, которое вызывает смещение, нарушение прямого процесса). Термин «этнос» используют для того, чтобы обозначать сообщества, на которые распадается человечество. Нет человека вне этноса, кроме новорожденного младенца. Каждый человек должен вести себя каким-то образом, и именно характер поведения определяет его этническую принадлежность.

Следует отметить, что каждый этнос появился из сочетания двух или более этнических субстратов, т.е. этносов, существовавших до него. Так, англичане - сложный этнос из англов, саксов, датчан, норвежцев и западных французов из Анжу и Пуату. Древние китайцы - это смесь многих племен долины Хуанхэ, принадлежавших к различным антропологическим типам монголоидов  и даже европеоидов - ди.

Аналогичная картина - в Японии, где в глубокой древности соединились в монолитный этнос высокорослые монголоиды, похожие на полинезийцев, приземистые монголоиды из Кореи, бородатые айны и выходцы из Китая.

Как ранее было сказано, каждый этнос имеет свою структуру, которая представляет собой дифференцированную и регламентированную систему межличностных взаимоотношений, строго определяющую норму отношений как между коллективом и индивидом, так и индивидов между собой. Этнос взаимодействует и с соседними этническими образованиями. Имеют место разные варианты этнических контактов. При изучении их взаимоотношений можно различить четыре варианта: 1)сосуществование, при котором этносы не смешиваются и не подражают друг другу, а заимствуют только технические нововведения; 2)ассимиляция, т.е.  поглощение одного этноса другим с полным забвением происхождения и былых традиций; 3)метисация, при которой сохраняются и сочетаются традиции предшествующих этносов и  память о предках. Эти вариации обычно бывают нестойкими и существуют за счет пополнения новыми метисами; 4)слияние, при котором забываются традиции обоих первичных компонентов и рядом с двумя предшествовавшими (или вместо них) возникает третий, новый этнос.

Подводя итог, заметим, что ответы, которые дает ученый Л.Н.Гумилев, размышляя о проблеме межэтнических контактов, обращены к ищущим и думающим исследователям, озабоченными осознанием уникальности каждого этноса, потребностью его развития, а также гармоничному взаимодействию этнических систем.

Литература:

1.Мусский С.А. 100 Нобелевских лауреатов. - М.: Вече, 2006. - 313с.

2.Карельская Л.П. Л.Н.Гумилев. - Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.- 112 с.

  3.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - Санкт-Петербург:  Кристалл 2001. - 639с.