Философия/
4.Философия культуры.
К.искусст., доц. Килимник Е.В.
Национальный институт недвижимости и
предпринимательства, Россия
Особенности культурфилософского анализа в
исследовании феодального замка европейского Средневековья
В данной
статье на основе культурфилософского подхода, примененного в данном
исследовании, исследуется феодальный замок европейского Средневековья, который
представлял собой целостное пространство,
синтезированное в природной среде, социальном укладе и культурно-историческом
мышлении. Явление замка в полной мере выразило мироощущение
средневекового человека, в свою очередь, замок получил яркое отражение в
визуальных образах изобразительного искусства и в словесных конструкциях
поэтических текстов.
Обстоятельства,
при которых формировалась культура Средневековья, выявляют главную ценность в
сознании средневекового человека, а именно Бог как центр мироздания и вера в
него. Католическая религия всецело определяла каждодневное бытие средневекового
человека и его судьбу в целом. Вместе с другими
областями культуры религия производила и накапливала способы и приемы осуществления
бытия человека в области как материальной, так и духовной деятельности,
реализовывала их в продуктах, передавала от поколения к поколению. При всей
сложности, многолинейности и неоднозначности взаимоотношений религии,
искусства, морали, философии, науки в истории они взаимно влияли друг на друга,
образовывали единство и целостность – универсум
духовной жизни Средневековья. Религия, став частью культурного универсума,
внутри себя, в пределах собственной области синтезировала определенные явления
искусства, морали, философии, науки и тем самым как бы наследовала традиции
мифологии. В те эпохи, которые явились для религии "звездным часом",
она доминирует, охватывает почти всю область культуры. Такая ситуация сложилась
в Средние века. Под влиянием религии складываются религиозные философия, мораль,
искусство и т. д. Религиозное искусство представляло собой область созидания,
восприятия и трансляции художественных ценностей, в которых "жили"
религиозные символы. Религиозная культура, смотря по историческим обстоятельствам,
в большей или меньшей мере оказывала влияние на светскую культуру в целом, а
также на отдельные ее части [1]. Так, религия объясняла и закрепляла в сознании
людей основы мироустройства, в частности, иерархическую систему общественных
отношений.
Такое средневековое мировосприятие
отразилось достаточно ярко и в архитектурно-художественных формах оборонного замка.
Примером этому может служить многоуровневый по своей исторической композиции королевский
замок Карлштейн в Чехии. В нем идею божественного приоритета воплощает
доминирующая над комплексом башня "Путна", считавшаяся Божьей и
олицетворявшая собой небесный Иерусалим. В ней, в часовне Святого Креста, располагалась
королевская молельня, где хранились королевские (короля Чехии) и императорские
(Священной Римской империи) регалии, а также многочисленные святые реликвии,
собранные королем Чехии и императором Священной римской империи Карлом IV. Вторым по высоте
после башни был королевский дворец, а ниже располагался укрепленный дом
бургграфа – коменданта замка, олицетворявшего рыцарское сословие. Еще ниже
находились казармы и служебные помещения для гарнизона замка и обслуги, указывающие
своим местоположением на низовое третье сословие в феодальном обществе того
времени. Столпы средневекового общества – Бог, церковь, монархия и дворянство –
могли получить свое символическое отражение в названии и форме главной части
феодального замка – башне. В эпоху позднего Ренессанса подобная идея была
воплощена в замке Красичин (Польша), планировка которого представляет собой квадрат
с четырьмя угловыми башнями. Особенность его в том, что у каждой башни было свое
имя и архитектурно-смысловое исполнение: "Божья" с куполом, "Папская"
в виде папской тиары, "Королевская" с шестью маленькими башенками,
визуально напоминающая корону и "Дворянская" с боевой смотровой площадкой.
Проекцией
Бога на земле помимо римского понтифика являлся король и феодальный правитель,
обладавшие всей полнотой власти в своих владениях. В сознании средневекового
человека любой феодал – земельный правитель представлялся средоточием
очерченного его владениями мира, подобно тому, как Бог был центром всего
мироздания. Король, феодал, рыцарь регламентировал и направлял земную жизнь
своих подданных так же, как Господь действовал в Священном писании. Именно воин-рыцарь
предоставлял подвластному населению защиту в минуту опасности в своем замке и в
то же время обладал над ним единоличным правом верховного судьи на основании
повсеместно распространенного и узаконенного феодального права. Поэтому,
напоминая о главенствующем положении
феодала в обществе, сам замок – резиденция рыцаря, всегда доминировал над
местностью, будь то высотой расположения на
возвышенности или мощными стенами на равнине, и своим угрожающим обликом
отличался от всех прочих построек, располагавшихся в низине вокруг него. Именно
замок, вызывавший восхищение, почтение, страх и ненависть, аккумулировал в
своем строительном решении все денежные средства и всю мускульную силу жителей
округи, выступая одновременно и символом региональной защиты, и символом
устрашения для любого обитателя этих мест, включая саму феодальную семью,
полностью подчинявшуюся своему господину на основании действующего феодального
права.
