Балтабаева Ж.К., д.п.н., доцент КазНПУ имени Абая (г.
Алматы, Казахстан)
Ныязбекова К.С., к.п.н., доцент КазНПУ имени Абая (г.
Алматы, Казахстан)
КОММУНИКАЦИИ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ
Умение общаться всегда считалось основным показателем общей культуры человека.
Не случайно известный философ Л.Витгенштейн заявлял: «Граница моей речи есть
граница моего мира». В последнее время происходит снижение общего уровня
речевой и коммуникативной компетенции. В современном мире остро обозначился
дефицит понимания, само общение стало во многом некомфортным. И это приводит к
осознанию значимости дальнейшей разработки инструментария межкультурной
коммуникации. Этого настоятельно требует и интеграция Казахстана в европейские
и общемировые процессы. Еще в материалах Европейской культурной конвенции
обращается внимание на необходимость развития взаимодействия через диалог
культур, способствующего установлению контактов, осознанию общечеловеческого
«мы» и стремлению понять друг друга. Формирование этих способностей неотделимо от
освоения «чужой» культуры, ибо «способность одного народа осваивать достижения
другого – один из главных показателей жизнеспособности его культуры,
очевиднейший индикатор прогресса культуры». Те сложности, которые возникают в
процессе межкультурного взаимодействия, не менее значимы для решения
принципиальных вопросов человечества, чем вопросы экономического, социального
или военно-политического развития. В современном мире остро обозначился дефицит
понимания, что приводит нас к осознанию значимости дальнейшей разработки
инструментария межкультурной коммуникации. Одним из известных примеров
сложностей межкультурного взаимодействия в ранней истории международных
отношений стала расшифровка послания Дария скифам. Греческий историк Геродот,
живший в V веке до н.э., в четвертой книге своей «Истории» рассказывает о
«письме» скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов
и положил перед царем подарки, «состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти
стрел». Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий
спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено только вручить их
царю и сразу вернуться обратно. А персы так мудры, что поймут значение
послания. Долго совещался Дарий со своими воинами и, наконец, сказал, как он понял
послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а
стрелы – военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему
свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость. Но
военачальник персов Гобрий иначе растолковал «письмо»: «Если вы, персы, не
улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или
подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под
ударами наших стрел». Гобрий оказался прав. А пример, приведенный Геродотом, и
сейчас является свидетельством того, как важно правильно понять собеседника и
уметь вести с ним диалог. Особенно важно учить искусству общения молодежь:
именно им предстоит жить и работать в Казахстане, создавать и сохранять
логосферу, способствующую комфортному сосуществованию граждан разных
национальностей и конфессий, разных по своему миропониманию, политическим
взглядам и оценкам. Нельзя не отметить и то, что требования государственных
учреждений и бизнеса к кадрам в настоящее время, согласно социологическим
опросам, заметно изменились: увеличилась доля рабочих мест, отводимых для
интеллектуальных работников. Это означает, что высшее образование – как система
формирования интеллектуального капитала нации и как одна из главных сфер производства
инноваций – должно создавать базовые условия для быстрого роста рынков на
основе мобильного обновления технологий и продуктов. Общепринятой сегодня
является признание того, что образование выступает первым звеном инновационной
цепочки «образование – исследования –
венчурные проекты – массовое освоение инноваций». Мы бы добавили сюда еще
одну составляющую – креативная личность. Представители радикально-гуманистической
социологической школы И.Иллич, П.Фрейре охарактеризовали современные
образовательные технологии как «банковский метод», при котором
студент является скорее объектом – копилкой знаний, а не субъектом
образовательной деятельности. Личность в данном случае исчезает, остается
подчинение системе, подстраивание под реальность, но ни в коем случае не
желание ее изменить.
На сегодняшний день актуальными для Казахстанского образования
по-прежнему остаются следующие проблемы:
·
ресурсы не
соответствуют масштабам;
·
продолжается
снижение качества образования;
·
увеличивается
число «слабых» преподавателей;
·
снижается
конкурентоспособность на глобальном рынке;
·
структура
не соответствует потребностям экономики;
·
образование
перестало работать как механизм изменения социальной структуры общества;
·
высшая
школа не производит инноваций и инноваторов.
Выход из создавшейся ситуации видится в поиске инновационных ориентиров,
в частности, гармоничном сочетании академического качества и прикладного
характера образовательных услуг, способствующих рациональному использованию
финансовых и человеческих ресурсов в сфере высшей школы. Более всего, на наш
взгляд, этим запросам соответствует креативное образование, формирующее у
будущего профессионала дивергентное мышление как средство порождения
оригинальных творческих идей. Создание такого образования и как следствие –
креативной личности отвечает национальным интересам страны в целом – ее
социальной устойчивости и экономической безопасности. Кроме того, оно позволяет
каждому молодому человеку реализовать свой профессиональный и личностный
потенциал, обеспечить его востребованность и карьерный рост. С точки зрения
ученых, чтобы жить и успешно функционировать в мобильном и динамичном обществе
ближайшего будущего, личность должна иметь два противоположно направленных ряда
качеств. «С одной стороны, человек должен обладать устойчивым, твердым ядром,
мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями. С другой стороны,
индивид должен обладать и высокой психологической лабильностью, гибкостью,
способностью осваивать и перерабатывать информацию и создавать нечто новое», то
есть воспитание человека креативного должно быть воспитанием самостоятельности,
социальной ответственности и творческой инициативы. Применительно к образованию
и воспитанию человека творчество во всех его видах и уровнях выделяется как
одна из универсальных ценностей для развития, саморазвития и самоопределения,
способствуя, таким образом, успешному вхождению личности в современный социум.
