Современные информационные технологии / 2. Вычислительная техника и программирова­ние

Тохтарова Н.Н.,  Глотова Д.В.,

Донецкий национальный университет экономики и торговли

 имени Михаила Туган-Барановского

Особенности формирования стилевой модели

web-дизайна

Появление и стремительное развитие сети интернет дало толчок для развития новой информационной среды с невиданными до сих пор возможностями глобального доступа читательской аудитории к вновь публикуемой информации. Возможность оперативного размещения материалов, быстрого поиска информации, доступность технологий делают интернет популярнейшим местом, как для пользователей, так и для тех, кто эту информацию размещает. В связи с тем, что большую часть информации человек воспринимает через сферу чувств, особенно важным становится вопрос стилевой модели web-дизайна.

Проблему стиля в веб-дизайне рассматривали С. Серова «Стилевые процессы в советском графическом дизайне 1960-х – 80-х годов» и «Типография виртуальной среды», В.Н. Косова «Национальные модели глобализации графического дизайна», В. Даниленко «Дизайн України у світовому контексті художньо-проектної культури» и другие.

Резкое развитие сети интернет в ХХ – ХХІ вв. явилось началом развития модели мирового дизайна. Проблематичность выявления стилей в веб-дизайне обусловлена доступностью сети - интернет.

Стиль – это художественно-пластическая однородность предметной среды, выделяемая в процессе восприятия, складывающаяся в ходе развития материала и художественной культуры, объединяющего разные области жизни.

С началом ХХ века зарождается новая волна постмодернистичеких тенденций графического стиля. Проблема стилистического единства находит свое отображение и в веб-дизайне. Так выделяют следующие направления в веб-дизайне, как:

- «Текстовый» дизайн;

- «Полиграфический» дизайн;

- «Динамический» дизайн;

-Смешанные направления.

Данные стилевые направления находят свое отображение в состоянии дизайна в интернете.[1] Выделяют следующие течения в дизайне веб-сайтов:

- «интерфейсный» или «унифицированный» дизайн;

- «авторский» или «альтернативный» дизайн;

- «этнический» или «региональный» дизайн.

Наиболее распространенной является модель «интерфейсного» дизайна. Для данного дизайна характерно: функциональность веб-сайта, однородность графического решения и шаблонность. С помощью данной модели созданы большинство сайтов.

Для модели «авторского» дизайна характерно неоднородность решения как функциональной, так и графической сторон веб-сайта. Данная модель использует программные новшества и эксперименты с пользовательским интерфейсом. Именно в этой модели происходит апробация и формирование основных стилей веб-дизайна на сегодняшний день.

«Этническая» модель является наиболее перспективной на сегодняшний день. Это связанно с характерной для постиндустриального общества и для интернета в целом стремлению к унификации и универсализации в ущерб самоопределению и национальной идентификации. Формирование данной стилевой модели наиболее заметно в странах Востока и Северной Америки.[2] Причиной данному факту может быть ортодоксальность и замкнутость от влияния западных культур исламского, иудейского, буддийского миров, особой роли религии и народного творчества в светской жизни этих стран.

Первый признак – это расположение элементов навигации, не ориентированное на европейские стандарты. Например, в дизайне израильского веб-сайта www/sigsug.co.il прослеживается традиции иудейской культуры (чтение справа налево)

Второй признак – шрифтовое своеобразие веб-сайтов, обусловленное использованием традиционных шрифтовых систем, ориентированных на пользователей внутри культурного этнического пространства. Например, на веб-сайте тунисской телерадиокомпании используются традиционные арабские шрифты. В обновленной версии веб-сайт имеет функцию выбор языка, где арабский шрифт на страницах с европейскими языками используется в качестве вспомогательного.

Третий признак – использование мотивов национального искусства (прежде всего, графическое оформление традиционных текстов, орнаментальных стилизаций). Например, они могут выступать и фоном основного изображения или же одним из компонентов в качестве декора веб-сайта.

Четвертый признак – приоритетное использование традиционных для данной культуры цветовых моделей в оформлении веб-сайта.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что на возникновение и развитие стилей в веб-дизайне оказывают влияние социокультурные процессы, которые влияют на тенденции развития графического дизайна в целом, а также специфика инструмента дизайнера – персонального компьютера.

Литература:

1.Web Design Index. –Amsterdam and Singapore: The Pepin Press/Agile Rabbit Editions, 2001. – 344p.

2. Серов С. Типографика виртуальной среды/ С.Серов; М.: Линия График, 2004 – 32с.

3. Косов В.М. Национальные модели глобализации графического дизайна/В. Косов; ХДАДМ. – Х., 2003. – 20с.