Д.п.н. Сарбасова К.А.
Карагандинский государственный университет им. Е.А.
Букетова, Казахстан
Проблема
личности в педагогическом наследии Ю.Баласагуни
Закон Республики Казахстан «Об
образовании», Государственная программа развития образования в Республике
Казахстан на 2005-2010 годы отражают тенденцию к упрочению позиций гуманистической
личностно-ориентированной педагогики, ставящей в центр своего рассмотрения
личности, способного к интеллектуальному творчеству, к самостоятельному
рефлексивному освоению знаний. Пересмотр целей образования и современный курс
на гуманизацию образования требует нового осмысления идей великих
мыслителей-педагогов с целью оценки и использования их творческого наследия в
теории и практике современной отечественной педагогической науки. Обращение к
культурным и духовным истокам тюркской философско-педагогической мысли
средневековья побуждает ученых к пересмотру педагогических стереотипов,
поиску новых подходов к решению
теоретических и практических проблем личности, осмыслению, сохранению и передач
следующим поколениям мудрости народа.
В
этом отношении труды великого поэта и выразителя гуманистических мыслей
Ю.Баласагуни представляют особый интерес.
Великий поэт и выразитель
гуманистических педагогических мыслей Юсуф Баласагуни создал монументальное
творение «Кутадгу билиг» («Благадатное знание») - великий памятник тюркской
культуры ХI века, где в значительной мере сохранились
фольклорные мотивы и традиционные приемы эпических сказаний, а вместе с ними
педагогические идеи тюркоязычных народов. «Кутадгу
билиг» является первым энциклопедическим произведением не на официальном
литературном языке, каким являлся арабский язык в то время, а на родном языке
тюрков, факт сам по себе очень значительный, что свидетельствует о патриотизме
и любви к родному языку. Поэма является суммой знаний по различным областям
науки и культуры своей эпохи, в нем собран и обобщен материал с
философско-педагогическим осмыслением жизненных позиций самого автора, в
частности, рассмотрены мировоззренческие проблемы смысла жизни, предназначения
человека, его места и роли в общественном и природном универсуме.
Ю.Баласагуни в вопросе о
воспитании и обучении личности молодого поколения придерживается народного
идеала: принципа тождества внутреннего и внешнего совершенства человека,
единства его духовной и физической красоты. Мыслитель говорит о том, что
достоинство сынов человеческих составляют три непреходящие ценности: знания,
язык и добрые дела. Поэтому на первом месте должно стоять умственное воспитание, в детях необходимо
воспитывать любовь к знаниям, которая влечет за собой многие другие добрые
качества и предохраняет от пороков (насилие, лживость, корысть, бесчестие и
т.п.) и дурных привычек:
Внемли
седовласого старца совет,
Весь мир
превзошедшего дряхлостью лет:
«Уменья
и знанья учи и цени,
Тебя
вознесут и прославят они» [3].
Наиболее ценным в педагогических воззрениях Ю.Баласагуни являются размышления над проблемами
нравственного
воспитания людей. Поднимая
вопросы нравственного воспитания, мыслитель приводит в пример множество народных пословиц,
поговорок: «Во гневе
разумным и
сдержанным будь, терпение - к завтрашней радости
путь», «И жизни не
жалко за верность и честь!», «Поддавшийся гневу
лишится ума: в сердитом - не ум, а невежества тьма», «Останется сзади спешащий
вперед: поспешно свершенное к бедам ведет», «Путь
правды храни от
неверного шага, зря юность не трать и цени ее блага». Они использовались для воспитания таких важных
качеств личности, как дружба, взаимопомощь, взаимовыручка.
Поэт-мыслитель
большое значение придает и добронравию человека, подчеркивая необходимость и значимость этого
свойства в достижении жизненно важных целей и задач. Добрый поступок, по мнению поэта, возвышает и украшает
человека, а злые деяния, наоборот, тянут в бездну. Об этом, как обычно подчеркивает поэт, мудро сказано в народе:
К
хорошему делу нелегок подъем, -
Не каждому тропка
найдется на нем.
Творят дорогое ценой дорогой,
Невежда вовек не
сдружится с добром (1).
Справедливость
как необходимое нравственное качество гуманной личности составляет абсолютную и объективную основу
социально-этического учения Ю.Баласагуни. Справедливость в понимании мыслителя
- наилучшая из всех добродетелей, проявляющаяся прежде всего в гуманном
отношении к человеку (2).
Казахстанский ученый А.Н.Кошербаева,
исследуя многогранного наследия Ю.Баласагуни, выделяют такие аспекты научных
знаний, которые обеспечивают торжество следующих гуманистических принципов при
формировании личности:
- человек изначально обладает родовой предрасположенностью стать личностью;
- каждый человек есть определенная возможность для осуществления неограниченной действительности и бесконечных содержаний;
- личность формируется в
деятельности, через взаимодействие со средой;
- идея феномена социализации; человек обладает способностью осваивать социо-культурный опыт, накопленный предшествующими поколениями;
- равноправие и равная ответственность всех членов общества независимо от родовой и социальной принадлежности, ибо они берут начало от одного источника;
- знание и счастье человека есть равнозначные ценности (3).
Актуальность методологического
исследования принципа личности особенно ощутима в отечественной педагогике,
которая ведет напряженный поиск новых теоретических оснований светской
концепции воспитания. Современная отечественная педагогическая мысль в условиях
реформируемой Казахстана и смены идеологических ориентаций оказалась перед
необходимостью глубокого переосмысления и радикальной переоценки
методологических оснований теории личности.
Список использованной литературы:
1.
Баласагуни Ю. Благодатное знание / Перевод С.И.Иванова. – Л.:
Совет.писатель. – Ленинград.отд., 1990.
2.
Люхудзяев Ф. Свет
справедливости // Мысль. – № 1. - 2006. – С.83-85.
3.
Кошербаева А.Н. Развитие
идей гуманизма в педагогическом наследии Юсуфа Баласагуни: Автореф. ...докт.пед.наук. –
Алматы, 2004.