К.пед.н. Мельничук Т.Ф.

К.филос.н. Данилова Т.В.

Национальный университет биоресурсов и природопользования, Украина

Возможно ли гендерное равенство: от прошлого к будущему

Если женщина имеет право на половину рая,

то она имеет право и на половину власти на земле!

 

К числу наиболее актуальных проблем современности относится проблема гендерного равенства и преодоления устоявшихся культурных дискриминационных стереотипов. Осознание гендерных проблем и устранение различных барьеров, препятствующих формированию равноправных отношений между мужчинами и женщинами, соответствуют целям гуманистического развития общества.

Борьба за женское равноправие имеет долгую историю. В разное время и в различных странах появлялись общественные объединения, декларировавшие тот факт, что женщины как социальная группа занимают несправедливое, подчиненное положение в обществе и не имеют основных гражданских и политических прав. Уже в XVII веке появляются сочинения, доказывающие, что женщина рождается с той же способностью быть свободной, полноценной личностью, что и мужчина. Среди этих сочинений можно выделить работу убежденного сторонника женского равноправия Пулена де ля Барра «О равенстве обоих полов». В числе первых он объявил о том, что неравное положение мужчины и женщины в обществе есть результат подчинения женщины грубой мужской силе, а вовсе не предписание природы [1, с. 9]. Английские памфлетистки XVII – начала XVIII вв. Мэри Эстелл и Афра Бенн в своих трудах защищали право женщин на свободу, отстаивали тезис о равенстве женщин и мужчин. Значительный вклад в подготовку идейной платформы женских движений внесла Олимпия де Гуж, французская писательница, основательница газеты «Нетерпеливый». В период Великой Французской революции она написала «Декларацию прав женщины и гражданки», которая стала своеобразным противовесом «Декларации права человека и гражданина». В этом документе содержались требования предоставить женщинам гражданские и избирательные права, возможность занимать государственные посты. В XVIII в. Мэри Уолстоункрафт, автор одного из самых ранних феминистских произведений «В защиту прав женщин» [2], исследовала влияние серьезного женского образования на эмансипацию женщин. Она настаивала на законодательной защите прав женщин на образование, труд и равенство.

В 40–50-х гг. XIX в. в Англии, а позднее в США, Германии, Франции и других странах оформляется и распространяется суфражизм – общественно-политическое движение женщин, выступавшее за предоставление женщинам избирательных прав, стремившееся трансформировать традиционную систему гендерных отношений, в рамках которой социальная роль женщины сводилась к частной сфере. Деятельность суфражисток конституционалистского и милитантского направлений вызвала значительный общественный резонанс. Многолетняя борьба суфражисток разных стран дала свои результаты. В течение первых десятилетий XX в. в основной части Европы и в Северной Америке женщины получили свои права. «Обретение женщинами общегражданского права голоса означало радикальный прорыв в идеологии "естественного подчинения" женщин и мужского превосходства. Но надежды суфражисток, что с обретением женщинами равных избирательных прав политика автоматически изменится к лучшему, оказались иллюзией» [3].

Вторая волна феминизма на Западе началась в 60-е годы XX века. Возрождению женского движения послужили борьба за гражданские права негритянского населения США, левое студенческое движение Запада в целом, кампания против войны во Вьетнаме. Немалую роль сыграли также социально-экономические изменения в западном обществе в середине ХХ века, такие как создание эффективных средств контрацепции, значительное повышение женской трудовой занятости, увеличение числа женщин в сфере высшего образования. Представители второй волны критически оценивали культурные стереотипы общества. В этот период формируются основные направления феминизма: либеральное, социалистическое и радикальное.

