Педагогические науки/2. Проблемы
подготовки специалистов
к.п.н. Л.Н. Солодовиченко
Карагандинский
государственный университет им. Е.А. Букетова, Казахстан
Визуальный язык
компьютерно-графической
дизайн-деятельности
Формирование алгоритма дизайн-деятельности,
характера мышления в процессе профессионального обучения студентов
специальности «Дизайн» предполагает освоение способов, приемов, средств и
«языка» компьютерно-графической деятельности.
Понятие «язык» с точки зрения современной
дизайн-деятельности мы понимаем как знаковую систему и как последовательность
этапов моделирования объекта дизайна. Следовательно, если рассматривать язык
как знаковую систему, опосредованную понятиями и образами, то для освоения
языка профессиональной компьютерно-графической дизайн-деятельности необходимо
формировать у студентов способности художественного восприятия произведений
дизайна, анализа содержания и структуры композиционного решения и развития
профессионального визуального мышления. Результатом профессиональной дизайн-деятельности
должен явиться новый образ – объект дизайна, предназначенный для передачи
информации.
Если рассматривать язык как систему выражения
мыслей, то возникает вопрос о возможности человеческого мышления без помощи
словесного языка. Древнегреческое определение слова «logos», обозначает «понятие,
учение, мысль, определение, отношение», то есть этот термин использовался для
обозначения и слова, как элемента разговорного языка, и мысли, как явления
разума [1]. Значительно позднее стали различать понятия «язык» и «мысль».
В исследованиях ученых в области языкознания и
философии, занимающихся экспериментальным изучением речевых коммуникаций (Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам, Р.О. Якобсон) определено, что
мышление, особенно креативное мышление, возможно без словесного высказывания. В
свою очередь специалисты в различных областях знаний (математики, художники,
композиторы и др.), имеющие образный тип мышления, в процессе
научно-экспериментальной и творческой деятельности утверждают, что их процесс
мышления на начальном этапе строится на некоторых образах, явлениях,
ассоциациях, а затем уже формируется в конкретные понятия мышления и
воплощается в слова. Следовательно, можно утверждать о наличие более гибкой
образной системы мышления на основе неречевых знаков, которая позволяет
интуитивно ощутить решение, выстроить план формулируемого далее предложения на
основе слов, знаков, символов.
Творческий опыт в процессе
компьютерно-графической дизайн-деятельности формируется большим количеством
впечатлений, представлений, понятий, что способствует развитию образного,
визуального мышления. Качественные показатели творческого опыта определены
эмоционально-эстетическим отношением субъекта дизайн-деятельности к объектам
дизайна, переосмыслением этого отношения, сформированностью у дизайнеров
способности к проникновению в структуру произведения, пониманием приемов и средств
создания дизайн-образа, внутренней рефлексией мышления.
Следовательно, для эффективного познания,
восприятия и усвоения способов и средств создания образа в дизайне, специалисту
необходимо освоить язык моделирования произведения дизайна, его структуру, выявить
сюжетную линию и смысл композиции посредством анализа лучших образцов дизайна и
интерпретации этих образных впечатлений в собственные авторские образы. Таким
образом креативная компьютерно-графическая дизайн-деятельность предполагает
процесс восприятия чувственного образа, его превращение в понятийный образ, в
результате которого происходит познание языка дизайна, который следует
перевести в проектный, чтобы моделировать новый визуальный образ.
Требования, предъявляемые к результату
дизайн-деятельности можно сформулировать следующим образом: простота и
лаконичность художественного решения, сокращение глубины пространства
восприятия, ограничение планов экспозиции, минимальность градаций светотени,
лаконичность цвета, так как условия восприятия этого образы предполагают
короткое время и определенную средовую ситуацию. Следует
подчеркнуть важность креативного решения художественного образа объекта дизайна,
который должен воздействовать на эмоциональную сферу реципиента, вызывать в его
памяти нужные ассоциации, конструировать эстетическую оценку, формировать
достаточный уровень визуальной культуры.
В прикладном аспекте современной
дизайн-деятельности считаем необходимым определить роль компьютера в
профессиональной компьютерно-графической деятельности дизайнеров как
комплексного программно-аппаратного устройства реализации визуальных решений:
-
компьютер
– объект изучения (цель: формирование общей информационной культуры);
-
компьютер
– средство обучения, как комплексный инструмент творческой
компьютерно-графической деятельности, обладающий специфическими инструментами и
приемами различных графических программ (цель: формирование профессиональной
информационно-графической культуры);
-
компьютер
– средство расширения художественного пространства картинной плоскости (цель:
формирование визуальной информационной культуры).
Методологической основой совершенствования
компьютерно-графической дизайн-деятеьности является теория о том, что визуальная информация упрощает понимание и усвоение
новой информации, что обращение к визуальному языку является одним из основных
путей для выхода из «информационного кризиса», так как наглядность,
доходчивость, универсальность визуального языка позволяет более компактно
передавать информацию и ускорить процесс ее восприятия и сохранения [2].
Обобщая сказанное, можно утверждать, что визуальное восприятие, визуальная
культура «формируют в сознании специфическую визуальную установку, способствующую
осознанию роли визуальных систем в жизни человека и общества, заставляют
развивать способности к визуальному восприятию и мышлению» [3].
Рассмотрим алгоритм моделирования дизайн-объекта
в процессе компьютерно-графической деятельности дизайнеров. На подготовительном
этапе анализируют визуальный материал, выделяют в нем существенные отношения.
Последующий анализ (эвристические, креативные методы) визуального материала
раскрывает закономерные связи, строит содержательные обобщения. Затем выявляются
более частные абстракции и конкретизируется новый визуальный образ. Этап
дизайн-моделирования предполагает три действия: первое действие –
преобразование визуально представленных условий задачи с целью отражения в них
исходного и всеобщего отношений, то есть выделение возможных оптимальных
законов, приемов и средств, определение языка моделирования; второе действие –
собственно сам процесс моделирования в визуальной компьютерно-графической форме
(трансформация, трансмутация), интерпретация, поиск всеобщего отношения; третье
действие – итоговое преобразование моделей (формализация) с целью изучения
свойств всеобщего отношения. Таким образом, визуальный язык компьютерно-графической
дизайн-деятельности приобретает конкретный изобразительный смысл вербальной и
невербальной креативности, не просто воспроизведения какого-либо образа
средствами компьютерной графики, а создание модели данного образа с последующим
этапом его преобразования – моделирования (трансформации, трансмутации), что
невозможно достичь как эффекта или творческого метода в традиционной графике.
Литература:
1 Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык,
1988. – С. 289.
2 Черневич Е.В. Язык графического дизайна.
– М.: ВНИИТЭ, 1975. – С.21.
3 Розин В.М. Визуальная культура и восприятие.
Как человек видит и воспринимает мир. – М.: Эдиториал УРСС, 1996. – 224с.