Если
архитектурно-художественный облик замка варьируется в зависимости от различных
факторов (военные, культурно-исторические, природно-ландшафтные,
социокультурные своеобразия средневековых регионов), то символическое
наполнение замка как произведение человеческих рук и есть то общее, что
объединяет все эти сооружения и делает их уникальным архитектурным явлением
средневековой культуры. Именно эти укрепленные феодальные жилища оказывали в
тот период влияние на характер и стилистику гражданских и культовых зданий, и
всей фортификационной архитектуры Средневековья.
Для
средневекового человека слово "время" было лишено особого значения.
Например, Августин Аврелий (354 – 430 гг.), христианский теолог и философ,
акцентируя духовный аспект восприятия времени, считал, что время существует
лишь в духовом мире человека, который склонен разделять время на прошлое,
настоящее и будущее. Время хотя и связано с движением, но не совпадает с
движением и движущимся, скорее оно принадлежит душе, поскольку структурно
связано с памятью, интуицией и ожиданием. Размышляя о времени, Августин
приходит к концепции психологического восприятия времени. Ни прошлое, ни
будущее не имеют реального существования – действительное существование
присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а
будущее – нашей надежде. Начало творения мира – вместе с тем и начало
времени. Линейность времени он видит в приближении ко всему снимающему (даже и
самого себя) абсолюту [2].
Французский
исследователь Ф. Арьес, рассматривающий проблематику человеческого бытия,
полагал, что в понимании индивидом и обществом смерти и потустороннего мира
проявляется отношение к жизни. Этот автор полезен тем, что в своей работе он выделяет
основные этапы в медленном изменении установок по отношению к смерти. Первый
этап представляет собой состояние, остающееся стабильным в широких слоях
народа, начиная с архаических времен и вплоть до XIX в., он обозначает выражением "все умрем".
Этим Арьес хочет подчеркнуть, что люди Средневековья относились к смерти как к
обыденному явлению, которое не внушало им особых страхов. Человек органично
включен в природу, и между мертвыми и живыми существует гармония. Поэтому
"прирученную смерть" принимали в качестве естественной неизбежности.
Так, например, относился к смерти рыцарь Роланд – племянник императора Карла. Эта
смерть выражает, по Арьесу, "нормальное" отношение к ней, тогда как
современное отношение "дикое" [3]. По его мнению, в прежние времена
смерть не осознавали в качестве личной драмы. Умирающий – главное лицо в
церемониале, который сопровождал и оформлял его уход из мира живых. Но и сам
этот уход не воспринимался как полный и бесповоротный разрыв, поскольку между
миром живых и миром мертвых не ощущалось непроходимой пропасти. Внешним
выражением этой ситуации может служить, по мнению Ф. Арьеса, то, что в
противоположность погребениям античности, которые совершались за пределами
городской стены, на протяжении всего Средневековья захоронения располагались на
территории городов и деревень, в ряде случаев они могли быть и в замковых
церквях: с точки зрения людей той эпохи, было важно поместить покойника поближе
к усыпальнице святого или части его останков в храме Божьем или в замковой
часовне (замок Вавель, Польша). В результате, погребение становилось своеобразным
локальным "форумом" общественно-политической жизни; около него
собирался народ, здесь печалились и веселились, принимали гостей, обменивались
новостями, заключали союзы и объявляли войны. Такая близость живых и мертвых
никого не тревожила. Отсутствие страха перед смертью у людей Средневековья
Арьес объясняет тем, что, по их представлениям, умерших не ожидали суд и
возмездие за прожитую жизнь, и они погружались в своего рода сон, который будет
длиться "до конца времен", до второго пришествия Христа, после чего
все, кроме наиболее тяжких грешников, пробудятся и войдут в царствие небесное
[4]. Важно подчеркнуть, что в своей работе проблемы эсхатологии Арьес переводит
из традиционного богословского плана в план средневековой ментальности. В
центре его внимания – не догма, а распространенные в общественном сознании
Средневековья образы смерти, посмертного суда и загробного воздаяния. За этим
видны средневековые человеческие эмоции, коллективные представления и системы
духовных ценностей.
По своему
миропониманию средневековый человек жил в условиях существования двух миров:
мира живых и мира мертвых, которые постоянно соприкасались и взаимодействовали.
Это особенно хорошо видно на примере существования в представлении
средневекового человека добрых и злых духов, которые постоянно перемещались из
того мира в этот и обратно, помогая или принося ущерб живым. Частичное описание
того, настоящего, вечного, по мнению средневекового общества, мира можно найти
в средневековой поэме А. Данте "Божественная комедия", где автор,
взяв за основу библейский текст, отобразил девять кругов ада. При этом
"Ад" поэт символически расположил в замке Бо-Ле-Прованс, как наиболее
проклятом месте среди жителей Западной Европы в период феодального произвола и
кровавой междоусобицы. В своем произведении Данте определяет три небуквенных
смысла: аллегорический, игральный и анагогический (возводительный), который, по
его мнению, является сверхсмыслом и отражает настоящую действительность [5].