Основные идеи либерального феминизма были изложены Бетти Фридан в её книге «Загадка женственности» [4]. Эта ставшая классической работа развенчала мифы о природном подчинении женщины и доминировании мужчин во всех сферах бытия. Исследовательница аргументировала необходимость расширения образовательных и карьерных возможностей женщины, обоснованно считая, что простого получения права голоса для решения всего спектра социально-политических проблем явно недостаточно. Либеральные феминистки XX в., такие как  Элис Росси [5], Джанет Ричардс [6], Сьюзан Окин [7], Натали Блюстоун [8], считали, что для решения проблемы равенства между полами нужны социально-экономические и юридические реформы в рамках существующего общества. Современный либеральный феминизм отстаивает социальные и законодательные реформы, цель которых - обеспечение равных условий для женщин, особенно в вопросах о получении равных гражданских прав, введении однополых браков. Социальная политика рассматривается ими как важная сила в установлении доступа женщин к экономическим возможностям и гражданским правам.

Социалистический феминизм, синтезирующий марксистские и феминистские взгляды, представлен в работах Синтии Кокбёрн, Мэри Эванс, Зиллы Айзенстайн, Линды Гордон, Мэри О'Брайен  [9]. Основными причинами дискриминации женщин считаются частная собственность и классовая структура общества. Разделение публичной (мужcкой) и приватной (женской) сфер деятельности носит классовый характер, т.е. жёны сопоставляются с пролетариатом. Главная цель марксистских феминисток  – это освобождение от частной собственности и капитализма.

Радикальные феминистки Кейт Миллет [10], Суламифь Файерстоун [11], Кристин Дельфи [12], Мэри Дэйли [13] рассматривают патриархат как глубинное основание для угнетения женщин. На развитие этого направления феминизма повлияла книга известной французской писательницы и философа Симоны де Бовуар «Второй пол» [14], в которой автор определяет  свою позицию  не как женскую или феминистскую, а как экзистенциальную. Мужчина мешает женщине утвердить собственную значимость в мире, стремясь превратить её в объект потребления. В книге «Второй пол» впервые была поставлена проблема подавления фемининного в культуре. Человеческое общество идентифицирует мужское/маскулинное как позитивную культурную норму в противовес женскому/фемининному как негативному отклонению от нормы. Эти культурные стереотипы усваиваются мужчинами и женщинами в процессе социализации.

Наиболее радикальные феминистки утверждают, что угнетение женщин - это первая, наиболее распространенная и наиболее глубокая форма человеческого угнетения. Мужчина присваивает себе самые престижные социальные роли и держит женщину в положении подчиненной и эксплуатируемой. Радикальный феминизм определяет патриархат как «систему власти, при которой именно мужчине принадлежит верховная власть и экономические привилегии» [15, С. 21]. В частности, мужчины контролируют женскую сексуальность и доминируют в социальных институциях, что поощряет обесценивание женщин и продлевает их подчинение.

Третья волна феминизма начала зарождаться в 80-е - 90-е годы ХХ в. Ее теоретики признают "множественность" и женских, и мужских миров; делают акцент на конструировании разными обществами своих вариаций "женственности" и "мужественности", которые трактуются как "текучие", "ежедневно заново создаваемые" в процессе взаимодействия людей друг с другом [16]. Третья волна феминизма характеризуется еще большим усилением теоретических основ, переносом анализа проблем из социально-экономической плоскости в собственно философскую.

Длительная борьба женщин за равноправие привела к определенным изменениям общественного сознания во взглядах на роль женщины, но, несмотря на это, фактическое равноправие все еще не достигнуто. Как и раньше, женщина во многом остается подчиненной мужчине. Наличие права голоса и профессии не являются достаточным условием для полного освобождения женщины. Несмотря на положительные сдвиги относительно места и роли современной женщины, социальная структура еще не претерпела серьезных изменений. Мир, хозяевами в котором всегда были мужчины, по-прежнему сохраняет тот вид, который сами мужчины ему придали. Большинство работающих женщин остаются пленницами традиционного женского мира. Хотя международные и национальные законодательные акты исходят из принципа равноправия, на практике женщины не являются равноправными в общественной жизни и деятельности. Наблюдается ярко выраженное противоречие между новыми потребностями и отсутствием в обществе условий для их удовлетворения. Растет общественное самосознание женщин, их больше не удовлетворяет навязываемый им стереотип социальных ролей, где семья и материнство являются единственными ценностями.

