Мудрак Е.И.
Днепропетровский национальный университет
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ГЕНЕЗИС ФЕМИНИСТСКОЙ
ТЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В. ВУЛФ
Важным аспектом художественного поиска В.
Вулф 1930х гг., который на рубеже ХХ – ХХI cт. все чаще
привлекает внимание исследователей (П. Кои, Г. Ли, Л. Маркус, М. Кади-Кин, Н.
Блек, Б. Силвер, Дж. Бриггс, Дж. Голдман), оказывается интерес писательницы к
вопросам и проблемам, связанным с образом женщины в искусстве и социуме. Тема
феминизма активно входит в творчество романистки с конца 1920х гг. и,
безусловно, оказывается значимой для прочтения итоговых произведений В. Вулф.
Феминистская литературная критика (Э.Шоуэлтер, Т.Мои, Дж.Маркус, Х.Сиксоу,
Р.Боулби), заново открывшая художественную и публицистическую прозу В. Вулф в
1970 – 1980е гг., сделала многие произведения писательницы хрестоматийными.
Однако и литературоведы (Г. Ли, Дж. Бриггс, С. Селлерс, Л. Маркус, С. Рои), не
столь ориентировавшиеся на достижения и открытия феминистского критицизма,
осознавали внутреннее единство художественного пространства текстов В. Вулф и
невозможность поместить какие-либо из сочинений писательницы за его пределы. В
1930-е гг. В. Вулф, как полагают специалисты, предпринимает ревизию устоявшихся
стереотипов восприятия женской прозы и становится учредителем нового
литературного канона, исследуя в своем позднем творчестве особенности женского
психотипа и феминной ментальности.
Появившиеся во второй половине ХХ ст.
новые феминистские подходы к творчеству В.Вулф (Дж.Маркус, Л.Маркус,
Дж.Голдман, Дж.Бриггс, К.Фроула), акцентировали развитие и исследование в прозе
романистки ведущих концепций гендерной критики (женское письмо, особая
повествовательная стратегия включающая в себя множественность пишущего «я»,
субъективность восприятия). Специалисты стали более внимательны к голосу самой
В.Вулф, звучащему со страниц ее дневников, мемуаров и писем. Сегодня
художественные и эссеистические работы В.Вулф становятся неотъемлемой частью
острой внутренней полемики феминизма, дискуссии «реалистов» и «модернистов»,
проблемы эволюции женской литературной традиции и формирования нового
художественного языка, вопросов феминистского использования концепта
«андрогинности», гендерной перспективы и различных «точек зрения».
Л. Маркус (2000) отмечает, что
литературный и культурный поворот В. Вулф к социальности, ее обращение к роли
женщины, ее месту в национальной истории (эссе «Профессии для женщин», «Женщины
и художественная проза», «Своя комната», «Три гинеи»), не был воспринят и в
полной мере оценен современниками: даже ближайшее окружение писательницы, ее
друзья и единомышленники (Л. Вулф, Э. М. Форстер, К. Белл), видевшие в ней
гениального писателя-экспериментатора, рано осознавшие уникальность ее
модернистской прозы, не приняли те эстетические задачи, которые ставила перед
собой романистка в начале новой декады, часто, рассматривая ее увлечение
феминизмом как отступление от высших форм творчества и социальную
ангажированность художника. Сама В. Вулф остро ощущала атмосферу современности,
востребованности свежего исторического взгляда, иного поэтического языка,
способного отразить неумолимость движения времени и хода истории, синтезировать
в себе форму искусства и «документированной культуры», «сырого факта»
действительности. В. Вулф по-своему включается в обсуждение, актуальной в тот
период темы женской эмансипации и женского авторства, предпосылкой к которой
явился феномен английского модернизма с его открытием множественности «я» и
субъективности индивидуального восприятия. Наряду с Дж. Джойсом и Д. Г.
Лоренсом, она предлагает собственный вариант женского сознания, характеризуя
его как совершенно иной тип видения, особую перспективу, отличную от
традиционной маскулинной точки зрения, обладающей другими значащими концептами
и собственными архетипами.
Новое образное модернистское понимание
истории через символы и концепты традиций и культуры прошлого, которое
предлагает В. Вулф в своих итоговых романах («Годы», 1938 и «Между актов»,
1941), становится своеобразным ответом писательницы молодым литераторам 1930-х
гг. (Дж. Леману, У. Х. Одену, Л. МакНису, С. Спендеру), упрекающим
предшественников-модернистов (В. Вулф, Дж. Джойса, Т. С. Элиота, Д. Г. Лоренса)
в политической пассивности. Писательница вступает в диалог не только с
традицией и современниками, но и с собственной прозой 1920-х гг. – следующее
десятилетие оказывается для В.Вулф прологом к новой творческой стадии,
характеризующейся иным ощущением времени и пониманием собственной идентичности,
неутихающим стремлением к коренному преображению реальности, уже однажды
перевоссозданной модернистами («Я вынуждена разбивать все шаблоны…»). Бунт
писательницы против вновь обозначившегося канона теперь оказывается ближе
авангардистской эстетике, актуализируя обращение В. Вулф к феминизму,
волновавшим ее социальным вопросам и теме творческой реализации художника. В
своих многочисленных эссе («Женщины и художественная проза», 1929; «Своя
комната», 1929; «Профессии для женщин», 1931; «Три гинеи», 1938 и др.) и
романах («Орландо», 1928; «Волны», 1931; «Годы», 1937; «Между актов», 1941) В.
Вулф рефлектирует над феноменом женского нарратива и предугадывает становление
в английском искусстве отдельной линии женской литературно- критической
традиции.
В последних произведениях («Годы», «Между
актов») писательница стремится сохранить важные для ее раннего творчества
поэтические формы, обретающие в ее поздней прозе уникальную мифопоэтическую
подсветку: феминное сознание, воссозданное В.Вулф в итоговом романе «Между
актов», вбирает в себя спектр женских образов – неуемное креативное начало,
воплощенное в облике мисс Ла Троуб, фигуру женщины-матери (Айза Оливер) и
женщины-богини, хранительницы рода (Люси Суизин), обладающих собственной
историей и особой созидательной целостностью.