В целом период
Средневековья воспринимался в глазах живших в нем людей не как эпоха, за
которой последует другая более совершенная, а как преддверие Апокалипсиса и
конца Света. Поэтому церковь и ее постулаты ведения повседневной жизни стали
основой всего средневекового общества.
В этих условиях монастырь или храм в глазах общества выступал в роли
укрепленного замка, предназначенного для ведения духовного боя с силами зла.
Средневековая церковь постоянно боролась за души живых и мертвых, ведя людей от
крещения до отпевания на протяжении всей их жизни. Могилы напоминали богатым и
бедным, что этот мир лишь временное пристанище, за которым находится главный
Небесный. Распространенный культ святых лежал в основе средневековой жизни как
основа для подражания. Вмешательство святого могло изменить судьбу человека, в ряде
случаев даже перед лицом Бога. Поэтому в Средние века распространенным
становится паломничество к месту погребения святых. В результате слово церкви
воспринималось, как слово Бога, а страх перед Армагеддоном и волшебство святых
были постоянными элементами средневекового времени. Вследствие этого время и
пространство были орудиями социального регулирования, господства и подчинения.
В этих условиях наиболее важным было церковное время, имевшее социальное
содержание и трактующее сутки не по природным явлениям, а в соответствии с
задачами богослужения. Пространство существовало в замкнутом мире человека,
напрямую сосуществуя с миром его ощущений, и расширялось по мере увеличения
пространственной картины мира средневекового человека. В этих условиях религия служила
основным критерием социального и культурного размежевания на своих – христиан и
чужих – неверных. Опредмечивание пространственной среды, в первую очередь, с
помощью военно-оборонительных построек – феодальных замков и культовых
сооружений должно было удовлетворить потребность человека в упорядочивании
феодального мира, в желании все понять, измерить и встроить окружающее пространство в определенную
систему миропонимания с присущими ему вещественными элементами. Поэтому оборонные замки были
новым явлением в средневековом обществе, создавали статусный и властный престиж
его владельцу, а колокол на главной замковой башне, как и на колокольне церкви,
упорядочивал текущее время, являясь, в отличие от церковного, больше рабочим
или военным звуком.
Как небольшое географическое пространство вокруг того или иного
средневекового поселения, так и внутреннее пространство феодальных замковых
комплексов было крайне незначительным, очерченным внешними защитными стенами.
Но, не смотря на то, что жизненное пространство в самом замке было ограниченным
и тесным, часто включая лишь несколько комнат, располагавшихся одна над другой
в башенной постройке, почти не имевшей окон, европейская аристократия была
счастлива иметь такие укрепленные жилища. В представлении средневекового
общества они являлись символами феодальной власти и были по-своему комфортны и
даже роскошны в сравнении с условиями жизни прочих людей. Именно поэтому любой
житель средневекового города, имевший честолюбивые устремления, строил или
выбирал для своего жилья башню, очень похожую на феодальный замок. Он
олицетворял собою силу и власть в глазах
всех сословий средневекового общества. Приобрести замок означало получить
вместе с ним привилегии, даже если он был куплен у другого феодала,
унаследован, подарен королем или захвачен. Не случайно новый хозяин замка брал
себе титул приобретенного владения, наследуя, таким образом, преемственность
верховной территориальной власти, привилегии и обязанности по защите вверенного
ему региона.
В результате замок,
домен и феодал были единой сущностью, элементы которой невозможно отделить друг
от друга. По мнению О. Шпенглера: “Архитектура большого стиля, единственное
среди всех прочих искусство, умеющее обходиться с чуждым и устрашающим, с
камнем, явилась, поэтому, самым утренним искусством из всех культур, наиболее
математическим из них” [6]. Именно она в лице феодальных замковых комплексов не
только значительно изменила ландшафт средневековой Европы и Великого княжества
Литовского, но и утвердила, и упорядочила собой возникшую вассально-ленную
систему отношений с господствовавшими пространственно-временным порядком и духовными ценностями того времени.
Таким образом, подводя
итоги культурфилософскому подходу, следует отметить, что если архитектурно-художественный
облик замка варьируется в зависимости от различных региональных
факторов (природно-ландшафтных, культурно-исторических,
социокультурных), то символическое наполнение замка как произведения
человеческих рук и мышления и есть то общее, что объединяет все эти сооружения
и делает их уникальным явлением средневековой европейской культуры. Именно эти
укрепленные феодальные жилища оказывали в тот период влияние на светскую
культуру Европы и Великого княжества Литовского.
Литература:
1. Яблоков
И. Н. Основы религиоведения. – М.: Высш. шк., 1994. – С. 368.
2.
Аврелий А.
Исповедь.
Кн. 11, гл. XXVIII. – М.: Ренессанс, 1991. – С. 306.
3.
Арьес Ф.
Человек перед лицом смерти. – М.: Прогресс-Академия, 1992. – С. 528.
4.
Арьес Ф.
Человек перед лицом смерти. – М.: Прогресс-Академия, 1992. – С. 528.
5.
Данте А. Божественная
комедия. – Пермь: Пермская книга, 1994. – С. 479.
6.
Шпенглер О. Закат
Европы. Т.1. – М.: Мысль, 1993. – С. 285, 667.