Все чаще встает вопрос о месте женщины в современном мире, о перспективах ее становления как равноправного стратегического партнера в общественном развитии [17]. В современном обществе наряду с госаппаратом управления, политическими партиями, группами давления возрастает значимость разного рода женских общественных организаций, объединений, клубов, отстаивающих экономические интересы, социальные потребности, политические права женщин и способствующих всестороннему развитию женщины как активного субъекта общественных отношений.  

В Украине женщины имеют право самостоятельно выбирать свой ​​жизненный путь: или целиком посвятить себя семье, или совмещать профессиональную карьеру с домашними обязанностями. Чаще всего женщины выбирают своей профессией такие специальности: медицину, педагогику, сферу обслуживания, экономику, научную деятельность. У женщин Украины есть историческая возможность реализовать себя в сфере науки. Уже в 20-е годы ХХ века были приняты законодательные акты, которые давали им право на высшее образование и свободный выбор профессии. С тех пор произошли существенные изменения в отношении общества к женскому образованию и участию женщин в научной деятельности.

В развитии аграрного сектора современной науки большую роль играет Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, который, являясь учреждением исследовательского типа, проводит образовательную, научно-инновационную, образовательно-производственную и информационно-консультативную деятельность, направленую на разработку способов решения современных проблем наук о жизни и окружающей среде. В состав университета входит 13 научно-исследовательских институтов, 20 факультетов, 125 кафедр (киевский центр), Крымский агротехнологический университет, 2 института, 9 колледжей и 1 техникум в различных регионах Украины. Сегодня университет, в котором учится более 42 тысяч студентов, находится на вершине рейтинга высших учебных заведений классического типа и признан лидером науки и образования Украины. Значительная заслуга в этом принадлежит представительницам прекрасного пола. Большой научно-педагогический коллектив университета, в котором женщины составляют 47%, создает условия для всестороннего развития интеллекта, способностей и склонностей личности, формирует профессиональные знания в соответствии с требованиями государственных стандартов образования, воспитывает в лучших традициях национальной и мировой культуры. Их кропотливая и творческая работа вносит весомый вклад в развитие и совершенствование образовательного процесса, возрождения национальной экономики, культуры и науки [18].

Среди многочисленных общественных организаций студенческого и педагогического коллектива университета особой популярностью пользуется клуб деловых женщин «Гармония». За годы своего существования (2004-2012) эта неформальная женская организация прекрасно зарекомендовала себя  в таких сферах как:

представление и защита правовых интересов женщин;

предоставление эмоциональной и  психологической поддержки;

привлечение преподавателей и студентов университета к борьбе за мир и экологическую безопасность;

содействие активной роли женщин в общественно-политической жизни;

участие в благотворительности;

разработка и реализация целого ряда образовательных и воспитательных программ по изучению культурного наследия украинского народа;

пропаганда здорового активного образа жизни современной женщины.

Клуб имеет типичный формат современных общественных организаций: он руководствуется Конституцией Украины, законодательством государства и Положением клуба, является утвержденным Ученым советом университета. Деятельность клуба базируется на принципах демократии, гласности и равноправия всех его членов. Позиция клуба является независимой от влияний политического и религиозного характера. В определенных ситуациях члены клуба сотрудничают с государственными и общественными организациями идентичного направления. В состав женской организации входят не только сотрудницы университета, но и студентки. Это способствует сближению наставников и воспитанников, устанавливает между ними паритетные отношения и утверждает педагогические принципы сотрудничества. Такие условия создают большие перспективы для самоорганизации и самореализации женщин университета. В 2006-2007 гг. «Гармония» расширила поле своей деятельности, охватив вниманием предложения о сотрудничестве с женскими коллективами филиалов университета: современные женские клубы были организованы в Западной, Левобережной и Центральной Украине, а также в Автономной Республике Крым. В данный момент в структуру организации входит 14 клубов (Рис 1.).