Творчество предполагает способность человека к ломке сложившихся стереотипов,
индивидуальному видению типичных событий и поиску нестандартного выхода из,
казалось бы, «тупиковой» или конфликтной ситуации. Креативные способности
позволяют человеку увидеть проблему там, где другие не замечают ее, и вовремя
принять меры к разрешению и погашению возможной конфронтации в отношениях
людей.
Говоря о креативности, Дж. Гилфорд выделяет шесть базовых дефиниций:
·
способность
к обнаружению и постановке проблем;
·
способность
к генерированию большого числа идей;
·
гибкость –
способность к продуцированию различных идей;
·
оригинальность
– способность отвечать нестандартно;
·
способность
усовершенствовать объект, добавляя детали;
·
способность
решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.
Как
же сформировать личность, соответствующую этим параметрам?
Креативный потенциал человека включает
в себя следующие формы знания о людях и общностях:
другими
людьми или общностями;
Еще Платон утверждал, что человеческое
знание не есть просто пассивное наблюдение вещей и событий в окружающем нас
мире. Оно включает понимание, в процессе которого мы активно интерпретируем
данные, получаемые нами посредством органов чувств. Следовательно, задача высших учебных заведений сегодня
заключается в переходе от «креативно слепых» программ обучения
к инновационным,
от устаревших учебников и учебных пособий – к имеющим креативную направленность.
При этом необходимо прежде всего учить студентов говорить и общаться.
Формирование креативной языковой
личности будущего профессионала основывается на следующих концептуальных
положениях: Казахский язык как государственный язык Республики Казахстан
является одним из интегрирующих и консолидирующих факторов развития
современного общества. Формирование уважительного и ответственного отношения к
казахскому языку, забота о его чистоте, сохранении и развитии – важнейшая
задача современной языковой политики государства.
Речевая коммуникация – необходимый
технологический фактор, приводящий к активизации социально-экономических
процессов в обществе. Язык – основной носитель информации, следовательно,
владение устной и письменной речью – существенный признак деловой квалификации
специалиста, условие его профессиональной состоятельности. Человек, владеющий креативной речью,
становится «строителем» общественной жизни, а его инструментом – произнесенное
или написанное слово.
Знание родного языка, его богатств и
возможностей, языковая и коммуникативная компетенции – неотъемлемая обязанность
каждого полноправного гражданина. Культура речи заключается в том, чтобы найти
не только точное слово для выражения своей мысли, но и наиболее уместное, а
следовательно – эффективное, коммуникативно-оправданное.
Креативные речевые компетенции
специалиста – владение устным и письменным взаимодействием, эффективными
способами передачи информации – определяющие и содействующие формированию не
только языковой личности, но и личности нравственной, творческой и духовной.
В
педагогической деятельности мы используем комплекс инновационных форм,
содействующих развитию креативной языковой личности профессионала. Это формирование
в лексиконе студентов профессиональной картины мира (правовой, политической,
социальной, технической, экономической, педагогической и др.).
Эффективными являются деловые игры и
задания, способствующие освоению основных элементов риторического мастерства в
разных типах современного публичного выступления:
·
информирующего;
·
аргументирующего –
убеждающего и агитирующего;
·
эпидейктического.
Сюда
же можно отнести и систему различных техник: от подготовки к устному слову до
техники ведения речи, ответов на вопросы, демонстрации иллюстративного
материала, способности квантования речи и навыков управления вниманием
слушателей. Особый интерес у студентов вызывают тренинги, во время которых они
учатся результативному общению в нестандартных ситуациях, вырабатывают умения
избегать коммуникативной неудачи, моделируют оптимальные режимы деловых бесед,
творческих дискуссий, публичных выступлений. Студенты на практике проникаются
сознанием действенности слова, принципиальности креативного подхода к создаваемой
речи и ее значимости для успешного вхождения в профессиональный социум. В
процессе обучения следует иметь в виду, что, помимо профессиональных знаний,
будущий специалист должен:
разных
ситуациях общения в соответствии со стратегическим замыслом, нормами казахского
языка и этическими законами речевого общения;
культурной
полифонии;
ясно
и лаконично, в хорошей литературной форме излагая свое суждение в виде строго
регламентированного выступлении;
психологических
законов и правил;
конструктивное
решение вопроса;
внутреннее
содержание и глубинные цели;
Только
с учетом всех этих факторов можно говорить об истинной толерантности и
действительной гуманизации нашего социума.
Литература:
1. Европейская культурная конвенция. – Париж, 19.
XII. 1954 года.
2. Freire P. Education: the Practice of
Freedom. London, 2010.
3. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Межкультурное взаимодействие
в современном мире: Учебное пособие. – М.: «Этносоциум», 2011.