Айдынгуль Хаван

Младший научный сотрудник

Института и литературы им.М.Ауэзова

 

Дидактические мотивы в литературных памятниках Х-ХII вв.

 

Литературное наследие и древние письменные памятники тюркских народов средневековья весьма многочисленны и богато представлены. Развитие и процветание этих жемчужин совпадает с периодом правления караханидов. Произведения этой эпохи имеют свои отличительные черты. Они призваны пропагандировать догмы Ислама, к которому агитировался тюркский мир, испокон веков поклонявшийся Тенгри – Богу Неба. Среди них – «Кутадгу билик» Жусупа Баласагунского, «Дар истины» Ахмета Игнеки, «Диуани хикмет» Ахмета Яссауи, «Ақыр заман кітабы» (Книга конца света) Сулеймена Бакыргани,  живших и творивших в Х-ХII вв. Они в своих сочинениях через пропаганду мусульманской веры указывают человечеству на праведный и честный путь, призывают быть воспитанными, порядочными, образцовыми.

Назидания и дидактические мысли, отраженные в литературных памятниках Х-ХII вв., – это не просто жизненная реальность средних веков, они сохраняют свою актуальность и в современном обществе, давая ответы на многие вопросы общественного, социального, духовного порядка. Поэты и мыслители периода караханидов, в сравнительном аспекте размышляя о таких человеческих качествах, как скупость и щедрость, невежество и образованность, скромность и чванливость, предлагают свои обобщения и наставления. Таким образом, очевидно, что все произведения поэтов эпохи караханидов в значительной степени повлияли на процветание искусства художественного слова, оставив свой определенный отпечаток. И.Стеблева дает ей следующее определение: “Вскоре после образования государство Караханидов распалось на самостоятельные уделы с собственными правителями, которые поощряли развитие культуры и литературы”[1.17.].

Возникший в XIII веке Ислам оказывал влияние на все области науки. Известно, что в эпоху, соответствующую периоду правления династия караханидов, поэты сыграли огромную роль в распространении мусульманской культуры среди тюркских народов. Во времена, когда наука, образование и культура развивались в тесном единстве с религией, появились новые тенденции в литературе. В произведениях лирических поэтов отмечаются глубокий смысл, философско-дидактические мысли. Слагать эпические сказания и назидания становится новшеством тех лет. Указанный период уместно назвать «золотым веком» тюркской литературы. Годы жизни ученых и поэтов, знавших культуру, литературу, философию древних греков и Востока, соответствуют новым тенденциям Востока. А.Дербисалиев дает следующее определение: “История свидетельствует о том, что, придя в Казахскую степь в первой половине ІХ века, Ислам заложил основы цивилизации, культуры и науки. С его приходом на бескрайных просторах нашей необъятной Родины начали строиться или вновь отстраиваться города Алмалы, Баласагун, Мерке, Кулан, Тараз, Сайрам, Отрар (Фараб), Суткент, Сауран, Сыганак, Жент, Баршынкент, Туркестан и другие. С появлением городской цивилизации в степи начинается переход от кочевой культуры к оседлой. Это номадическая культура дала миру выдающихся ученых, филологов, философов, историков и поэтов” [2.249]. Вообще, следует отметить, что если на Западе эпоха Возрождения относится к XV веку, то в восточной литературы его корни уходят далеко вглубь. Так, жившие в эти века талантливые мыслители своими открытиями в разных областях заложили основу будущей цивилизации и способствовали расцвету науки. И с гордостью можно отметить вклад ученых, мастеров искусств и поэтов в развитие культуры в золотой век. Представители литературы исламской эпохи, сформировавшиеся с приходом Ислама в казахские степи, способствовали становлению только что образовавшегося государства караханидов в условиях исламских постулатов.

Распространение Ислама в тюркских странах привнесло свежую струю не только в историю и быт народа, но и в мир литературы. Караханидские поэты в своем творчестве в полном объеме охватили проблемы знания, науки, воспитания, хороших манер и поведения, воспетые до них. Можно с уверенностью сказать, что категории человечности ранее встречались лишь в контексте какого-либо сочинения, и в сущности отсутствовали дастаны, от начала до конца основанные на теме назидания и воспитания. Они, возвеличивая человечность, личные взаимоотношения людей, сдержанность, рассудительность, терпеливость и т.д., пытались донеси их до народа в рамках исламской религии. Эти ситуации подтолкнули к зарождению литературы дидактического содержания.

В тюркской поэзии дастаны чисто дидактической тематики начали зарождаться в Х-ХІІ вв. В распространенных в караханской литературе дидактических произведениях, как правило, отражались философские, воспитательные, гуманистические проблемы. И Жусуп Баласагун, и Ахмет Игнеки указывают людям на верный путь, помогая оличить хорошее от плохого, и излагают свои полезные советы для повседневного быта. Читая эти дастаны можно даже получить представление об уровне образования и науки в средние века. Насыщенные словами пропаганды и назидания бесценные художественные произведения средневековья свидетельствуют о высоком уровне культуры тюркских племен тех веков. Таким образом, литературное наследие средневековья позволяет отметить активность культурной жизни кочевых и полукочевых тюркских народов того времени.

Подытоживая хотелось бы отметить, что именно такие поэты в разные периоды создают и развивают литературу. Если бы не было их, то численность людей, способных донести сокровенные идеи и суть поэзии, стала бы иссякать. И благодаря ценным творениям таких мастеров художественного слова можно уверенно сказать, что литература прошлых веков жива по сей день.

Список исползованной литературы:

 

1.      Стеблева И.В. Дреняя поэзия // Поэзия древних тюрков VІ-ХІІ веков. – Москва: Рарирет, 1993. – 170 стр.

2.     Дербисалиев А. Арабская литература. Алматы: Мектеп, 1982. С.208.