Рис 1.

Организатором и идейным вдохновителем женской организации в университете является доцент кафедры культурологии, кандидат педагогических наук Мельничук Татьяна Федоровна, творческие и трудовые успехи которой были оценены государством Отличник образования Украины», «Знак Почета Министерства аграрной политики Украины»), многочисленными грамотами и благодарностями различных государственных организаций, а также Святейшим Патриархом Филаретом, который наградил Председателя женского клуба «Гармония» Орденом Святой Варвары, Святых Кирилла и Мефодия «За заслуги в возрождении духовности и культуры в Украине».

Эти славные победы стали возможными, в первую очередь, благодаря инициативной, творческой работе, активной гражданской позиции, стремлению к прогрессу, патриотизму и ответственности прекрасной половины Национального университета биоресурсов и природопользования Украины.

 

Литература

 

1.      Айвазова С. Симона де Бовуар: этика подлинного существования // Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц./Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. —  М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832с. – С. 9

2.      Французская революция 1789 и английская литература // История английской литературы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/istoriya-anglijskoj-literatury/glava-1-francuzskaya-revolyuciya-1789.htm

3.      Успенская В. И. Суфражизм в истории феминизма. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.a-z.ru/women/texts/sufrr.htm

4.      Friedan, B. The Feminine Mistique - N.Y.: W.W. Norton and Company; Reprint Edition, 2001. – 512 p.

5.      Rossi, A.S. Equality Between the Sexes: An Immodest Proposal. - American Academy of Arts and Sciences, 1963. – 46 p.

6.      Richards, J. The Skeptical Feminist: A Philosophical Enquiry (Penguin Women’s Studies – Penguin Books Ltd, 1994. – 480 p.

7.      Okin, S. Justice, Gender, And The Family. -  Basic Books, Inc. 1991. – 224 p.

8.      Bluestone, N.H. Women and the Ideal Society: Plato’s Republic and Modern Myths of  Gender”. – Univ of Massachusetts Pr., 1988. – 248 p.

9.      [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.feministezine.com/feminist/modern/THE-BASICS-OF-SOCIALIST-FEMINISM.html

10.   Millett K. Sexual Politics. – University of Illinois Press, 2000. – 405 p.

11.   Firestone S. The Dialectic of Sex: The Case for Feminist Revolution. – Farrar, Straus and Giroux, 2003. – 240 p.

12.   Delphy, С. Close to Home: a Materialist Analysis of Women's Oppression. - Amherst: University of Massachusetts Press, 1984. – 237 p.

13.   Daly, M. Gyn/Ecology: The Metaethics of Radical Feminism. - Beacon Press, 1990. – 544 p.

14.   Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц./Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. —  М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832с.

15.   Элиот П., Мендел Н., Теории феминизма// Гендерные исследования: феминистская методология в социальный науках. / Под ред. И. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 1998. – 356 с.

16.   [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2010/0407/gender03.php

17.   Горбаткова А.Н. Основные тенденции развития женского движения в европейский странах в 70 - 80-е гг. XX в. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2010/0407/gender03.php http://www.dissercat.com/content/osnovnye-tendentsii-razvitiya-zhenskogo-dvizheniya-v-evropeiskikh-stranakh-v-70-80-e-gg-khkh

18.   Мельничук Т. Соціокультурне значення самоорганізації жінок: клуб ділових жінок «Гармонія» Національного університету біоресурсів і природокористування України // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nubip.edu.ua/node/4225 &sig2=JF_WyD6oTtbgleVIZ6twaw&cad=rjt